
Всё в нашем мире повторяемо, циклично. Трудности проходят. После тьмы наступает свет.
Хочу представить свой мастер-класс, который я проводила на конкурсе профессионального мастерства в 2025 году, иллюстрируя конвергентный подход в обучении.
Автор мастер-класса: Вараева Т.А.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА
Посмотрите на изображение. Перед вами корабль. Куда он плывёт?
(варианты ответов)
Любой корабль плывёт непременно в порт. Что его там ждёт?
(ответы)
Он получит необходимое снаряжение, быть может, товар или оплату. Это результат его пути.
Но как он наметит этот путь?
Курс корабля прокладывается по ориентирам: например, по звёздам. Следуя за звездой, он все равно попадет в порт, то есть достигнет результата, но его путь уже будет проложен не только в реальном море, но и в звездном, и будет наполнен духовным смыслом.
Что есть для корабля звезда? Мечта? Идея? Смысл?
И в школе дети, даже предвидя результат, не чувствуют смысл того пути, который они к этому результату прокладывают.
Вот почему перед учителями встаёт проблема формирования эмоционального интеллекта – способности понимать свои эмоции и чувства других, обладать уверенной мотивацией – внутренней движущей силой, а главное – видеть смысл в своих действиях и намерениях.
Дети не должны быть равнодушными. Если цель и действие находят в их сердце эмоциональный отклик, то и результат будет наполнен смыслом.
Как основа движения корабля – парус, так и основа жизни в движении для человека – его сердце.
Сердце… О чём вы думаете, когда мы говорим о сердце? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
(варианты ответов)
Здоровое сердце можно определить по кардиограмме (на экране кардиограмма).
Что мы можем сказать о самочувствии человека по этой кардиограмме?
Как бьётся его сердце?
Когда в нас так чётко и ритмично бьётся сердце?
(варианты ответов)
Марина Цветаева говорила: «Я могла бы сказать: не любовь вызывает во мне сердцебиение, а сердцебиение – любовь». Это значит, что пока сердце бьётся, только тогда в нём могут появиться прекрасные чувства. Если душа дышит, то и любовь будет.
Вспомните себя в школьные годы. Как трудно было запомнить особенности стихотворного ритма, двусложные, трехсложные размеры стиха! Как пугающе звучали ямб, анапест, амфибрахий… Было ли вам трудно запомнить стихотворения наизусть?
(варианты ответов)
Я твёрдо уверена: учить стихотворение наизусть можно только тогда, когда его прочувствовал, понял его смысл.
Своим ученикам я предлагаю учить стихи наоборот: начинать с конца и постепенно двигаться к началу. Это позволяет им уйти от механического заучивания, лучше понять ритм и композицию стихотворения, смысл каждой строки, каждой строфы. Для лучшего запоминания дети сопровождают проговаривание строк ритмом – аккомпанируют себе ладонью.
Давайте вместе запомним одну строфу из стихотворения Александра Блока «После дождя».
Сначала познакомимся со стихотворением.
Сирени бледные дождем к земле прибиты…
Замолкла песня соловья;
Немолчно говор слышится сердитый
Разлитого ручья.
Природа ждёт лучей обетованных:
Цветы поднимут влажный лик,
И вновь в моих садах благоуханных
Раздастся птичий крик.
Итак, что произойдёт в последней строке? Раздастся птичий крик.
Где и когда раздастся птичий крик? И вновь в моих садах благоуханных.
А теперь соединяем:
И вновь в моих садах благоуханных
Раздастся птичий крик.
Идём далее. Что-то ещё произойдёт:
Цветы поднимут влажный лик.
Соединяем с последними двумя строками:
Цветы поднимут влажный лик,
И вновь в моих садах благоуханных
Раздастся птичий крик.
А всё происходит почему? Природа ждёт лучей обетованных.
А теперь объединим все 4 строки:
Природа ждёт лучей обетованных:
Цветы поднимут влажный лик,
И вновь в моих садах благоуханных
Раздастся птичий крик.
С помощью такого приёма дети чувствуют ритм стихотворения, законченный смысл каждой строфы. Как мы видим по этому примеру, природа ждёт лучей, когда цветы поднимут свои лики и тогда раздадутся птичьи крики.
Бывают ли смысловые ритмы?
(варианты ответов)
На море, помимо волн, бывают ритмические движения в виде приливов и отливов. В поэзии смысловые ритмы выделяются композицией.
Вернёмся к нашей кардиограмме. Что она нам напоминает?
(варианты ответов)
Перед нами схемы стихотворных размеров: ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
Такой конвергентный подход, когда дети получают знания по литературе через другие дисциплины (в данном случае – это использование математических графиков, физических амплитуд), способствует успешному усвоению литературоведческих понятий и их специфики.
Продолжает свой путь наш корабль. Какое направление он примет? Он может двигаться против ветра… Какие ещё направления он может принять?
(варианты ответов)
Совершенно верно: корабль может двигаться по ветру, против ветра, а также без ветра, по фарватеру – безопасному, обозначенному заранее направлению. Что же может стать направлением для него?
Перед вами три фрагмента стихотворения различных эпох: Серебряный век, Золотой век и эпоха классицизма.
Как вам кажется: поэзия какой эпохи будет соответствовать этим трём направлениям?
(варианты ответов).
Владимир Маяковский − представитель Серебряного века:
Нынче
наши перья —
штык
да зубья вил,—
битвы революций
посерьёзнее «Полтавы»,
и любовь
пограндиознее
онегинской любви.
Бойтесь пушкинистов.
Александр Пушкин – представитель Золотого века:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.
Воздвигся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Александр Сумароков – представитель классицизма:
Кто пишет, должен мысль прочистить наперед
И прежде самому себе подать в том свет;
Но многие писцы об ном не рассуждают,
Довольны только тем, что речи составляют.
После вариантов рабочей группы предложить правильный ответ:
Серебряный век – против ветра (идти против правил и норм).
Золотой век – по ветру (ритмичные стихотворения по правилам стихосложения).
Классицизм – без ветра, по заданному направлению (по образцам античности).
Мы видим: какое бы направление ни принял наш корабль, он всё равно будет плыть. Плыть за своей звездой.
За идеей, мечтой.
И зря модернисты пытались «бросить с корабля современности Толстого, Достоевского, Пушкина».
Не будь литературы Золотого века – с кем бы тогда им спорить в своем творчестве? Кого отрицать?
Или если бы не было классической поэзии 18 века, кого бы брали за образец Пушкин, Лермонтов, Боратынский?
Перед вами метод ретроспекции, позволяющий заглядывать в прошлое и оценивать настоящее, устанавливать не только исторический, но и эмоциональный контекст.
Как вы могли увидеть, у каждого стихотворения своё сердцебиение – ритм. В каждой строке звенят волны стихотворного размера. Способность чувствовать это, проникать в смысл произведения, идти к своей звезде, намечая правильный путь, – это и есть главная цель изучения классической литературы.
Но мы понимаем, что целеполагание и смыслообразование – цель всего обучения: чувствовать, чтобы понимать.
Понимать, что знать.
Знать, чтобы жить.
Рефлексия.
Когда я готовилась к этому мастер-классу, моё сердце билось так: (медленный, сбивчивый стук), когда я выходила на сцену, моё сердцебиение участилось (быстрый, ритмичный стук); а сейчас, видя ваши открытые лица и ощущая энергию взаимодействия, моё сердце бьётся уже более спокойно и ритмично.
А как бьются сейчас ваши сердца? Какому настроению соответствует ритм вашего сердцебиения? Попробуйте изобразить.