В новом многостраничном приказе Министерства просвещения №704 от 09.10.2024, который вносит изменения в Федеральные образовательные программы общего образования, впервые размещено поурочное планирование по русскому языку и литературе.
Познакомимся с этим документом и проанализируем новшества относительно основного общего образования.
В приказе указано разное количество часов для вариантов учебного плана 4 и 5, для варианта 1 количество таково: в 5 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе - 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе - 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю), всего 714 часов.
Первое, что замечаем, касается формулировки «поурочное», а не «тематическое» планирование. Ранее тематическое планирование состояло из наименования разделов и тем учебного предмета, количества часов, программного содержания и основных видов деятельности учащихся.
Второе новшество связано с выделением в отдельную колонку практических работ по русскому языку. Никогда до этого приказа не шла речь о практических работах (практикумах) в 5-9 классах. Теперь эта форма организации учебного процесса по русскому языку, оказывается, направлена на выработку у обучающихся практических умений, включая интерактивные и иные работы, она не является формой контроля и составляет один урок (не более чем 45 минут). Спрашивается, а чем мы занимаемся на каждом уроке? Разве классная работа не является практической работой?
Исчезли из поурочного планирования в 5-6 классах контрольные диктанты с грамматическим заданием. Есть обучающие изложения и сочинения, но по развитию речи не указывается количество часов за весь год, только сказано, что контрольных работ не должно быть более стольких часов (для каждого класса своё), но не более 10% от общего количества часов.
Что же входит в состав контрольных работ? В них входят все сочинения, изложения, даже обучающие, и контрольные работы по разделам. В планировании все они выделены красным цветом.
Подсчитаем.
Что же входит в эти 17 часов в 5 классе? Из 170 часов контрольных работ вместе с итоговой – 8, сочинений – 6, из них 2 обучающих, изложений – 3, из них 2 обучающих, то есть в число контрольных работ входят все письменные работы. А практических работ – 19.
Ранее в ФРП было так: рекомендуемое количество часов для организации и проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) – 12 часов.
В 6 классе (204 часа) контрольных работ вместе с итоговой – 9 (из них 1 диктант), сочинений – 6, из них 3 обучающих, изложений – 3, из них 2 обучающих, практических работ – 30. Почему-то здесь меньше контрольных (насчитала 18 вместо 20) и нет ни одной проверочной работы.
Ранее в ФРП было: рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, тестовые работы и другие формы контроля, в том числе и диктанты) – 14 часов.
В 6 классе (где 170 часов) контрольных работ вместе с итоговой – 10 (из них 1 диктант), сочинений – 6, из них 3 обучающих, изложений – 3, из них 2 обучающих, появилась 1 проверочная работа, насчитала 21 контрольную работу вместо 17! Практических работ – 28.
В 7 классе (136 часов) контрольных работ вместе с итоговой – 5 (из них 3 диктанта), сочинений – 4, обучающих нет, изложений – 1, нет обучающих, насчитала 10 вместо 13. Практических работ – 37.
Ранее в ФРП было: рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, тестовые работы и другие формы контроля, в том числе и диктанты) – 10 часов.
В 8 классе (102 часа) контрольных работ вместе с итоговой – 3 (нет диктантов), сочинений – 3, обучающих нет, изложений – 2, нет обучающих, насчитала 8 вместо 10. Практических работ – 39.
Ранее в ФРП было: рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, тестовые работы и другие формы контроля, включая диктанты) – 9 часов.
В 9 классе (102 часа) контрольных работ вместе с итоговой – 4 (нет диктантов), сочинений – 3, обучающих нет, изложений – 3 (1 из них подготовка), нет обучающих, всего 10. Здесь сошлось с нужным количеством! Практических работ – 21.
Ранее в ФРП было: рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, тестовые работы и другие формы контроля, включая диктанты) – 9 часов.
Не совпадает количество контрольных. Почему такое большое количество практических работ? Кто обоснует? Какие методисты?
Другой вопрос: можно ли менять и корректировать это поурочное планирование или нет? Раньше обозначалось, что «порядок изучения тем в пределах одного раздела может варьироваться», рекомендовалось количество часов для организации повторения, сколько в начале учебного года и сколько в конце.
Обратим внимание, что в поурочном планировании всероссийская проверочная работа прописана только в 6 классе, к примеру, в конце учебного года и то в одном уроке вместе с сочинением. Ни в одном классе нет ни слова о промежуточной аттестации. Видимо, итоговая контрольная работа за курс считается промежуточной аттестацией? Только в 9 классе есть итоговая тестовая работа в форме ГИА.
Предстоит работа по выверке планирования и составление графика контрольных работ.
А между тем, наш любимый когда-то в прошлом журнал "Русский язык в школе" ни слова не посвятил изменениям, которые ждут учителей русского языка 1 сентября 2025 года. Очень жаль!
В конце прикрепляю отдельные планирования для 5-9 классов в вордовском формате.