Предлагаем к изучению наше осмысление содержания и структурных компонентов инновационной профессиональной деятельности педагога. Этот материал был впервые представлен на региональной стажировочной площадке.
В профессиональной деятельности педагога основную роль играют инновации. Они отличают одно образовательное учреждение от другого, позволяют добиваться качественно новых результатов, изменяют содержание и технологии обучения и воспитания, влияют на отношение учителей к новому, ведут к изменению своей профессиональной позиции, к преодолению препятствий в творческой самореализации.
Инновационная профессиональная деятельность педагога: содержание и структурные компоненты
Под инновационной деятельностью понимают новое, нестандартное, необычное, что осваивается в конкретном образовательном учреждении. Мы качественно и своевременно оцениваем и анализируем те изменения, которые происходят в методическом объединении учителей русского языка и литературы. 1-2 слайды
Состав учителей МО - участники стажировочной площадки. Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность решения многих проблем в лицее. 3 слайд
Содержание инновационной деятельности учителей МО. Для осуществления инновационной деятельности часть педагогов работают индивидуально, другие объединяются в творческие группы:
- по определенной теме или направлению деятельности;
- для решения определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса. 5 слайд
Виды инноваций. Учителя лицея - и опытные, и молодые - имеют необходимые качества для участия в инновационной деятельности:
личностные (большую работоспособность, готовность к творчеству)
и специальные качества (знание новых технологий, умение разрабатывать проекты, вести исследования).
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:
- с деятельностным подходом;
- с внедрением новых образовательных технологий;
- с профильным обучением. 6 слайд
Принципы деятельности МО. Деятельность МО строится на нескольких принципах. Это особенно важно, когда мы выделяем структурные компоненты инновационной деятельности педагога.
Среди них один из главных - мотивация:
1) внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокой категории);
2) мотивы престижа;
3) мотивы личностной самореализации. 7 слайд
Структурные компоненты педагогических инноваций. На схеме представлены все 3 структурных компонента:
- Креативный.
- Технологический.
- Рефлексивный.
Креативный компонент начинается с подражания опыту. Педагог, беря за основу идею, метод, разрабатывает содержание и формы реализации и создает свою собственную оригинальную концепцию. Например, учитель высшей категории Гусенцова Л.Д. изучила опыт использования интеллект-карт, применила его на уроках литературы, получила высокую оценку и от участников стажировочной площадки, и от жюри конкурса профессионального мастерства в сентябре 2014 года.
Технологический компонент инновационной деятельности педагога можно представить на примере технологической карты урока.
К рефлексивному компоненту я вернусь и прокомментирую чуть позже. 8 слайд
Технологическая карта урока: отличительные черты. В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическую карту урока. Чем она отличается от обычного плана-конспекта?
Технологическая карта — сценарий урока, содержащий описание процесса деятельности учителя и ученика, применяемого оборудования, дидактических материалов.
Другими словами, это проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата. Карта обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, помогает сократить время на подготовку учителя к уроку. 9 слайд
Формы технологических карт - пример. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Отличие технологической карты от конспекта урока в том, что она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс, согласовать действия учителя и учащихся. 10 слайд
Ещё один пример карты. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. 11 слайд
Структура урока по ФГОС. Учитель организует урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность, которая нацелена на результат. В структуре урока открытия нового до 9 этапов. Я не касаюсь всей типологии современных уроков. 12 слайд
Сравнение традиционного и инновационного подхода. Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов. Различия ощутимые. Изменяется структура урока; преобладают индивидуальная, парная и групповая деятельность; отдается приоритет деятельности ученика. Анализируя структуру урока, я хотела бы обратить Ваше внимание на сложности формулирования целей и задач урока. 13 слайд
Как различить цели и задачи? Иногда составление целей урока превращается в “магию слов”. Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Как не перепутать цели и задачи?
“Цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока”.
“Сформулированная цель должна быть:
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.” 14 слайд
Способы постановки целей урока. Цель урока может быть не одна, способ её выражения - это глаголы несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности.
Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
Есть средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Это диагностичность.
Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения.
Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.
- Сформировать.
- Научить.
- Ознакомить. 15 слайд
Задачи урока. Задачи урока делят на три категории: обучения, развития и воспитания обучающихся. Важно, что выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели. Решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение. 16 слайд
Отличительные черты инновационной деятельности педагога. Мы рассмотрели некоторые отличительные черты инновационной деятельности педагога. Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность учителя. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека и есть важнейший источник его роста". 17 слайд
Создание предметного сайта. Мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях.
С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
Так, к созданию предметного сайта мы подошли очень внимательно и творчески. Он создан на динамической платформе, которая позволяет обновлять содержание качественно и оперативно. Ни одна из представленных на слайде платформ нас не устроила. 18 слайд
Идея сайта - концепция. Очевидно, что сайт сегодня наиболее удобный инструмент для представления любых продуктов деятельности. Бумажный носитель имеет лишь текст и изображение, а сайт может донести информацию в мультимедийных формах.
Рассмотрим с этих позиций новую образовательную реалию, как веб-проект, представляющий педагогические профессиональные достижения методического объединения. Кроме тех функций, которые нам удалось реализовать уже сегодня, мы думаем о пользователях этого проекта.
- Это и педагог-коллега.
- И родителя ученика. Коммуникативная роль сайта у родителя может быть реализована в заочной форме.
- Самым важным адресатом предметного сайта выступает ученик. «Свой» (с кем ведется очное обучение) и «чужой», сетевой – с кем учитель непосредственно не знаком и контактирует опосредованно через материалы сайта. 19 слайд
Задачи предметного сайта. Сайт решает многие образовательные задачи.
- Индивидуализация содержания. На сайте же можно размещать вариативный материал: для сильных и заинтересованных – дополнительные задания повышенной сложности, дополнительный материал, углубляющий и расширяющий содержание урока. Задания тренировочного плана, задания с разъяснениями, как выполнять, комментарий к ошибкам, варианты заданий для исправления оценок. Что в этом случае мы получаем? Экономию времени на уроке и перенос части обучающего времени в Сеть.
- Конспект. Как известно любому учителю, в обычном классе соседствуют ученики аудиального и визуального типов восприятия. Первым проще воспринимать материал на слух, вторым удобнее, если он представлен графически (например, на доске). Работа на уроке часто сводится к тому, что от ученика требуется динамическое переключение этих каналов (сейчас слушаем, потом обсуждаем, потом записываем). Электронные версии материалов после урока можно было бы найти на сайте, это позволило ученикам работать более продуктивно.
- Дополнительное образование. Список ссылок на веб-ресурсы с аннотациями - это тоже расширение содержания образования, привлечение дополнительного учебного материала, новых информационных источников.
- Освоение Интернета ученикам происходит более динамично, однако назвать такой веб-серфинг содержательным и образовательно-ориентированным можно далеко не всегда. В этой связи предметный сайт может выступать в качестве навигатора для учеников. 20 слайд
- Популяризация детских достижений, демонстрация продуктов деятельности. Сайт – прекрасная выставка таких работ в различных форматах. Они могут стать поводом как для профессионального диалога с коллегами, так и быть фактором повышения ученической самооценки.
- Реализация возможностей дистанционного образования. Здесь же отметим важность полноценных конспектов для учеников, пропустивших учебу по болезни или другим причинам, детям, находящимся на домашнем обучении. Есть 9 и 11-классники, для которых актуальны комментарии к выполнению трудных заданий. 21 слайд
Предметный сайт мы создавали в 2012 году. Не только для ознакомления, но и для предоставления материала для скачивания и дальнейшего использования. 22 слайд
Мы выделили 3 зоны: теорию, практику и взаимодействие.
В первую очередь, это, естественно, содержательные компоненты сайта: ответы на вопросы, трудные разделы по русскому языку, золотая полка по литературе, виды контроля, материалы к урокам, методические разработки, ученические работы.
Во-вторых, материалы в помощь ученику, задания-тесты, олимпиады.
Третьим компонентом выступает форма обратной связи: комментарии и возможность задать вопрос. Есть также:
- ссылки на полезные сайты;
- раздел новостей на главной странице;
- наличие карты сайта;
- гиперссылки к самым новым документам;
- фотографии писателей, схемы, таблицы, аудиозаписи, презентации.
Как Вы помните, я пропустила креативный компонент и обещала к нему вернуться. Как мне кажется, вовремя.
Наше методическое объединение обладает высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам. В нашей деятельности занимает важное место интуиция, творческое воображение и импровизация.
Обратите внимание на статистику предметного сайта. На диаграмме видны посещаемость в течение нескольких дней, количество посетителей и просмотров.
Подведение итогов. Участие сайта в конкурсе, который проводит РОСНОУ дважды в год, зафиксировало результативность работы предметного сайта. Он третий в Центральном округе после Москвы и Ярославля.
Что же удалось сделать МО для повышения уровня профессиональной деятельности учителя лицея?
Первое, обогатили специальными знаниями и профессионально необходимыми умениями, вызвали потребность в саморазвитии, следовательно, повысили продуктивность педагогической деятельности.
Второе, сохранили лучшие традиции и единство подходов в обучении.
Третье, обеспечили устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространение передового опыта;
Четвертое, закрепили лидерские позиции лицея на рынке образовательных услуг.
В итоге создали новый опыт работы МО в школе, влияющий на профессионально значимые свойства учителя. 23 слайд