images/slideshow/pb5.jpg

Предлагаем задания для проведения проверочной работы по поэзии Серебряного века. Всего 12 вариантов.

Поэзия Серебряного века зарождалась во время предчувствия перемен, приближения гибели имеющегося строя. В русской литературе появляются такие направления, как символизм, акмеизм и футуризм. В символизме впечатления и мечты торжествуют над реальностью. В акмеизме, в отличие от символизма, образы не отвлечённые и малопонятные, а точные и предметные. Футуризм развивался параллельно с акмеизмом, но противоречил ему. В этом направлении главенствовали революционные настроения, создавались новые слова и правила сложения, в выборе выразительных средств не существовало ограничений.

Серебряный век дал новые имена поэтов, большинство из которых и сегодня являются великими не только в нашей стране, но и в мире. Неважно, в каком столетии мы живём, какие чудеса техники мы используем в жизни, если мы читаем эти произведения, значит люди, написавшие их, очень талантливы.

ВАРИАНТ 1

  1. К какому литературному направлению были близки поэты братья Бурлюки и В. Маяковский? Что вы знаете об этом направлении?
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • Творчество Н.С. Гумилёва оказало огромное влияние на молодого В.Я. Брюсова.
  • Обучаясь за границей, А.А. Ахматова познакомилась с трудами западноевропейских философов и приняла многие их идеи.
  • Некоторые свои оды В. Хлебников посвятил А. Блоку.
  • Символизм - первое из постмодернистских литературных направлений в России.
  • «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода Современности» предлагали акмеисты.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

Ник. Т-о

Я люблю

Я люблю замирание эха

После бешеной тройки в лесу,

За сверканьем задорного смеха

Я истомы люблю полосу.

 

Зимним утром люблю надо мною

Я лиловый разлив полутьмы,

И, где солнце горело весною,

Только розовый отблеск зимы.

 

Я люблю на бледнеющей шири

В переливах растаявший цвет...

Я люблю все, чему в этом мире

Ни созвучья, ни отзвука нет.

<1905>

ВАРИАНТ 2

  1. Основоположником какого литературного направления был В.Я. Брюсов? Что вы знаете об этом направлении?
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • А. Блок был приверженцем кубофутуризма.
  • Автором сборника стихотворений «Чётки» является С. Городецкий.
  • Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).
  • Образ Прекрасной Дамы создал А. Белый.
  • В первом выпуске сборника «Русские символисты» (1894) его создатель В.Я. Брюсов охарактеризовал символизм как литературную школу, близкую авангардизму.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

В.Х.

И я свирел в свою свирель...

И я свирел в свою свирель,

И мир хотел в свою хотель.

Мне послушные свивались звёзды в плавный кружеток.

Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок.

Начало 1908 

ВАРИАНТ 3

  1. Что вы знаете об акмеизме? Кто из перечисленных поэтов НЕ принадлежал этому литературному направлению: О. Мандельштам, С. Городецкий, Д. Мережковский, А. Ахматова, И. Анненский?
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • Шумный успех имела ранняя книга Н.С. Гумилёва «Дохлая луна».
  • Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова была характерна для символистов и особенно для А. Ахматовой.
  • О.Э. Мандельштам был самым ярким поэтом-футуристом.
  • Традиция называть эпоху конца XIX – начала XX века в России «Серебряным веком» (или «русским культурным романтизмом») возникла в русском зарубежье.
  • Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо; расцвет, вершина, остриё) возник в 1899 году в «кружке молодых», изначально чуждых символизму поэтов.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

И.С. (Лотарев)

В осенокошенном июле

Июль блестяще осенокошен.

Ах, он уходит! Держи! Держи!

Лежу на шёлке зелёном пашен,

Вокруг — блондинки, косички ржи.

О небо, небо! Твой путь воздушен!

О поле, поле! Ты — грёзы верфь!

Я онебесен! Я онездешен!

И бог мне равен, и равен червь!

Июль 1911 

ВАРИАНТ 4

  1. Дайте краткую характеристику футуризма. Назовите самых ярких, на Ваш взгляд, представителей этого литературного направления.
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • Брюсов был знаком с творчеством английских символистов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.
  • Поэты А. Блок и Н. Гумилёв до конца жизни поддерживали тёплые дружеские отношения.
  • Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Гасенко.
  • Программные статьи акмеизма публиковались в журналах «Аполлон» и «Вехи».
  • Важной для русского символизма была идея упадка русской культуры.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

В.Б.

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

 

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

 

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

15 июля 1896

ВАРИАНТ 5

  1. К какому литературному направлению были близки Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый? Расскажите об этом направлении.
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • Основным принципом эстетики футуризма является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
  • Ключевым понятием символизма является символ – однозначное иносказание, в отличие от аллегории – многозначного иносказания.
  • В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к футуризму.
  • Футуристами культивировался образ поэта-борца, поэта-революционера.
  • Поклонение высоким чувствам, мечте, Прекрасной Даме, мотивы призрачности жизни объединяют поэтов В. Брюсова и К. Бальмонта.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

В.В.М.

Гейнеобразное

Молнию метнула глазами:

"Я видела —

с тобой другая.

Ты самый низкий,

ты подлый самый..." —

И пошла, и пошла,

и пошла, ругая.

Я ученый малый, милая,

громыханья оставьте ваши,

Если молния меня не убила —

то гром мне,

ей-богу, не страшен.

1920

ВАРИАНТ 6

  1. Представители какого литературного направления называли себя будетлянами? Расскажите об этом направлении.
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • Футуристы, отказываясь от старой культуры, искали новые формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приёмы плаката, графический стих, музыкальное оформление.
  • Мировоззрение младосимволистов было декадентским, поэтому большое место в их творчестве занимала тема России.
  • Тяга футуристов к эпатажу проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-мечтателя.
  • Литературное направление, названное акмеизмом (адамизмом), просуществовало более двадцати лет.
  • Акмеистов интересует потусторонний мир, красота жизни во всех её чувственных проявлениях.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

А.А.Б.

Ветер принёс издалёка...

Ветер принёс издалёка

Песни весенней намёк,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

 

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звёздные сны.

 

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

29 января 1901

ВАРИАНТ 7

  1. Расскажите о модернистском течении, сформировавшемся на принципах отказа от мистической туманности, создании зримого конкретного образа, отточенности деталей, переклички с минувшими эпохами. Назовите самых, на ваш взгляд, ярких поэтов этого направления.
  2. Укажите фактические ошибки в следующих направлениях:
  • Футуризм – импрессионистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
  • Декларации акмеистической группы поэтов публиковались в журналах «Аполлон», «Гиперборей», «Садок судей».
  • Подобно другим модернистским течениям, футуризм был однороден, не распадался на группировки.
  • На первый план у символистов вышли темы экзистенциальные: Петербург, экзотика восточных стран, Любовь, Жизнь, Смерть, Бог.
  • «Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шопенгауэра, Шеллинга, Ницше, Канта, философией В. Соловьёва.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

О.Э.М.

В Петрополе прозрачном мы умрём...

В Петрополе прозрачном мы умрём,

Где властвует над нами Прозерпина.

Мы в каждом вздохе смертный воздух пьём,

И каждый час нам смертная година.

 

Богиня моря, грозная Афина,

Сними могучий каменный шелом.

В Петрополе прозрачном мы умрём,—

Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.

1916

ВАРИАНТ 8

  1. Каким литературным течением утверждалось, что образ и только образ ― единственное орудие на производстве у настоящего мастера искусства? Расскажите об этом направлении.
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • Символизм возник в Англии во второй половине XIX века, а в Россию пришёл в начале XX.
  • К десятым годам XX века в общественно-литературной жизни созрел эстетический бунт.
  • Теоретическое обоснование акмеизма, данное Н. Гумилёвым и С. Городецким в журнале «Скорпион» в 1913 году, было подвергнуто А. Блоком сокрушительной критике.
  • Русский модернизм представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, романтизмом.
  • «Серебряный век» — это не только поэзия, но это новаторство в музыке, прогресс в русской мысли, науке, религии.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

С.А.Е.

Вечер, как сажа...

Вечер, как сажа,

Льется в окно.

Белая пряжа

Ткет полотно.

Пляшет гасница,

Прыгает тень.

В окна стучится

Старый плетень.

Липнет к окошку

Черная гать.

Девочку-крошку

Байкает мать.

Взрыкает зыбка

Сонный тропарь:

"Спи, моя рыбка,

Спи, не гутарь".

<1914-1916>

ВАРИАНТ 9

  1. Чьи взгляды на природу искусства разделяли поэты акмеизма? Расскажите об этом литературном направлении.
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • К началу Второй мировой войны рамки единой поэтической школы акмеизма оказались тесны для самых значительных поэтов этого течения, и каждый из акмеистов пошёл своим путём.
  • Парадоксально, но именно в изгнании небывалого взлёта достиг талант М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова, А. Ахматовой.
  • Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют младосимволистами (Ф. Сологуб, В. Брюсов, Н. Гумилёв, О. Мандельштам и др.)
  • Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были похвала и сочувствие.
  • Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого потустороннего мира.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

М.И.

Август — астры...

Август — астры,

Август — звезды,

Август — грозди

Винограда и рябины

Ржавой — август!

 

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! — Сердце!

 

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных —

Август! — Месяц

Ливней звёздных!

ВАРИАНТ 10

  1. Какое литературное направление «направило свои главные силы в область неведомого»?
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • М. Цветаева, М. Волошин, В. Нарбут, О. Мандельштам, Саша Чёрный – поэты вне направлений.
  • Фотография идеально выражает символ.
  • В литературном объединении «Цех поэтов» К. Бальмонт «стал первой скрипкой».
  • Е. Гуро, С. Городецкий, А. Кручёных. Н. Бурлюк, Н. Гумилёв в манифесте из сборника «Садок судей» утверждали, что они уничтожили знаки препинания.
  • А. Блок воспевал Прекрасную Даму, Снежную Королеву и простую русскую женщину.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

А.Г.

Молюсь оконному лучу...

La fleur des vignes pousse Et j'ai vingt anscesoir Andre Theuriet*

Молюсь оконному лучу —

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце — пополам.

На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

1909

* Цветок виноградной лозы растет, и мне двадцать лет сегодня вечером. Аднре Терье (франц.).

 

ВАРИАНТ 11

  1. К какой группе поэтов был близок поэт Иван Бунин? Что вам известно об этом поэте?
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • Творчество Н.С. Гумилёва оказало огромное влияние на молодого В.Я. Брюсова.
  • Обучаясь за границей, А.А. Ахматова познакомилась с трудами западноевропейских философов и приняла многие их идеи.
  • Некоторые свои оды В. Хлебников посвятил А. Блоку.
  • Символизм - первое из постмодернистских литературных направлений в России.
  • «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода Современности» предлагали акмеисты.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

Н.С.Г.

Ещё не раз Вы вспомните меня...

Ещё не раз вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный.

 

Он мог стать вашим тоже и не стал,

Его вам было мало или много,

Должно быть, плохо я стихи писал

И вас неправедно просил у Бога.

 

Но каждый раз вы склонитесь без сил

И скажете: "Я вспоминать не смею.

Ведь мир иной меня обворожил

Простой и грубой прелестью своею".

<1917>

ВАРИАНТ 12

  1. Основоположником какого литературного направления был В.Я. Брюсов? Что вы знаете об этом направлении?
  2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
  • А. Блок был приверженцем кубофутуризма.
  • Автором сборника стихотворений «Чётки» является С. Городецкий.
  • Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).
  • Образ Прекрасной Дамы создал А. Белый.
  • В первом выпуске сборника «Русские символисты» (1894) его создатель В.Я. Брюсов охарактеризовал символизм как литературную школу, близкую авангардизму.
  1. Определите, представитель какого литературного направления мог создать это стихотворение. Объясните, почему.

 

К.Б.

Трудно Фее

«Фея»,— шепнули сирени,

«Фея»,— призыв был стрижа,

«Фея»,— шепнули сквозь тени

Ландыши, очи смежа.

«Фея»,— сквозя изумрудно,

Травки промолвила нить.

Фея вздохнула: «Как трудно!

Всех-то должна я любить».

Осень 1905

Яндекс.Метрика