images/slideshow/fact55.jpg

Говорят не зря, что на обидчивых воду возят. Они могут обидеться из-за любой мелочи: слова, взгляда, действия.

Разве можно подсчитать, сколько раз в день мы обижаемся? Психологи дали такое задание шестиклассникам.

Выяснилось, что из сорока трёх человек десять не могли вспомнить ни одного случая, когда они всерьёз на кого-нибудь обиделись, семнадцать человек обижались один раз в день, у пятнадцати по три-четыре обиды насчитывалось в день, один человек отказался отвечать на вопрос.

Рекорд обидчивости поставила одна девочка, которая обижается часто на девочек и на мальчиков, на учителей и на классного руководителя, на подругу и на младшую свою сестрёнку. За что?

В общем-то, по пустячным поводам. А всё потому, что ей трудно находить общий язык с ребятами и с учителями, а всем трудно с ней. Чуть что — обидится, замкнётся, расплачется.

Почему не складываются отношения с людьми? Сначала попробуем не винить во всём других, а без снисхождения попытаемся разобраться в причинах происходящего. Давайте на себя посмотрим со стороны! Это сделать очень трудно, но нужно.

Честно ответим на вопросы, когда обида появилась впервые. Да, все сначала хвалили, а потом неожиданно начались трудности: там не поняла, тут не сделала, схватила двойку. Кто виноват? Конечно, те, кто плохо объяснил, кто не подсказал, не посоветовал, не помог. И оказалось, что дело в самом человеке, у которого что-то не получается, а не в окружающих людях.

Психологи установили: обида появляется, как только желаемое расходится с действительностью. Надеялся получить хорошую отметку, поставили тройку, роль, которую ждал, отдали другому. Думал, ребята позовут в игру, а они не позвали…

Когда обходят стороной, когда что-то не получается, опасно думать плохо о других. Но не всегда в жизни всё складывается удачно, бывает, возникают трудности. Их нужно преодолевать. Люди по-разному относятся к случившемуся. Один пройдёт и закалится в трудностях. Другой болезненно переживает. Обиды накапливаются. Появляется дурная привычка — себя оправдывать, других виноватить. Что делать? Обидчивому и так плохо. Он страдает, мучается. А надо лишь обратить внимание на своё поведение.

Пример первый. Учитель поставил за контрольную три, а раньше ставил четыре и пять, но в работе много ошибок, значит, надо наверстать запущенное, а не швырять тетрадку и не дерзить учителю.

Пример второй. По физкультуре — двойка, но учитель не виноват в том, что постоянно убегаешь с уроков физкультуры или забываешь форму. Ведь это ты не любишь прыгать и бегать...

Пример третий. У подруги или товарища был день рождения, а тебя не позвали. Но вспомни: на каток с друзьями ходила, а подругу или товарища не позвала. Вот так...

Если хорошенько подумать, можно разобраться, справедливы или не справедливы товарищи или взрослые. Прежде чем обижаться на других, нужно критически отнестись к себе. Тогда многие сложности исчезнут сами собой.

А. Фёдоров-Давыдов

Жестокая обида

Сказка-басня

Однажды заяц подошел к медвежьей берлоге, когда там медведицы не было, посмотрел на медвежат, засмеялся и сказал:

— Эх, вы, куцые увальни! Медвежата толстопятые, костоломы ненавистные!..

И плюнул в берлогу.

Медвежата ужасно обиделись и, когда вернулась медведица домой, они сказали:

— Был здесь заяц, выбранил нас и в берлогу плюнул. Мы не будем ни есть, ни пить, пока ты с ним не расправишься, кaк следует.

Рассердилась медведица, бросилась зайца разыскивать.

Да заяц сам знал, что это ему даром не пройдёт, и держал ухо востро.

Только завидит медведицу, сейчас же бросится в сторону, — только его и видели.

И день, и ночь гонялась медведица по лесу за зайцем, — ни есть, ни пить ей некогда, — только бы зайца изловить.

А заяц, словно нарочно, дразнил её Выскочит перед самым носом медведицы и крикнет:

— А я вот он, вот он, вот он! — И в кусты.

Три дня гонялась медведица за зайцем, на четвёртый заревела на весь лес:

— Либо выдайте мне зайца, либо я против всех пойду, — весь лес вверх корнями переверну!..

А ворона ей с дубy и каркает:

— Ах, медведица, медведица!.. 3аяц глуп, и ты с ним заодно захотела быть. Плох тот медведь, что на заячью брань откликается. Ты за ним гоняешься, только славу ему готовишь. А ты лапой махни на это, и дело с концом.

Вытаращила медведица глаза на ворону.

— Верно ты говоришь, а мне самой и невдомёк! ..

Литература

Фёдоров-Давыдов А. Жестокая обида. Сказка-басня // Мурзилка. — 1927. — № 2.

 

Сведения об авторе

Александр Александрович Фёдоров-Давыдов (1873–1936) — советский детский писатель, издатель, переводчик, редактор журналов «Детское чтение» и «Педагогический листок», «Муравей», «Светлячок», Путеводный огонёк», один из авторов журнала «Мурзилка».

Яндекс.Метрика