Роль курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и сохранения культурно-исторического наследия.

Мы не призваны к тому, чтобы внести в души детей какие-то сокровенные истины, но мы обязаны содействовать раскрытию тех истин, которые сокровенны, которые хранятся как святыни в Храме - в нашей культуре, в текстах и содержании школьных предметов.

Сохранение культурно-исторического наследия. Кому это удалось? Древним евреям это удалось? Задумайтесь: полтора тысячелетия до новой эры они слово в слово переписывали Тору. И две тысячи лет после…

Был создан специальный общественный институт, выработаны инструкции, методы, технологии сохранения, специальная партия фарисеев твердо и бескомпромиссно занималась этим вопросом. Воспитывались кадры, проходили обучения, обучение длилось десятилетия…

А когда пришёл Иисус Назаретянин, они не смогли распознать ни в Его биографии, ни в Его судьбе, ни в речах Его ярчайших свидетельств того, что они так старательно сохраняли. Они не приняли Свидетельства Иисуса Христа.

Оказалось, что скрупулезное изучение древнего текста: подсчёт букв, слов в тексте, цитирование – давно привели к потере израильтянами смысла Священного писания. Они знали его, но не понимали. Они ценили его, как архаическую драгоценную традицию, как реликвию, освященную веками, но не жили её сокровенными смыслами. Они не узнали Истину, не узнали своего Бога, а это значит, что в их сознании это место занято другими ценностями. Например: материальным достатком, деньгами, способностями разума и др. В результате, все знают этот хрестоматийный пример: они потеряли Родину. Они изменили Земле Обетованной в своём сознании, и это произошло в реальности.


Но Русь приняла Христа Спасителя и Одухотворяющий Свет веры православной. Шли столетия. И гораздо быстрее, чем у евреев, у нас происходило то же самое. Известны эпохи, когда люди теряли веру. И это были не годы испытаний, а на удивлении – времена богатой и спокойной жизни. И мы пытались сохранить веру в потомках, в своих детях – чудесное наследие предков.

И сейчас, когда существует приказ о введении в школах города Курска обязательного регионального компонента предмета ОПК, я чувствую себя фарисеем. Тем, кто сохраняет то, что никому не нужно. Я не могу гарантировать, что дети понимают тот прекрасный русский язык, на котором написан учебник ОПК. Они уже говорят на другом языке.

На Руси со времен Владимира Святославовича (это за тысячу лет) произошло четыре кардинальных реформы старославянского, древнерусского и русского языка. Мы язык поменяли четыре раза, а на подходе – пятый раз. О каком сохранении духовного наследия можно говорить всерьёз? Кого мы обманываем, если большая часть наших соотечественников не собирается ничего сохранять.   

А зачем нашим детям наследие? Как объяснить им, что такое наследие? Наследство, мы знаем что такое. И евреи тоже знали. Это материальные ресурсы, которые принадлежат конкретно мне: их можно выгодно продать. Евреи некогда продали свою страну. С  71 года до 1948 года они скитались по свету, не имея своей земли.

Наш народ от своих предков получил наследство: громадную страну. А наследие, как выясняется, не получил. Потому что наследие – это категория духовного смысла. Ключ к познанию. Не всем дано. А без понимания духовного смысла наследия никак не управиться с этим наследством. ОПК поможет понять. На еврейском примере.

Скажем, досталась нам в наследство какая-то сложная аппаратура: стиральная машина, а инструкции, как ей пользоваться – нет. Наследство есть, а наследия (т.е понимания) – нет. Так и стоит в качестве тумбочки. Гости приходят, смотрят – богато, красиво, но не работает.

Так и туристы иностранные в Москву приезжают, в храмы ходят – восхищаются. А наш народ не понимает их истинной ценности, потому что – не работает. Не может он понять, находясь в стороне от веры, что же такое обозначает это красивое слово НАСЛЕДИЕ. Может поэтому, от непонимания, возникает у некоторых непреодолимое желание кому-нибудь выгодно продать нашу страну?

Дети наши не понимают. Я пытался объяснить. У меня возникли ассоциации: зимний лес, снега, снега. Снежная целина. Иду, утопая по колено. Вдруг вижу – тропа, кто-то шел передо мной. И я иду за ним, по его следам, след в след. Так удобнее. Наступаю на след того, кто шел предо мной.

Слово наследство и наследие, видимо, являются расширенной метафорой (точнее метонимией) подобного процесса хождения по следам. Разумеется,  в современном прочтении это движение в след своего родителя или более старшего предка. То есть: в древней Руси считалось, что наследство получает не родственник, а последователь, соратник, то кто идет той же дорогой за тобой по следу.

Наследство – это не предметы, это дело – работа. Духовный смысл словосочетания культурно-историческое наследие – это тяжелый труд, завещанный нам. Идти по снегу даже по следам трудно. Наследие - это технология (алгоритм)  хождения по жизни.

Для педагога «сохранить наследие», значит подготовить смену, готовую работать. Смену, которая понимает те духовные смыслы, которые завещали нам предки. Русских по духу. А Дух – Святой. Единственная высшая ценность, которая является сосредоточением смысла культурно-исторического наследия для наших отцов и дедов был и есть Спаситель Иисус Христос.

Что должно быть для учителя в приоритете – подрастающее поколение или культурно-историческое наследие?

Сам вопрос не корректен. Важнее то поколение, которое способно познать и воспринять наше наследие. А что же делать с неспособными? Не позволять им хаять и уничтожать то, что уже почти уничтожено.

Чтобы говорить о роли ОПК, необходимо четко понять цели его присутствия в государственной системе образования. То есть: зачем этот предмет присутствует в современной школе?

Вопрос не праздный. Его постоянно задают родители, не понимая своей роли в системе взаимоотношений, выстроенных в нашем образовании.

В законе об образовании слов и статей много, но приоритет исполнения этих законов необходимо установить, похоже, нам.

Что мы – учителя – ждём от образования? Что родители хотят от образования? Что государство готово сделать для образования? Чье мнение решающее? Кто главный в школе – учитель, ученик, родитель, администрация?

Климент Александрийский, труды которого изучали в университете, написавший свой труд «Педагог», говорит однозначно. И все учителя с ним согласны. Но многие, похоже, забыли, что Климент Александрийский педагогом называет одного единственного Учителя, даже должность которого пишется с большой буквы У. Это Господь Иисус Христос.   

Второй вопрос: Способен ли предмет ОПК решить проблему духовно-нравственного воспитания и сохранения культурно-исторического наследия в объеме одного урока в неделю вкупе с другими предметами: "Семьеведение", "Разговор о важном"? 

Методика преподавания основ православной культуры в образовательном учреждении:

  1. Форма лекции-проповеди, беседы.
  2. Сократическая беседа. Перед детьми неожиданно ставится проблемный (иногда намеренно провокационный) вопрос. Создаётся ситуация, требующая мгновенного решения, и в процессе её решения учеником учитель постоянно добавляет «вводные» - условия, усложняющие решение задачи.
  3. Объяснение, «раскодирование» статей учебника.

Главная идея: Слово. Истина. Вера.

Яндекс.Метрика