Если сравнивать морфемный и словообразовательный разбор, можно обнаружить много очевидных отличий. К сожалению, ученики не видят этой разницы и выполняют разбор по составу вместо определения способа образования слова.
Когда мы делаем морфемный разбор (разбираем слово по составу), то обычно начинаем с конца, снимая "слой за слоем" сначала одну морфему, потом другую.
Здесь важно установить часть речи, окончание (или его отсутствие у неизменяемых слов), а также значение и количество морфем.
При словообразовательном анализе действуем иначе: ищем первую основу (производящую, её ещё называют "первичной") и те аффиксы (приставку, суффикс, постфикс), которые к ней присоединились, обозначаем способ образования слова (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, сложносуффиксальный). Иными словами, не разделяем слово на составные части, а собираем их, учитывая, конечно, значение данного слова и устанавливая его связи с исходным словом.
Например, переписывать. Разбор слова по составу: пере-пис-ыва-ть (приставка + корень + суффикс + формообразующий суффикс). Словообразовательный разбор: переписывать — переписать ещё раз (образовано от основы слова переписа-ть + суффикс -ыва- суффиксальным способом).
Однако подобрать слово, объясняющее значение данного слова, не так легко. Это как раз и сбивает учеников с толку! Возьмём слово "несмелость". От чего оно образовалось: от прилагательного "несмелый" или от существительного "смелость"? Или слово "озорничать": либо от "озорник", либо от "озорной"? Или наречие "неправильно": от "правильно" или от "неправильный"? Оказывается, к этим случаям нужно подходить лояльно, учитывая двоякую мотивацию слова.
Процесс образования слова может сопровождаться и усечением основы, и наращиванием её, и наложением, и чередованием:
усечение — низость, нет К (от слова "низкий");
наращивание — знаток, есть Т (от слова "знать");
наложение — курский, СК и СК (от слова "Курск");
чередование — книжный, [Ж]-[Г] (от слова "книга").
Кроме того, не будем забывать о формообразующих морфемах, которые не принимают участия в строительстве новых слов:
у глагола это суффиксы начальной формы (инфинитива) -ТЬ, -ТИ, суффикс прошедшего времени -Л, суффикс повелительного наклонения И;
у причастия, которое образуется от глагола, — суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-, -ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-,- ЁНН-, -НН-, -Т-;
у деепричастия, тоже образованного от глагола, — суффиксы -А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ;
у наречия и прилагательного — суффиксы форм сравнения -Е, -ЕЕ, -ШЕ, -АЙШ-, -ЕЙШ-.
Ученики часто путают приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Чтобы этого не произошло, обратите внимание, что при приставочном способе оба слова — производное и производящее — принадлежат к одной части речи: принести от нести, премилый от милый, неволя от воля.
Образец рассуждения: беззвёздный — нет звёзд, значит слово образовано от основы слова "звезда" с помощью приставки БЕЗ — она означает отсутствие чего-либо — и суффикса Н приставочно-суффиксальным способом.
Не так всё однозначно и просто со сложными словами. Возьмём слово "пулемётчик". Как оно образовано: сложением или суффиксальным способом? Конечно, ясно, что сначала был пулемёт, а потом появился тот, кто его использовал на деле, то есть пулемётчик — пулемёт + ЧИК. Это суффиксальный способ.
Многие ребята испытывают недоумение, разбирая существительные, образованные от некоторых глаголов и прилагательных: знание, пение, пренебрежение, работа, переход, глушь, тишь, сушь. Некоторые слова образованы с помощью суффиксов НИ[j] ЕНИ[j]: знание от знать, пение от петь, пренебрежение от пренебречь. Другие образуются с помощью нулевого суффикса или путём усечения суффикса бессуффиксным способом: работа от работать, переход от переходить, глушь от глухой, тишь от тихий, сушь от сухой. Здесь срабатывает привычка, что образованное слово всегда больше, чем исходное.
Не обойтись без ясного представления о том, что такое словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. К примеру, к слову "ледниковый" можно подобрать следующие звенья: ледник <- лёд. Так выстраивается цепь из родственных слов: сначала было лёд, потом ледник, затем ледниковый.
Строительные "кирпичики" присоединяются к производящей основе в строгой последовательности.
Например: масло -> масл-ЯНый -> маслян-ИСТый -> маслянист-ОСТЬ;
пустой -> пуст-ЫНя -> пустын-Ный -> пустынн-О;
томить -> У-томить -> утоми-ТЕЛЬНый -> утомительн-О.
Из подобных цепочек и состоит словообразовательное гнездо, по нему можно проследить путь других однокоренных слов: ледяной; ледок, ледочек; леденеть, обледенеть, обледенелый.
Теперь можно переходить к освоению всех имеющихся способов образования. От целого слова и от слов одной и той же части речи попробуем образовать слова приставочным способом. Сделать это легко! Смотрите: вз-лететь, рас-красавица, сверхъ-ёмкий, не-безвредный, на-всегда.
Суффиксальным способом можно образовать слова не только одной части речи, но и разных: волк -> волч-ОНОК и груша -> груш-ЕВ-ый.
Иногда слово образуется с помощью постфикса СЯ: радовать -> радовать-СЯ, нужда -> нужд-А-ть-СЯ.
Бессуффиксный способ — самый трудный. От прилагательных отбрасываем окончание, иногда суффикс, видим чередование: темь от тёмный, тишь от тихий, высь от высокий. У глаголов выпадают их суффиксы и -ТЬ: обмен от обменять, дрожь от дрожать, разлив от разливать.
Приставочно-суффиксальный способ требует одновременного присоединения к основе приставки и суффикса: пере-лес-ок, за-облач-н-ый, раз-дум-ыва-ть, с-верх-у. Обязательно учитываем, что предлог, стоящий рядом с существительным превращается в приставку: без размера -> без-размер-н-ый, под свечой -> под-свеч-ник. У глагола один суффикс заменяется другим: гулЯть -> РАЗгулИВАть, думАть -> ПРИдумЫВАть. Нередко можно встретить слова, образованные с помощью приставки и постфикса -СЯ: читать -> ЗАчитатьСЯ, шептать -> ПЕРЕшёптЫВАтьСЯ.
Сложением двух слов или основ при помощи соединительных гласных или без них образуются, как правило, имена существительные: пар + ходить -> пароход, птица + фабрика -> птицефабрика, диван + кровать -> диван-кровать.
Отличаются от сложных слов сложносокращённые, так как они образуются из частей основ, первых букв и начальных звуков: завуч <- заведующий учебной частью, РФ <- Российская Федерация, ТЭЦ <- теплоэлектроцентраль. Некоторые существительные образуются сокращением отдельных слогов: метро от метрополитен, спец от специалист.
Сложносуффиксальный способ отличается тем, что при сложении прибавляется какой-либо суффикс: басня + писать + ец -> баснописец, конь + водить + ств -> коневодство.
Без помощи аффиксов, путём перехода из одной части речи в другую образуется много разных слов (это так называемая субстантивация): столовая (прилаг.) комната — столовая (сущ.); люди, отдыхающие (прич.) на пляже, — отдыхающие (сущ.) уехали.
Довольно сложно представить способы образования служебных слов. Чаще всего предлоги, союзы и частицы образуются сложением или путём перехода из одной части речи в другую.
Без особых трудностей можно обнаружить, что числительные образуются от числительных с помощью суффиксов и сложения корней: шесть -> шест-надцать, три -> тр-О[j]-е, четыре + сто -> четырЕста, шесть + десять -> шестьдесят.
Также легко определить способы образования местоимений — приставочный и суффиксальный: с помощью приставок (кое-, не-, ни-), постфиксов (-то, -либо, -нибудь) и только от самих себя.
Имена существительные самые изощрённые по разнообразию способов образования, так как используют все уже названные нами способы!
Имена прилагательные образуются от существительных, прилагательных и глаголов с помощью самых разных суффиксов: песчАНый, торжествЕННый, революциОННый, белОВАТый, плохОНЬКий, отцОВ, лисИЙ, брезгЛИВый.
Приставочный способ возможен только от имён прилагательных: пре-скверный, не-сильный, рас-чудесный, без-радостный.
Приставочно-суффиксальным способом от существительных (редко от глаголов) образуется уже значительно меньше прилагательных: ПОДводНый, ЗАречНый, ДОвоенНый, НЕпрерывНый, БЕЗраздельНый.
Из словосочетаний способом сложения образуются прилагательные с участием соединительных гласных и без них: краснОщёкий, англОрусский, тёмнО-красный. Иногда при сложении прибавляется суффикс: стОрублЁВый, югОвосточНый, железнОдорожНый.
Глагол образуется от имён существительных и прилагательных с помощью суффиксального способа (и с постфиксом -СЯ): маслИть от масло, салютОВАть от салют, белИть от белый, пустОВАть от пустой, кудрявИтьСЯ от кудрявый.
Приставочным способом глаголы образуются только от глаголов: полететь, перелететь, залететь, прилететь, улететь...
Приставочно-суффиксальным способом (и с постфиксом СЯ) глаголы образуются от разных частей речи: плясать -> подплясывать, скука -> наскучить, ясный -> выяснить, трое -> утроить, воевать -> отвоеваться.
Наречие чаще всего образуется от имён прилагательных. На первом месте суффиксальный способ: тихо от тихий, критически от критический, где-то от где. На втором — приставочный: некогда от когда, неглубоко от глубоко, премного от много. На третьем месте — приставочно-суффиксальный: до-низ-у, по-зимн-ему, в-слеп-ую, по-немецк-и, в-дво-ём. Этот способ самый многообразный по вариациям приставок и суффиксов! Сложение встречается реже, иногда осложняется аффиксацией (добавлением или приставки, или суффикса): быстро-быстро, вполсилы, мимоходом, крест-накрест, полным-полно.
План словообразовательного разбора:
1. Определить часть речи и объяснить значение слова
2. Найти основу данного слова
3. Установить производящую основу
4. Выделить аффиксы
5. Определить способ образования
Образец словообразовательного разбора:
сложение -
1. Имя существительное означает то, что сложили, — процесс.
2. Основа -сложени[j]-
3. От основы -сложи- глагола "сложить"
4. Суффикс -ени[j]
5. Суффиксальный способ
Можно сделать разбор более сжато, это будет выглядеть примерно так:
Существительное "безделье" — то же самое, что быть без дела, образовано от основы слова "дело" с помощью приставки БЕЗ и суффикса [j] приставочно-суффиксальным способом.
Краткая запись будет такой:
Досуха (наречие) -> до + сух(ой) + а -> приставочно-суффиксальный.
Потренируемся! Как образованы эти слова?
Покупатель, морозоустойчивость, запуск, подзаголовок;
второсортный, неформальный, безупречный, глазастый;
вжиться, прикарманить, зимовать, подыскать;
впервые, запросто, жалобно, мало-помалу.
Литература
1. Николина Н.А. О морфемном и словообразовательном анализе / Русский язык в школе. - 1985. - № 4. - С. 10-15.
2. Акуленко А.П. Использование кодоскопа при изучении способов образования / Русский язык в школе. - 1989. - № 6. - С. 25-30.
3. Шанский Н.М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию / Русский язык в школе. - 1994. - № 2. - С. 38-44.
4. Илюшина Л.А. О разборе слова по составу и о словообразовательном анализе слова / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 2. - С. 24-26.
5. Бажанова Н.А. Подготовка к ЕГЭ по теме "Словообразование" (XI класс) / Русский язык в школе. - 2010. - № 7. - С. 29-32.
6. Литневская Е.И. Об изучении словообразования в средней школе / Русская словесность. - 2005. - № 5-7.