Профстандарт педагога хотели ввести с 1 января 2017 года. Не ввели. Теперь в планах стоит 1 сентября 2019 года. Может, снова не введут? Давайте поразмышляем о готовности учителей русского языка и литературы к внедрению профстандарта.
Структуру профстандарта педагога определяют две обобщённые составляющие:
- базовая («три кита» педагогической деятельности – обучение, воспитание, развитие);
- дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учётом особенностей работы педагога).
Кроме того, профстандарт имеет добавочный блок – «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:
- Обучение.
- Воспитание.
- Развитие.
- Реализация образовательных программ.
- Блок «Русский язык».
Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.
Спектр достижений связан с опытом учителя и его педагогическим стажем:
- сравнительно больше сформированных трудовых умений у опытного педагога (стаж 25 и выше лет),
- Больше выявлено дефицитов у молодых специалистов (от 2 лет стажа до 10 лет).
Сформированные трудовые умения по блокам (ранжирование)
- Предметное обучение русскому языку.
- Воспитательная деятельность.
- Развивающая деятельность.
- Обучение.
- Реализация программ основного и среднего общего образования.
Предметное обучение русскому языку:
- формирование коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся,
- обучение методам осознанной обработки информации,
- организация публичных выступлений,
- стимулирование индивидуального литературного творчества,
- применения в практике норм современного литературного языка.
Воспитательная деятельность:
- реализация современных форм и методов работы,
- организация деятельности ученических органов самоуправления,
- развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции.
Развивающая деятельность:
- выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем,
- оказание адресной помощи обучающимся,
- формирование системы регуляции поведения и деятельности,
- взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума.
Обучение:
- разработка и реализация программ учебных дисциплин,
- осуществление деятельности в соответствии с требованиями ФГОС,
- планирование и проведение учебных занятий, организация контроля,
- анализ эффективности учебных занятий,
- объективная оценка знаний,
- формирование мотивации к обучению.
Реализация программ основного и среднего общего образования:
- формирование общекультурных компетенций,
- организация олимпиад, конференций, турниров, конкурсов для обучающихся с особыми образовательными потребностями,
- определение оптимальных способов обучения и развития, индивидуального образовательного маршрута.
Анализ дефицитов:
- затруднения в определении критериев эффективности по предмету «литература»,
- недостаточно осуществляется работа с системой учреждений дополнительного образования,
- затруднения в применении педагогических и психологических технологий с детьми с ОВЗ,
- затруднения в определении степени эффективности сформированности позитивных образцов поведения в виртуальной реальности и соцсетях,
- затруднения в применении специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения (отсутствует такой опыт),
- затруднения в определении критериев эффективности ИКТ-навыков, в степени их формирования на уроке русского языка и литературы,
- адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу,
- организация устных и письменных дискуссий,
- формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате,
- моделирование видов профессиональной деятельности (например, издание школьной газеты, художественного или научного альманаха и т.д.).
Внутренние ресурсы
- Недостаточность материальной базы: интернет работает не во всех кабинетах.
- Дефицит узких специалистов: в штат должны входить тьюторы, кураторы, сурдопереводчики, дефектологи.
- Перегруженность педагогов: нет персонального подхода к каждому ученику, учителя работают на полторы-две ставки.
Внешние ресурсы
- Нехватка методических материалов для работы с учащимися разных категорий.
- Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
- Недостаточная осведомлённость представителей департаментов образования о том, что сегодня учитель «мастер на все руки», практически незаменимая «лягушка-царевна», которая может ВСЁ.
Возможные риски
- Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах из-за новой системы должностей: старший и главный учитель, наставник и исследователь.
- Отток из школы опытных учительских кадров.
Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.
Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие – нет.
На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснётся, разделятся на два лагеря – тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придётся взяться за дело.