images/slideshow/fact55.jpg

Проектная работа педагога по методической теме на занятиях учебного курса «Филологическая студия».

1.Тайна былин

Не кажется ли удивительным тот факт, что некоторые тексты, написанные древним архаическим языком, дошедшие до нас из глубины веков, абсолютно игнорируемые двигателями рекламы, тем не менее, существуют в памяти поколений? Образы былинных богатырей, сюжеты былинных сказаний, сам творческий метод былинных сказителей присутствуют в современном мире несмотря на небывалую плотность информационного контента, где, казалось бы, невозможно присутствие ничего естественно-живого. Как живое слово былин остаётся для нас живым? Для всех ли это слово живо? Раскрыть эту тайну – значит познать секрет антимедийной и сверхмедийной популярности, который переживает века.   

Тексты былинного повествования раскрываются при помощи принципа троичности, который формулируется в слогане: «Три в одном». Всякий раз, когда мы смотрим на какой-либо объект, подающий признаки жизни или признаки духовности, мы не должны обманывать себя его внешним видом – он заключает в себе диалектическое и динамическое триединство духа и материи, жизни и смерти, формы и содержания. Другими словами, в попытке разгадать тайну русских былин, мы должны использовать метод былинных сказителей, их мировоззренческую парадигму – способность видеть в одном явлении триединство смыслов.

Условно мы разделяем эти смыслы на три пространства:

1.Пространство художественного вымысла, сказочной иллюзорности, мифа.

2.Пространство исторической реальности.

3.Пространство истинных духовных смыслов.

Пространство мифа – это и есть то самое содержание, сюжет былины, который на современней момент исследован фольклористами предшествующих столетий весьма основательно.

Пространство исторической реальности – те исторические события, которые фольклористы и культурологи традиционно определяют как метафорически выраженную событийную подоплеку сюжета, идейную составляющую содержания былины. Здесь мнения расходятся. Известно, что по каждой былине существует несколько вариантов правдоподобных версий, между которыми нет принципиальных отличий. Мнения же филологов расходятся по причине их личной мировоззренческой приверженности той или иной методологии исследования.

Общим местом, которое вызывает затруднения, становится определение идеи былины. Так, материалист В.Я. Пропп определяет за былинного христианского сказителя, что именно он, этот христианский сказитель, хотел сказать своим творчеством. Противоречия, объективно существующие между материализмом и христианством в научном филологическом дискурсе, неразрешимы. Эта концептуальная невозможность приводит к указанному противоречию. Былина – это, прежде всего личностное общение артиста и зрителя. Записанный текст былины не отражает полноты былинного феномена. В былине первична не историчность, а духовность смыслов.

Пространство истинных духовных смыслов – это та опора, которая служит духовным основанием для создателя былины. Это краеугольный камень, который не отвергли былинные сказители, а традиционно считали стержневой, композиционно-определяющей частью былины. Былинный певец буквально «строил» – возводил – свою былину, видя перед собой реального слушателя – человека определенной сословной принадлежности, определенных духовных достоинств и личностных качеств.

Тонкое психологическое чутьё, основанное на знании человеческой натуры в контексте христианской антропологии, позволяло «надевать» образы былинных богатырей на истину существования христианина в определенных обстоятельствах по калькам сюжетов, описанных еще в Ветхом и Новом Заветах. Так, переплетая духовность библейских смыслов и сюжетов с реальностью творческого процесса воспроизведения былины в условиях очевидности происходящего на Руси исторического процесса вековой выдержанности, былинный певец организовывал внимание слушателя на духовную работу по «угадыванию» истины в задаваемой им «фантазии русского былинного эпоса» и в той исторической реальности, которая всем известна. Причем, среди трех пространств, очевидно, приоритетным и основополагающим является пространство духовных христианских смыслов былины.

В момент «выпевания» былины сказителем (прочтения былины) это триединое пространство сталкивается и, взаимодействуя, переплетается  с триединством личностного духовно-эмоционального восприятия мира слушателем (читателем), порождая тайну реальности и вечной жизни былины. Тайна рождается при столкновении двух миров-мировоззрений: мира былинного сказителя и мира слушателя. Духовный мир былинного сказителя – православного христианина – мы определяем по предмету его творчества – былиной. Мир слушателя нам не известен, его мировоззрение невозможно представить заранее, в каждом отдельном случае это будет уникальный опыт восприятия. Однако метод разворачивания былинного повествования нам говорит о параметрах процесса творческого взаимодействия двух личностей: сказителя и слушателя, и этот метод уникален.

Былина разворачивается одновременно в трех временах. Это не традиционные времена: прошлое, настоящее и будущее. Это специфически простые былинные времена: сейчас, сегодня и вечно. Сейчас, в этот самый момент, в эту секунду, разворачивается перед слушателем эмоционально-событийное полотно былины. Это мгновенное время – сейчас – заключено внутри большого периода времени, который мы зовем «сегодня». «Сегодня» живет в конкретный день недели, месяц и год современной эпохи. Это этап времени, наполненный вполне определенными планами, стадиями карьерного роста, личностными переживаниями и социальными функциями человека-слушателя. Этап «сегодня» на фоне которого, сегодня и сейчас, этот человек, превратившись в слушателя, погружается с головой в некий фантасмагорический мир гротескных форм, экстремальных ситуаций и странных парадоксальных решений, невероятно похожих на мелкие проблемы в его собственной судьбе, только представленных с другого ракурса и приносящих последствия другого масштаба.

Вечность – та качественность времени, которая присутствует всегда в любом его отрезке. Вечность, намеком, краем своего хитона, дыханием, взглядом, проникающая и в «сейчас», и в «сегодня», превращает эту связь времён в неразрывное целостное время, которое и слушатель, и сказитель обречены прожить вместе здесь и сейчас в атмосфере древнего былинного сказания, внезапно обретшего черты реального мира и неотступно требующего от обоих участников незамедлительного преображения этого самого мира. Как именно будет преображен мир, зависит от общего выбора каждого участника творческого процесса здесь и сейчас. Как правило, это духовно-нравственный выбор сразу становится явным в момент, называемый в театральном искусстве «катарсис», – тогда, когда слушатель выплескивает на артиста-сказителя свою духовно-эмоциональную поддержку былины или былинного героя.    

Исходя из вышеуказанных позиций представляется возможным угадывать истинный исторический смысл былины по тем духовным маркерам, которые для нас – православных христиан – очевидны. Маркерами являются смыслы Священного Писания, сюжеты библейских историй, которые известны всем. Эти смысловые отрывки созвучны пониманию вечности. То есть угадывание исторического смысла былины – это процесс обратный импровизационно-творческому процессу сочинения былин. Сказитель загадывает загадку, например: кто скрывается под маской-образом морского царя в былине Садко – слушатель же отгадывает.

Принцип приоритета, первичности духовного смысла над принципом историчности позволяет понять некоторые вольности, допускаемые некоторыми сказителями, которые не обладали достаточными знаниями по истории, лингвистики или географии.

Этот принцип является для современного человека тайной. Вечность истины становится не очевидной. Феномен былины в том, что слушатель или даже читатель, самостоятельно вникая в текст, через верность своим личностным нравственным приоритетам (посредством совести) способен угадать духовную истину, историческую правду даже на абсолютно искусственном и фантастически стилизованном материале, чем часто представляется современному читателю русский былинный героический эпос в новой глянцево-угодливой потребительской книжности на любой вкус.

2. Духовный потенциал русских былин

Былины – одно из самых чудесных явлений русской культуры. Мне хочется рассмотреть именно эту сторону всем известного явления.

Действительно, былины в России знают все. Образы былинных богатырей тиражируются в российской культуре. Великолепные анимационные (мультипликационные) фильмы создают свою собственную трактовку этих образов. Наполненные юмором, речью, переполненной узнаваемыми персонажами современной культуры, ссылками на известнейшие кинофильмы, книги, стихи, эти фильмы приковывают к себе внимание талантом его создателей.

Есть и другие изделия культуры: яркие глянцевые книги о богатырях, в которых от великого явления русской культуры не остаётся ничего, кроме этикетки – символа – названия богатырь. Эти «богатыри» по содержанию своего образа абсолютно идентичны образцам современного западного героя: «бэтману», «супермену», «человеку-пауку» и прочим представителям современного героического американского детского эпоса-контента.

Проблема современности в подмене понятий: в нашей культуре существует и тиражируется совершенно ложный искаженный взгляд на жемчужину фольклора – былину. Создатели этого контента – взрослые люди – не имеют представления о том, чем именно отличаются русские богатыри от героев других сказок или эпосов других этносов. Взрослый русский человек, воспитанный в России, оказывается чуждым нашему духу. Наши дети отчуждаются от нас и нашей культуры, от нашей веры, потому что не знают и не видят её. И этот процесс потери своих корней и, следовательно, душ своих детей будет продолжаться. А ведь об этом тоже говорится в былинах. И в былинах есть рецепт избавления.

Мы сами себя обманули. Ещё в ХХ веке. Мы подменили былину – книгой. Для нас былина – это текст, напечатанный на бумаге. Но не так относились к былине её первооткрыватели (Рыбников и другие), не так относились к былине сказители, не так относятся к былине и современные исследователи.

Былина – это факт художественно-артистического преломления вечности в момент живого духовно-личностного взаимодействия сказителя и слушателя. Былина – это прежде всего то, что существует здесь и сейчас. Сегодня. Былина – это то, что существует в вечности, т.е. всегда.

3.Бытованание былин в русской культуре ХIХ века

Былины – чудесный факт сохранности Слова традицией русского песенного творчества. Былины фактом своего существования раскрывают многие тайны, скрытые от нас за семью печатями, т.е. за годами, отданными на прочтение и изучение сложнейших филологических исследований – наследия нашей русской лингвистики и литературоведения. Какие тайны? Например, наиболее устойчивая форма сохранения исторических связей – это язык.

Помните, на столетие Ахматовой Бродский написал:

Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос —
Бог сохраняет все; особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты…

Живой голос былин сохраняет для нас не только историю становления русского языка и русской культуры, но и те аксиологические вершины духа, которые являлись опорой становления русского этноса, русской цивилизации. Былина – это бескомпромиссная проповедь глубинных основ православия в широчайшем охвате всех социальных слоёв русского народа неканоническими средствами. Былина – творческая проповедь основ христианской жизни в языческой среде. Тайное знание, загадка былин – в духовных опорах христианства, в знании православной веры. Здесь нет компромисса: нет веры – нет знания. Ибо знание – духовно.

Тексты былин сохраняют те сокровища русского народа, которые в современное время способны возродить Русь, если народ сподобится их принять. На примере прочтения трёх былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Святогор Богатырь» и «Садко» мы, полагаю, сможем докопаться до истины.

4.Слово о былинных певцах

Певец выбирает то, о чем он будет петь своему слушателю. Певец в момент пения сочиняет былину из того материала, что у него в памяти. Если он что-то забыл, то в угоду существующему моменту он готов изменить текст былины. Однако существуют некоторые принципы, которые все певцы соблюдают.

1)Аксиологическая незыблемость смыслов былин. То есть ни один певец не будет петь против своей веры. Авторитет певца очень высок. 

2)Ни один певец не будет самовольно менять былинную традицию (каноны былинного творчества, систему образов, характеры персонажей, идею произведения). Расправа за ложь жестока.

3)Все остальные композиционные элементы желательны, но не имеют жесткой детерминации. Все произведения импровизационно-эксклюзивны, созданы в момент пения. Ни один сказитель не может их повторить намеренно.

4)Былина узко, точечно направлена и создается порой для одного слушателя в целях переживания им катарсиса или острого религиозного исповедания и осознания истины.

Все примеры указывают на некий жанр обобщения форм былины в «ограде церковного общения» − это исповедь и проповедь. Эти принципы взяты из содержания былин. Анализ былины о Садко будет доказательством.

5.Исцеление Ильи Муромца

Историзм или духовность – главные принципы изучения былин. В былинах присутствует три уровня развития событий: личностный, душевный и духовный. Эти три уровня восприятия текста перекликаются с тремя уровнями подачи содержания былины: событийный, психологический, цивилизационно-исторический. Личностный (событийный) уровень – это развитие сюжета. Душевный (психологический) уровень – это восхождение или падение нравственного состояния души персонажа (мы бы назвали его духовно-нравственным). Духовный (цивилизационно-исторический) уровень – уровень метафорического олицетворения образа с явлением социально-исторического плана.

Например: Илья Муромец является олицетворением армии русского народа. Собственно – богатырства. Теперь нужно понять: какая эпоха в русской истории соответствует долгому периоду сидения на одном месте русской армии. Сиднем сидел тридцать три года и никуда не ходил Илья. Двести тридцать лет монгольского ига русская армия фактически не существовала.

Есть ли в былинах некая религиозность языческая или христианская? Есть, но не это главное. Главное в том, как мыслит певец, а мыслит он по вектору и в парадигме христианского развития.  А певец обращается к совести слушателя: почему богатырь ты сиднем сидишь на печи? Почему другие, а не ты, − на рубежах защиты родины? Почему ноженьки твои не ходячие? И переносит проблему реального действия в реальной политической обстановки в вечность – в стратегическое осознание смысла богатырства: в защиту веры православной. 

Вектор вечности открывает для нас духовность смыслов былин.

Вечность, по Бахтину «большое время», как написано в Священном Писании: «Для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет, как один день». В былинах этот принцип воплощен в слово – в текст былины. Тридцать три года – это словесная формулировка, которую современный продюсер явил в рекламе: «Столько, сколько надо» сидел Илья на печи. Православный христианин сказал бы: «Сколько Бог дал, столько и сидел». Т.е. долгая неопределенность. Бог Троица – неведом, непознаваем для человека. Калики перехожие – это и есть тот самый Русский Бог – Святая Троица, который исцеляет русского богатыря.

Вспоминаем из «Повести временных лет» о том, как собирал своё войско Дмитрий Донской, как приехал за благословлением к святому праведному Сергию Радонежскому. Говорящие детали: количество калик перехожих и ковшей, которые понадобились Илье, для того чтобы получить исцеление: два плюс три. Для православного христианина это очевидная отсылка к Священному Писанию.

6.Илья Муромец и Святогор Богатырь

Предлагаю поработать следующим образом. Я рассказываю сюжет былины, а вы угадываете его историческую подоплеку.

1.Эпизод с сумой.

2.Эпизод со сном Святогора и помещением Ильи вместе с его конем в карман.

3.Эпизод с братанием.

4.Эпизод с гробом, прощанием и духовным благословением.

Мы часто сталкиваемся с проблемой, которая кажется нам мелкой для нас и незначительной, а в результате мы загоняем себя в землю, в пыль вечной земной суеты по грудь, так что и дышать невозможно. Или − наоборот. Видя пред собой незнакомца: явление или объект, сразу воспринимаешь его как соперника, как проблему, стремглав летишь к ней навстречу, чтобы решить, побороть, победить, а в итоге, не разобрав масштаба произошедшего, сложности задачи и объема необходимых усилий, попадаешь к ней плен, чтобы впоследствии стать другом, а еще позже – наследником и продолжателем великого дела.

Былина раскрывает нам глаза. Как это важно – видеть верно. Верное видение проблемы – это взгляд в свете веры, веры истинной – Христианской.

7.Садко

В былине «Садко» древнерусским сказителем рассматривается проблема свободы творчества певца и власти денег над творчеством и личностью. На психологическом и духовно-нравственном уровне падение и восстание поэта-творца неоднократно рассматривалось в русской литературе: Державин, Пушкин, Гоголь, Маяковский и мн. др.

Прообразом Морского Царя в христианской мифологической картине мира  является дьявол, который постепенно втягивает Садко в нечистоплотные контракты, и певец становится на путь грехопадения. Садко теряет свой талант, своё богатство, своих людей и погружается в пучину вод. Только там – во тьме морской – прячется его аудитория. Его слышат только обитатели морского дна – демоны. Однако Садко не готов сам стать одним из них, он помнит о земной любви. Чудесное спасение Садко происходит благодаря заступничеству и подсказке Святого угодника − Николы Можайского.

На макроуровне былина повествует о культурологическом явлении: смены духовно-цивилизационной парадигмы древнерусской культуры язычества на культуру христианства восточного образца. Садко – это та древнерусская языческая культура, которая эксплуатировала развлекательную функцию, что оказалось безнравственным занятием на историческом пути становления христианства на Руси. Поэтому Садко оказывается невостребованным и, находясь в состоянии острого духовно кризиса, в приступе отчаяния, готов затеять спор, в результате которого его земляки – уважаемые купцы – лишаются своего имущества.

Показателен метод, который использует сатана – морской царь – это игра. Садко провоцирует купцов на заключение пари, играя на их самолюбии, словно на струнах «гуселек яровчатых». Со стороны Садко провокация является жестом отваги и бесшабашности его широкой натуры, нежели подлым обманом. Ведь он ставит на кон свою «буйну голову» – свою жизнь. Поставить жизнь человека против казны – денег купеческих – ставка отчаяния.

Мы понимаем: если купцы приняли ставку, то значит, торговые люди готовы стать душегубами ради спора, следовательно, они сами не достойны ни снисхождения, ни жалости. Однако важно: Садко твердо верил в то, что морской царь его не обманет. Вера в обман подталкивает Садко на ещё больший обман – на нечистоплотный спор. С этого момента количество обманов и лжи в жизни Садко громоздится один на другой, увеличивается и увеличивается – он давно перестал играть на «гусельках» и отныне играет только на страстях человеческих, страстях русичей.

Его духовное падение достигает кульминации во время бури в эпизоде бросания жребия. Садко ради спасения своей шкуры о душе забыл давно, готов предать в руки царя морского – дьявола – всю свою верную дружину. Это прямое противоречие христианской заповеди: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Садко опускается на самое дно.

В финале былины Садко поёт иные песни. Он стал другим, его душа переродилась заново, он «как бы воскрес», он стал христианином. Он снова играет на пирах, его зовут, он нужен, он желанен, он в авторитете. Какие же песни он поёт? Былины русские об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и о Садке – купце Новгородском.

Внимая завершению былины о Садко, задумывались ли слушатели о судьбе самого сказителя, которого видели пред собой? Не возникал ли вопрос: а кто он сам этот певец? Не свою ли судьбу он поведал нам? Не исповедь ли была перед нами? Неужели мы так же падаем и возрождаемся? Вспоминая себя, понимаешь: переживание опыта Садко необходимо и бесценно для каждого певца, для каждого творца, для каждого педагога. Ибо живое творчество урока, которое каждый из нас организует для духовно – интеллектуального восприятия слова школьником требует от всякого педагога уверенного профессионального поступательного движения сквозь волны современной педагогики, умения глубокого погружения в предмет и своевременного возвращения на твердую почву реальности без ущерба для своей бессмертной души.

8.Идеи для проведения урока-практикума по теме «Духовные корни русского патриотизма» (По материалам древнерусских былин)

На слайде картина В. Васнецова «Три Богатыря». Фрагмент песни «Вставай страна огромная» или музыки из к/ф «Александр Невский».

Вопрос: Какое чувство рождает эта картины? О воспитании какого чувства мы говорим, когда обсуждаем эту картину? Можно ли утверждать, что образы былинных богатырей являются символом русского патриотизма?

Название урока состоит из двух слов. Вам предлагается угадать. Эти слова – антонимы следующих слов: Материальность и Космополитизм.

Название урока содержит в себе два понятия, два чувства. Корнем одного слова будет Дух, корнем другого латинское слова «падре».

 Почему именно образы богатырей совмещают в себе смысл слов «духовность» и «патриотизм».

Что такое патриотизм? Любовь к чему? Защита чего? Защита от кого?  Спасение от кого?

- К родной земле.

- Что имеется под понятием «родная земля»? А в былинах?

- Послушайте строки стихотворения «Родная земля» А. Ахматовой.

В заветных ладанках не носим на груди

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею…

- Своя земля – это та земля, которая принадлежит нам, которую у нас не отнять, потому что она от Бога.

- Защищать землю – значит защищать территорию нашей страны, чернозем и т.д. Но если мы становимся её, значит и земля становится чем-то более человечным. Она становится более живой? Нет. Она одухотворяется нашим сердцем.

- Любовь к Родине. Что имеется в виду под понятием «Родина» в былинах?

- Любовь к Отечеству? Что имеется в виду под понятием «Отечество» в былинах? 

Синонимы слова «Родина»:

1.Отечество.

2.Родная земля

3.Отчизна

4.Родная сторона

5.Родная страна

6. Мать родная.

Родная земля – это и Родина, и Отечество, и земля обетованная.

Анна Ахматова говорила о необходимости присутствия мужества для того, чтобы обеспечить сохранность великого русского слова.

- Что такое духовность? Связь с Духом Божиим. Что говорит нам Бог о земле? В Евангелии есть две притчи, где упоминается земля, вы их хорошо знаете: 

1.Притча о сеятеле

2.Притча о плевелах.

Читайте былину, представляя, когда звучит слово «матушка», землю русскую. Былина происходит, свершается в сознании народном. В какое время?  Кто её автор? Слушатель? Сказитель?

Сущность патриотизма

Происхождение патриотизма

1.

Инстинкт

От природы

2.

Чувство

От семьи и родителей

3.

Знание

От учителей в школе

4.

Отношение

От друзей и общества

5.

Информация

Из интернета

6.

Культурная ценность

Из культуры и истории

7.

Идеология

От государства

8.

Вера

От Бога

Содержание урока в том, что ученики должны открыть для себя одну из тайн былинного творчества и идею патриотизма:

1.Патриотизм – религиозное чувство, дарованное Богом человеку, как самозабвенная любовь к родной земле, преодолевающая инстинкт самосохранения.

2.Патриотизм не любовь к почве, не любовь к территории, не любовь к истории и культуре, а к тому духу, который содержится и в истории, и в культуре, и в территории, и в почве, этим содержанием одухотворяющий материю.

3.Былинные богатыри защищают не территорию, и не князя, а веру православную, их ведет на бой Дух Христов.

4.Многоуровневость былинных смыслов.

Три времени былин, три пространства былин, три состава каждого образа: Илья – это …

1) Богатырь. Личность.

2) Образ Богатырства – прообраз русской армии. Государственно-сословная часть общества.

3) Образ духовной Силы Русского народа – духовная сущность руки Божией. Патриотизм.

Добрыня – это …

Идолище поганое – это …

Задание 1. Составить композицию былины.

1.Эпизод. Матушка отговаривает Добрыню от поездки. Добрыня не слушает совета и едет на гору Сорочинскую

2.Эпизод. Переход Пучай-реки. Добрыня вступает в бой со змеёй, побеждает её и договаривается с ней

3.Эпизод. Добрыня получает на пиру от князя Владимира приказ освободить Забаву Путятичну.

4.Эпизод. Матушка даёт Добрыне добра коня батюшкова и шелкову плётку шамаханскую и наказ материнский.

5.Эпизод. Бой Добрыни со змеёй. Голос с небес и кровь змеиная.

6.Освобождение из пещер змеиных полона русского. Разговор с Забавой.

Какова система конфликтов былины?

1.Конфликт Добрыни и змеи.

2.Конфликт матушки и Добрыни.

3.Конфликт Добрыни и Князя.

4.Конфликт Добрыни и Алёши

5.Конфликт Добрыни и Забавы.

Система былинной образности. Система исторической образности. Система духовной образности.

Былинная образность

Духовная образность

Историческая реальность

Исцеление Ильи Муромца

Странники, калики перехожие

Бог Святая Троица

Святой Сергий Радонежский – игумен Троице-Сергиевой Лавры

Богатырь Илья Муромец

Русский народ

Русское богатырство (армия)

Тридцать лет сидения на печи

Темные века безбожия и маловерия

Века татаро-монгольского ига

Два ковша воды живой

Ветхий Завет и Новый Завет – питие воды живой

Благословление Святым Сергием Дмитрия Донского и предание его войску двух иноков – богатырей Пересвета и Осляби

 

 

 

Святогор Богатырь и Илья Муромец

Богатырь Илья Муромец

Святая Русь

Русская государственность, армия

Удары палицей Ильи по Святогору

Испытание веры православной

Походы славян на Византию

Святогор Богатырь

Христианство и его Сила Святого Духа

Государство Византия

Конь Святогора

Церковь греческая

Народ греческий

Конь Ильи Муромца

Церковь русская

Народ русский

Меч Святогора

Братство христианское

Договора Папы Римского с Патриархом Константинопольским

Обручи на гробе Святогора

Духовный раскол между церквями Рима и Константинополя

Крестовые походы католической Европы

Гроб Святогора

Стены вечности, крышка времен

Историческое прошлое

Добрыня и Змей

Богатырь Добрыня Никитич

Русский Моисей

Святые – борцы с ересями: Максим Грек, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Геннадий Новгородский

Пучай - река

Духовный рубикон

Граница между своим и чуждым миром, когда-то проходила по Волге

Матушка Добрыни Офимья Олександровна

Земля русская

Церковь

Конь отеческий

Духовное наследство отцов, предание

 

Князь Владимир

 

Государь

Алеша Попович

Русский Арон

Митрополит Макарий

Змея

Язычество и иноверие

Ересь, например, жидовствующих

змеёныши

Языческие обычаи, еретические ритуалы

Захарий Схара, Федор Курицын

Кровь змеи

яд сатанинской лжи, обман, язычество

Еретические учения, сказание о графе валашском

Пещера змеи

Тьма неверия и безбожия

Материализм и иудаизм

Забава Путятична

Заблудшая часть церкви

Родственники княжеских семей и епископата, поддавшиеся ереси

 

 

 

- Защита от врага. Какой бывает враг? Как мы можем защитить Родину от врага? От какого врага мы можем защитить свою Родину?

- Кто такие сарацыны? Гора Сорочинская (Сарацынская?)

- Кто такие поганые? Поганка – ядовитое растение

- Кто такие половцы?

- Кто такие печенеги?

- Кто такие татары?

- Кто такие немцы?

Пучай-река – это граница между миром русским христианским и миром враждебным, миром в котором живут печенеги, поганые, татары и др.

Историзм или духовность – главные принципы изучения былин. Вектор вечности открывает для нас духовность смыслов былин.

Былина – это факт художественно-артистического преломления вечности в момент живого духовно-личностного взаимодействия сказителя и слушателя. Былина – это прежде всего тот факт, что существует сегодня, здесь и сейчас. Былина – это та истина, что живет в вечности, т.е. существует всегда.

Литература

  1. Былины; Русские народные сказки; Древнерусские повести / [Вступ. статьи, сост. и коммент. В. П. Аникина и др.; Иллюстрации И. Д. Архипова]. – Москва: Дет. лит., 1986.
  2. Королев, И. Е. Правда и вымысел в былинах / И. Е. Королев, А. С. Ряснянская // Юный ученый. – 2019. – № 3 (23). – С. 10-15.
  3. Родная земля / А. А. Ахматова // Русское окно: Фотографии в сопровождении избранной русской поэзии / Э. Калдер; Вступ. слово автора; Оформление М. Динера; Издатель П. Шооп. – Арбон: Е.Шооп А.О., 2003.
  4. Сочинения Иосифа Бродского [Текст] : поэзия / И.А. Бродский; ред. Я.А. Гордин, сост. Г.Ф. Комаров. – Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 2001.

Презентация учителя

Яндекс.Метрика