В задании 25 на ЕГЭ по русскому языку часто предлагают написать сочинение по тексту художественного стиля. Обратимся к фрагменту из рассказа А.П. Владимирова, выясним, о каком событии идёт речь, кто действующие лица, поставим вопросы к тексту и поищем в нём ответы.
Этот приём работы поможет разобраться в обстоятельствах сюжета и найти предложения, на которые мы будем опираться в своём сочинении.
- Почему механик Николай Савушкин заинтересовался появлением антилопы?
«Мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает…»
- Прочитайте описание состояния девочки. Какие чувства у вас вызывает это описание?
«С тоской смотрит внутрь себя», молчит, страдает от боли в одиночестве.
- Выпишите слова и словосочетания, характеризующие чувства, переживаемые Савушкиным.
Параллелизм: туман покрывал степь – слёзы застилали его глаза; он плакал, представляя «стеклянные глаза» дочки, чувствуя, «как по её крошечному телу крадётся боль».
- Выпишите слова и словосочетания, с помощью которых А.П. Владимиров подчеркнул трогательность картины, изображающей антилопу и детёныша.
Савушкин видит детёныша, малыша (это синонимы). Он примостился возле матери, устав от жары. Мать – не антилопа! – закрыла его от палящего солнца. Вызывает чувство жалости и описание малыша: «поджатые тонкие ножки, сонно вздрагивающая головка».
- Как изменилась бы картина, если бы Савушкин выстрелил?
- Почему не выстрелил?
- Как вы думаете, почему в тексте дважды появляется упоминание о фиолетовом покрывале?
Может быть, как родительская защита детей от всяческих невзгод? Детёныш антилопы – от палящего солнца, а больная девочка – от страданий и одиночества? Пока родители рядом, ничего плохого не произойдёт с их малышами?
- Что понимает читатель о Савушкине?
Это человек с добрым сердцем. Невозможно представить его как человека, способного на жестокий поступок. Его нравственный выбор в сложной ситуации – следование заповеди «не убий!»
- Перечитаем текст заново и поработаем теперь на черновике.
(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно антилопу видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился.
– (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Он молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
– (45)Вкусно, миленькая?
– (46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
(По А.П. Владимирову.)
Конечно, мы не забываем о тех критериях, которым обязаны следовать.
К1. Формулируем одну из проблем.
В рассказе А. Владимирова затрагивается проблема нравственного выбора.
Или:
Какой выбор способен сделать человек в трудной для него ситуации?
К2. Комментируем сформулированную проблему.
Писатель рассказывает о Николае Савушкине, переживающем… Что? ...готовом решиться... На что? Ради чего? Какую картину увидел он? Как поступил? Почему?
На этом этапе необходимо цитировать. Можно использовать материал рассуждений над текстом, изложенный выше, а также выписанные слова и словосочетания.
К3. Позиция автора.
Я думаю, А.П. Владимиров не случайно рассказал о человеке, сделавшем правильный выбор, не убив антилопу. Автору важно было высказать своё отношение к таким людям, как Савушкин: одобрение, уважение, симпатию.
К4. Моё согласие (несогласие) с мнением автора и моя аргументация.
Такие же чувства к герою рассказа испытывает и читатель. Радуюсь, когда «Савушкин вздохнул и попятился назад», отказавшись от выстрела. Паситесь мирно в овражках и перелесках, мать-антилопа и её детёныш!
В рассказе канадского писателя Сетона-Томпсона «По следам оленя» есть похожий эпизод, когда Ян, герой повествования, встретив «умный и ясный взгляд оленя Песчаных холмов» также отказывается от выстрела. «Бедное прекрасное животное, никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя», - так думает охотник, делая свой нравственный выбор.
К сожалению, бывает и по-другому, совсем иные чувства испытываешь, когда читаешь…
Читательские аргументы могут быть из стихотворений Н. Заболоцкого «Журавли», С. Есенина «Песнь о собаке», из романа Ч. Айтматова «Плаха».
Концовка: 1-2 предложения, связанных с содержанием сочинения.