Представляем классный час «К своим истокам прикоснись. Река народной памяти».
Цель: формирование у обучающихся понятия народной идентичности.
Задачи:
- Сформулировать признаки этнической принадлежности.
- Познакомить с духовным наследием народа.
- Определить общность духовных ценностей народов России.
Форма проведения: час общения.
Используемая технология: технология развивающего обучения.
Используемые методы:
- метод по источнику получения знаний: словесный, наглядный, практический,
- метод по характеру деятельности: частично-поисковой,
- практический метод: сравнение, беседа,
Используемые приемы: рефлексивное чтение, обращение к жизненному опыту.
Оборудование: компьютер; проектор; презентация; изображение реки; капли, вырезанные из бумаги; карточки с надписями: «КУЛЬТУРА», «ЯЗЫК», «ЭКОНОМИКА», «ТЕРРИТОРИЯ»; раздаточный материал: фрагменты былины и олонхо, карточки с определением «этнос», карточки с определением «культура».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
- Вступительная часть.
Мотивация. Самоопределение к деятельности.
(Звучит аудиозапись стихотворения «Я узнал, что у меня...»)
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна. Я классный руководитель 6в класса МБОУ «Лицей № 21». Я рада вас приветствовать на сегодняшнем классном часе. Надеюсь, наша встреча будет плодотворной и зарядит позитивом.
- Россия — наша Родина, единство исторических судеб, традиций и обычаев, уходящих в прошлое, но не потерявших значения и сегодня.
- Россия — многонациональное государство. В России насчитывается около 200 этнических групп: татары, башкиры, марийцы, буряты, адыгейцы... И все мы — единый русский народ.
- Посмотрите на тему нашей встречи.
(Смотрят на слайд презентации с названием встречи «К своим истокам прикоснись. Река народной памяти».)
Постановка целей и задач.
- О чем будем говорить, как думаете?
(О своих истоках, о прошлом, о традициях.)
- А зачем мы будем об этом говорить?
(Чтобы больше узнать о своих корнях, помнить о традициях, понять, что есть народная память и почему мы сравниваем ее с рекой)
- Вот мы и сформулировали цель.
Постановка проблемы.
- А знаете ли вы, что такое этнос или народ?
(Высказывают свои предположения)
- Возьмите карточки зелёного цвета, прочитайте определение.
(Читают определение: «Этнос — это исторически сложившаяся общность людей, компактно проживающих на определенной территории, обладающих единством языка, экономики, культуры и иными субъективными признаками».)
- Какие признаки объединяют людей в единый народ? Открою вам секрет: в любом определении уже содержатся сущность понятия, нужно лишь суметь её увидеть. Давайте проанализируем понятие «этнос». Какие у него признаки?
(Обучающиеся работают с определением, анализируют признаки, объединяющие народ. Называют территорию, язык, экономику. Учитель крепит карточки с этими понятиями на доску).
- Хорошо. Но теперь давайте вот над чем подумаем.
- Общность территории: цыгане — этническое меньшинство, которое не имеет определенной территории. (Убираю карточку с понятием «ТЕРРИТОРИЯ» с доски.)
- Общность языка: в каждом языке есть внутренние разновидности — диалекты наречия. Значит, это понятие условно. (Убираю карточку с понятием «ЯЗЫК» с доски.)
- Общность экономических связей: во всем многообразии разноуровневых связей, сплетении отношений и взаимодействий очень сложно найти общий вектор. Значит, и это понятие условно. (Убираю карточку с понятием «ЭКОНОМИКА» с доски.)
- Что же осталось у нас?
(Культура.)
- Основная часть.
Актуализация знаний
- Все, что мы до этого назвали — и есть составляющие культуры.
- Что же делает народ единым целым? Что объединяет людей, проживающих на территории РФ?
(Культура.)
- Универсальный признак народа, та самая связующая нить — это культура.
- А что такое КУЛЬТУРА?
(Делают предположения)
- Возьмите карточки голубого цвета. Прочитайте определение.
(Читают определение: «Культура — это совокупность ценностей, созданных человеческим обществом за определенный период исторического развития или в ходе всего исторического процесса, как результат духовного производства».)
- Среди всей совокупности ценностей всегда есть важнейшие, подчеркивающие уникальность каждого народа, каждой нации. Не являются исключением и россияне.
-Все народы, проживающие на территории РФ, объединены общим историческим прошлым. История народа подобна реке, широкой и могучей, степенно несущей свои воды и преодолевающей на пути любые препятствия.
- Ребята, каждый из вас видел реку. А что такое река?
(Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки).
- Что подпитывает природную реку? Что делает её полноводной и не дает иссякнуть?
(Родники, ключи.)
- Ключи и родники, подпитывающие реку, не дают ей иссякнуть.
Применение знаний в процессе аналитической деятельности.
- А что же наполняет нашу реку памяти, реку жизни? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос, взяв за основу 3 объекта, отражающих материальное и духовное достояние разных народов России.
- Перед вами на карточках белого цвета представлены отрывки из произведений.
- Перед нами отрывки из эпических произведений.
- Что такое эпос?
(Произведения УНТ, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни).
- Прочитаем отрывок — он из былины про Илью муромца и Соловья-Разбойника.
(Читают отрывок.)
- Второй — героический эпос якутов — народа России, описание подвигов Нюргун Боотуре, храброго защитника людей.
(Читают отрывок.)
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
Из того ли то из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...
...У того ли города Чернигова
Нагнано то силушки черным черно,
А и черным черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не похаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую.
Он подъехал то под славный под Чернигов град.
ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО. НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ
...Если спросят,
Каков он собой,
Этот избранный богатырь,
Как он — бедный —
С младенчества вырастал,
Как в детстве,
Копье себе мастеря,
Верхнему миру грозил,
Зычно крича, вопя,
Что растопчет его...
...Если из Нижнего мира придут
Исполины-богатыри,
Если из Верхнего мира придут
Свирепые удальцы
Состязаться в силе со мной,
Если с угрозой они посягнут...
...Должен встретить достойно я
Этих грозных богатырей…
- Это произведения о ком?
(О богатырях.)
- Что общего у этих богатырей?
(Служат народу, храбрые, сильные, исполняют свой долг, защищают честь.)
- Мы назвали нравственные качества богатырей, в которых отразился образ защитника народа. И не важно, эпос это якутов или былина. У всех народов это представление общее.
- Поработаем в парах. Перед вами три капельки. Запишите, посовещавшись, качества, которые мы назвали, на одной капельке, и я запишу.
(Обучающиеся записывают. Учитель записывает на своих капельках и крепит на изображение реки.)
- Теперь рассмотрим еще один элемент культуры - орнаменты на одежде и предметах быта, отражающих мировосприятие и мироощущение народа.
- Рассмотрим орнамент курской вышивки.
(Рассматривают слайд презентации с фрагментом вышитой одежды.)
- А теперь посмотрите на чувашский орнамент.
(Рассматривают слайд презентации с фрагментом вышитой одежды.)
- Похожи они внешне?
(Да.)
- Вышивая, люди вкладывали определенное значение в предмет своего труда, отражали в нем то, что для них важно.
- Поэтому у каждого элемента в рисунке традиционно есть свое значение. У курского мы видим квадраты — символ земледелия, пересеченные квадраты — символ засеянного поля, мы видим и символы оберегов, символы очага.
(Рассматривают совмещенные изображения курской и чувашской вышивки.)
- Всмотритесь в узор чувашской вышивки. Пересеченные квадраты — символ земледелия, ромбы — равенство, единство, зигзаги — память предков и взгляд в будущее, треугольники — символ дома, семьи.
- Мы видим, что восприятие мира, символично отраженное в вышивке с помощью определенных символов, едино. Здесь содержится самые важные ценности для человека — семья, род, дом, земля, рождающая пропитание.
- Не важно, о ком мы говорим — о наших земляках или о чувашском народе — у вех нас одинаковое представление о мире и о значимых ценностях.
- Запишите ценности, которые мы назвали, на второй капельке. И я запишу.
(Обучающиеся записывают. Учитель записывает на своих капельках и крепит на изображение реки.)
- А теперь я предлагаю вам послушать отрывки из колыбельных, созданных разными народами.
- Это колыбельная села Плехово Суджанского района Курской области. (Слушают Аудио.)
- Это колыбельная эвенков — самого многочисленного северного народа России. Она о любви матери к своему ребенку.
(Слушают Аудио.)
- Хоть и язык второй колыбельной непонятен, что мы можем отметить общего у этих колыбельных?
(«Нюлимдя» — напев похож на «люли», напевность, поются ребенку с нежностью, колыбельная — выражение чувств заботы и любви, цель колыбельной — убаюкать ребенка, сделать сон его безмятежным).
Какие чувства отражены в колыбельных?
- Любовь, забота, тепло.
- Запишите эти чувства на третьей капельке. Я тоже запишу.
(Обучающиеся записывают. Учитель записывает на своих капельках и крепит на изображение реки.)
- Как вы думаете, чем же подпитывается наша река народной памяти?
(Делают предположение.)
- Река исторической памяти народа, цивилизации подпитывается этими общечеловеческими ценностями.
- Всё, что мы записали, — это составляющие культуры: нравственные качества, ценности и чувства.
- Одинаковы ли ценности у разных народов нашей большой страны?
(Да.)
- Какой мы можем сделать вывод?
(Пытаются сделать вывод, обобщение. Народы объединяют общечеловеческие ценности...)
- Мы можем с вами сделать вывод, что, не смотря на разные языки, традиции, у народов России есть общее, объединяющее начало, общие корни. Это то, что превращает многообразие этносов в единый народ, в российский народ — культура, базирующаяся на нравственных скрепах – долге, чести, служении, любви и уважении к своим корням, предкам.
- Все это и питает нашу реку памяти.
- Заключительный этап.
Подведение итогов.
- У каждой реки – малой или большой, стремительной горной или степенной равнинной есть исток, консолидирующее начало. Как река берет начало из небытия, холодных горных вершин или бьющих из недр земли родников и превращается в широкую полноводную стихию, так из безвременья, небытия, хаоса, варварства людская община превращается в народ — единство, упорядоченное гармонией, долгом, честью, и стремлением к счастью, счастью служения другим.
- Именно эта побудительная сила делает нас могучим, великим народом. Именно она привела нас к Победе в Великой Отечественной войне. Красную Армию, представляли 151 нация и народность. Все они стали на защиту своей Родины плечом к плечу, не зависимо от разреза глаз, цвета кожи , рода деятельности. Все они знали – рядом не просто товарищ, рядом — брат, который пожертвует собой, спасая другого. Это и поразило наших врагов.
- Честь, долг, стремление к счастью через служение другим — то, на что опирается наш российский народ.
- И не случайно этот год объявлен Годом культурного наследия народов России. Наследие — это то, что превращает нас в непреодолимую силу, могучую, непобедимую, бушующую реку.
Рефлексия.
- Пришло время наполнить нашу реку. Возьмите ваши символические капельки, на которых написаны те качества, которые объединяют наш народ и прикрепите их к полотну, символизирующему нашу реку.
(Прикрепляют свои капельки к изображению реки.)
- Только когда каждый из нас будет подпитывать эту реку, она с силой устремится к горизонту. И только наш народ, единый российский народ мог создать такую песню.
(Слушают аудиозапись песни «Ты, я, он, она — вместе дружная семья...»)
- Спасибо за работу. Надеюсь, наша встреча оставит после себя положительные эмоции.