Почему подростки читают фантастическую литературу

Каждый человек выбирает себе литературу на основе ряда определенных факторов: возраста, материальных средств, доминирующих потребностей и, конечно же, личных предпочтений.

Книги влияют на формирование нравов, мировоззрение, мировосприятие, индивидуальное мнение читателя и его кругозор, а также на становление личности в целом, которое имеет наибольшее значение именно в подростковом возрасте.

Какие же книги читает наша молодежь, на какой культурной основе формируется общественный «двигатель прогресса»?

В наше время среди подростков обрели популярность произведения детективного характера, образчики жанров фэнтези, мистика и научная фантастика, т. е. те книги, в которых представлено нечто, в реальности не существующее и являющееся исключительно плодом воображения автора. Последний род является доминирующим, его предпочитает большинство.

В чём же причины столь высокой популярности фэнтези и подобных ему жанров у подрастающего поколения?

Кто-то читает книги данных жанров потому, что ему это интересно, кто-то – по причине их нынешней популярности (эпопея «Гарри Поттер», например, была признана самой известной в мире), кто-то увлекался ими в детстве, но сейчас утратил к ним интерес и перешел на что-то другое, а кому-то вымышленные миры кажутся гораздо более привлекательными, чем наш, реальный.

Почему именно эти причины и существуют ли другие? Давайте же рассмотрим некоторые варианты.

Грамотный PR-ход как гарантия успеха

Стоит зайти в любой книжный магазин, как вы тут же увидите большое количество плакатов и стендов, рекламирующих очередной фантастический шедевр. Это сразу вызывает интерес у рядового читателя, особенно если он не смотрит рецензии опытных литературных критиков – таким образом можно обеспечить популярность любого, даже самого бездарного произведения. Например, получили известность книжные серии: «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, «Эрагон» Кристофера Паолини, «Сумерки» Стефании Майер, «Дозоры» Лукьяненко, «Девятимечье» Иара Эльтеруса.

Подростки – аудитория, у которой зачастую отсутствуют вкус и собственное мнение, они как чистый лист, по которому можно писать чернилами при помощи умелого пера копирайтера. Это позволяет делать хорошие деньги.

Другое явление – ситуация, при которой именитые критики буквально заваливают какое-нибудь произведение в крайней степени отрицательными рецензиями и, сами того не желая, дарят ему известность – не очень хорошую, но популярность есть популярность, да и авторам различного ширпотреба для подростков главное – деньги, а не признание.

Также имеет место быть третье явление. Давайте представим, что по известной книге сняли фильм, который в итоге многократно окупил свой бюджет и практически стал культовым. В таком случае многие зрители захотят ознакомиться с первоисточником (данная схема, к слову, вытекает из первой). При этом автор книги помимо доли доходов с фильма получит еще и дополнительный заработок с продажи книги.

Иначе говоря, подростки – неиссякаемый золотой мешок для тех, кто знает, как его развязать.

«Мне просто интересно»

В школе на уроках литературы подростки читают и разбирают произведения с серьезным и порой философским сюжетом, оценить который могут лишь те, кому больше четырнадцати лет. Не удивительно, что эти произведения кажутся им очень скучными (хотя это не так). Пусть в большинстве фэнтези штампованный сюжет, а размышлений о возвышенных материях нет вовсе (потому что данная литература по большей части относится к разряду развлекательной), подростки ценят её за необычность, возможность разнообразить свой досуг.

Кроме того, чувства и эмоции, которые испытывают герои этих книги, сходны с теми, что свойственны детям во время подросткового периода. Многим из них гораздо интереснее читать про ведьмака Геральта, Эрагона и Гарри Поттера, чем про Хлестакова, Чичикова, Онегина, Печорина и других.

Увлечение фэнтези со временем пропадёт. Подросток рано или поздно перенасытится разномастными штампами и клише – дойдет в итоге до того, что будет предугадывать развитие действия и восклицать: «Да я же все это уже сто раз читал!» В классической литературе, например, шаблонов и условностей меньше (а в детективной их, к слову, больше всего, для сравнения).

«А мне больше нравится в Средиземье, чем тут!»

Не последнюю роль в крайней увлеченности фантастической литературой играет психологический фактор. Кому-то альтернативные вселенные кажутся более привлекательными, чем реальный мир. В основном это люди, испытывающие трудности с общением или отсутствие эмоционального тепла, эскаписты[1] и те, кому некомфортно находиться в среде сверстников, кто склонен к аддикциям[2] (попросту не представляет жизни без фэнтези) и, возможно, страдает разными психологическими расстройствами (например, хикикомори[3]).

«Мечтательность хороша... Она успокаивает лихорадку деятельного ума, нередко жестокую, и порождает в нём лёгкий прохладный туман, смягчающий слишком резкие очертания ясной мысли, заполняет пробелы и пустоты, связывает отдельные группы идей и затушевывает их острые углы. Но одна лишь мечтательность все затопляет и поглощает. Горе труженику ума, позволившему себе, покинув высоты мысли, всецело отдаться мечте! Он думает, что легко воспрянет, и убеждает себя, что, в общем, это одно и то же. Заблуждение!» – пишет великий французский романтик Виктор Гюго в своём произведении «Отверженные».

«Я хочу выделяться на фоне других!»

Каждый подросток принадлежит к определенной социальной группе, в которой он хочет выделяться. Фэнтези – тоже своего рода способ выделиться. Благодаря этому подросток будет чувствовать себя индивидуальным, находясь в некоторой среде. Но если остальные члены данной группы возьмут пример со своего товарища и тоже начнут читать фэнтези, то сам он резко утратит к нему интерес, потому что перестанет выделяться на фоне других.

Заключение

Если вы хотите ознакомиться с жанром фэнтези, прочтите «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена, «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта, «Путешествие Алисы» или другие романы Кира Булычева, рассказы о Конане-варваре Роберта Говарда. Эти произведения относятся к разряду классики фантастической литературы. При желании получить более широкое представление о ней можно обратиться к таким авторам, как Джордж Мартин, Джоан Роулинг, Рик Риордан, Стивен Кинг, Дэвид Линч, Уильям Гибсон, Нил Гейман, Клиффорд Саймак, Урсула ле Гуин, Анджей Сапковский, Ричард Скотт Бэккер, Гарри Гаррисон. Также вам, вполне возможно, будет интересно ознакомиться с журналом «Мир фантастики».

Ссылки:

[1] Эскапизм (от англ. escape - бежать, спастись) - стремление личности в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий или фантазии. (Ист. – «Академический словарь»)

[2] Aддикция (лат. addictio, от addicere - присуждать, приговорить) - ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности.

[3] Хикикомори (яп., разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, т. е. «острая социальная самоизоляция») — японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов.

Яндекс.Метрика