Введение профстандарта

Профстандарт педагога хотели ввести с 1 января 2017 года. Не ввели. Теперь в планах стоит 1 сентября 2019 года. Может, снова не введут? Давайте поразмышляем о готовности учителей русского языка и литературы к внедрению профстандарта.

Структуру профстандарта педагога определяют две обобщённые составляющие: 

  • базовая («три кита» педагогической деятельности – обучение, воспитание, развитие);
  • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учётом особенностей работы педагога).

Кроме того, профстандарт имеет добавочный блок – «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями: 

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык». 

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Спектр достижений связан с опытом учителя и его педагогическим стажем:

  • сравнительно больше сформированных трудовых умений у опытного педагога (стаж 25 и выше лет),
  • Больше выявлено дефицитов у молодых специалистов (от 2 лет стажа до 10 лет).

 

Сформированные трудовые умения по блокам (ранжирование)

  1. Предметное обучение русскому языку.
  2. Воспитательная деятельность.
  3. Развивающая деятельность.
  4. Обучение.
  5. Реализация программ основного и среднего общего образования.

Предметное обучение русскому языку:

  • формирование коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся,
  • обучение методам осознанной обработки информации,
  • организация публичных выступлений,
  • стимулирование индивидуального литературного творчества,
  • применения в практике норм современного литературного языка.

 

Воспитательная деятельность:

  • реализация современных форм и методов работы,
  • организация деятельности ученических органов самоуправления,
  • развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции.

 

Развивающая деятельность:

  • выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем,
  • оказание адресной помощи обучающимся,
  • формирование системы регуляции поведения и деятельности,
  • взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума.

 

Обучение:

  • разработка и реализация программ учебных дисциплин,
  • осуществление деятельности в соответствии с требованиями ФГОС,
  • планирование и проведение учебных занятий, организация контроля,
  • анализ эффективности учебных занятий,
  • объективная оценка знаний,
  • формирование мотивации к обучению.

 

Реализация программ основного и среднего общего образования:

  • формирование общекультурных компетенций,
  • организация олимпиад, конференций, турниров, конкурсов для обучающихся с особыми образовательными потребностями,
  • определение оптимальных способов обучения и развития, индивидуального образовательного маршрута.

 

Анализ дефицитов:

  1. затруднения в определении критериев эффективности по предмету «литература»,
  2. недостаточно осуществляется работа с системой учреждений дополнительного образования,
  3. затруднения в применении педагогических и психологических технологий с детьми с ОВЗ,
  4. затруднения в определении степени эффективности сформированности позитивных образцов поведения в виртуальной реальности и соцсетях,
  5. затруднения в применении специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения (отсутствует такой опыт),
  6. затруднения в определении критериев эффективности ИКТ-навыков, в степени их формирования на уроке русского языка и литературы,
  7. адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу,
  8. организация устных и письменных дискуссий,
  9. формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате,
  10. моделирование видов профессиональной деятельности (например, издание школьной газеты, художественного или научного альманаха и т.д.).

 

Внутренние ресурсы

  1. Недостаточность материальной базы: интернет работает не во всех кабинетах.
  2. Дефицит узких специалистов: в штат должны входить тьюторы, кураторы, сурдопереводчики, дефектологи.
  3. Перегруженность педагогов: нет персонального подхода к каждому ученику, учителя работают на полторы-две ставки.

 

Внешние ресурсы

  1. Нехватка методических материалов для работы с учащимися разных категорий.
  2. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  3. Недостаточная осведомлённость представителей департаментов образования о том, что сегодня учитель «мастер на все руки», практически незаменимая «лягушка-царевна», которая может ВСЁ.

 

Возможные риски

  • Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах из-за новой системы должностей: старший и главный учитель, наставник и исследователь.
  • Отток из школы опытных учительских кадров.

 

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие – нет.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснётся, разделятся на два лагеря – тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придётся взяться за дело.


Презентация к тексту (файл ppt, размер 578 КБ, 18 слайдов).

Яндекс.Метрика