Трудные, но очень интересные задания ждут пятиклассников на олимпиаде по русскому языку. Придётся объяснять значение разных слов, в том числе и диалектных, а ещё перевести с английского языка названия народных и авторских сказок.

 

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

 

№1. Подберите к общеупотребительным словам си­нонимы-диалектизмы. Вспомните, какие слова называются общеупотребительными и диалектными.

Кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку, качка, гашник, гутарить, хай.

Слова для справок:  глаза, пояс, рано, пускай, утка, говорить, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.

№2. Один чудак, любящий разбирать слова, сказал:

«Замечательный — тот, кто много замечает. Значительный — тот, у кого есть значки. Предваритель­ные — это продукты перед тем, как их варят. Наблюдательная — это еда, по­данная на блюде. Дипломатический — тот, кто получил диплом. Доброже­лательный — тот, кто желает присво­ить чужое добро. Положительное — все то, что я куда-то положил. Сберега­тельный — тот, кто упал с берега. Уморительный — тот, кто живет у моря. Скоропалительное — это быст­ро действующее огнестрельное оружие. Огорчительный — тот, кто ставит гор­чичники».

Правильно ли определил смысл слов этот человек? Почему?  А как бы вы объяснили значе­ние этих прилагательных?

 

№3. Что переводить труднее: целый текст или его малую часть? «Конечно, текст», - ответит каждый, не задумываясь. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Работа с текстом большого объёма выручает переводчика, позволяя что-то добавить от себя. А как перевести заглавие? Какая возникает проблема? Почему? Найдите ошибки в переводе и запишите правильные названия сказок.

“The fire bird”, “Wee little havroshechka”, “Alyonushka”, “Fenist the bright falcon”, “The frog princess”, “The scarlet flower”, “The golden fish”, “Tsar Saltan”, “Snowmaiden”, “The golden hair girl”, “The story of the sleeping beauty”, “The Star-Child”.

 

№4. У многих известных поэтов, а также писателей, работавших в жанре пародии, есть тексты, в которых все слова начинаются с одной буквы. Продолжите текст 3-4 предложениями (с одним обращением, с одним вводным словом, с однородными членами), используя слова на букву «пэ». Проведите полный синтаксический разбор выделенного предложения.

Пятиклассник Петя Панкратов по прозвищу «Пан» первым получил пятёрку по природоведению. Подхватив Петин почин, пятёрку получила Поля Перова. Поздравляя Петю, приятели подкалывали:

- Петя плюс Поля!

- Петя подаёт пример.

- Пан перевыполнил план!

 

№5.  Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда иностранцы говорят:

  • (попасть) с дождя под водосточную трубу (польский);
  • делать из иглы вилы (польский);
  • попасть пулей в плетень (польский);
  • голова к голове (французский);
  • колесовать бабочку(английский).

Для справок: делать из мухи слона, с глазу на глаз, стрелять из пушки по воробьям, попасть пальцем в небо, из огня да в полымя. Объясните свой выбор.

 

№6.  Проведите «диалог» с текстом, по­ставив на месте пропусков, обозна­ченных тремя точками, вопросы к тексту. Разберите выделенные слова по составу, определите способ их образования (от какой основы и с помощью чего).

Один рыболов зимой поставил на реке сомовий вентерь* из капронового шнура. ...

— Прихожу проверить снасти и вижу в бочке что-то большое. ... Смотрю и вижу: оно шевелится. Эге, да это сом! А ну-ка вылезай! ...

Но сом не пожелал вылезать, и между ним и рыболовом завязался опасный бой. ... Человек схватил сома за губу, а сом прочно захватил четыре пальца рыболова. ...

Только исключительное самообладание мужчины позволило ему выйти победите­лем из этой схватки. ... («Любопытные истории»).

Вентерь — рыболовная снасть в виде су­живающейся книзу сети на обручах.

 

№7. Вспомним сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом» и поросят, которые радостно сообщают: «Нынче дали нам, друзья, целый чан ботвиньи!» В книге «Домострой» XVI в. сказано: «А на ужин были щи, капуста, толокно, иногда рассол, ботвинья». Что же это за кушанье такое ботвинья? И как оно связано с ботвой? Объясните.

 

№8. Представьте себе, что вы приехали в деревню, где полным-полно разных домашних животных, на деревьях много птиц, а в пруду водятся лягушки. И все эти живые существа откликаются на ваше появление свойственными только им звуками. Опишите эту разноголосицу, используя нужные глаголы в неопределённой форме или в прошедшем времени. Насколько интересным и весёлым получится Ваш рассказ, зависит от Вашего остроумия и фантазии. Объём 0,5 страницы.

Из своего текста выпишите 1-2 слова, где все согласные звуки звонкие, а потом 1-2 слова, где все согласные звуки глухие. Выпишите 1-2 слова, где букв больше, чем звуков.

 

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

№1. Прочитайте незаконченную за­пись. Постарайтесь объяснить, почему возникает комиче­ский эффект при чтении этих строк. Продолжите ее, чтобы полу­чился текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, случайно ли рас­сказчик принял мальчика за гру­бияна? Выпишите выделенные предложе­ния, дайте им характерис­тику. Восьмое предложение разбери­те по членам, укажите части речи.

Прихожу однажды в воскресенье в парк. Думаю: погуляю, потом посижу на ска­мейке, почитаю. Но не тут-то было. Ска­меек много, но все заняты. Вдруг нахожу свободное место. Потом вглядываюсь и вижу: свободное-то свободное, но вместе с тем как бы и занято. Лежит на нем ла­донь мальчика, сидящего рядом. Кому-нибудь место рядом с собой сторожит? Или жука поймал?

—Можно сесть? — спрашиваю.

— Нельзя, — отвечает, — ищите другое.

Грубый какой. Мог бы уступить стар­шему даже свое. Видит же, что еле на ногах держусь.

 

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из путевых заметок (образец путешествия, написанно­го приказным человеком, отправленным за границу для обучения разным ремёслам) П.А. Толстого. Вот как он описывает одну «процессию» в Венеции. Объясните, что означают выделенные слова. А как говорят сейчас? Переведите текст на современный русский язык. 

Изо всех монастырей и костелов сходятся священники, законники и мирския люди в костел святаго Марка-евангелиста с хоругвями и со кресты. А князь венецкой в тот день ездил за проливу морскую в монастырь, где живут капуцыны, и оттоле паки возвратился к дому своему морем. А ездил таким образом: перед ним ехал гундал непокрытой, в котором везли б знамен, в том же гундале ехали трубачи и трубили.

 

№3. Знаете ли вы, что такое шутливое толкование слова? Познакомьтесь с некоторыми из них. А как бы Вы объяснили значе­ние этих слов? Из данных шутливых толкований выпишите причастия. Укажите их разряд, время, вид, род, число, падеж.

1. Выдающаяся личность – невеста.

2. Гордыня – дыня, выращенная в городских условиях.

3. Доходяга – процветающий бизнесмен.

4. Столбовая дворянка – дворняжка, привязанная к столбу.

5. Наблюдательная — это еда, по­данная на блюде.

6. Скоропалительное — это быст­ро действующее огнестрельное оружие.

 

№4. С данными ниже словосочета­ниями придумайте небольшой связный текст научно-популярного или публицистического стиля. Объём 0,5 страницы.

Таинственные просторы Вселенной. Космические лучи. Тщательные пред­варительные исследования. Замеча­тельные достижения в области вычис­лительной техники и автоматическо­го управления. Головокружительная высота. Ослепительное сияние. Увле­кательные события и удивительные от­крытия.

 

№5. Чем отличаются пары слов? Объясните их значение, составив с ними словосочетания. Как называются такие слова?

Невежа - невежда; рыбий - рыбный; генеральный - генеральский; вековой - вечный; лирический - лиричный; надеть - одеть; требование - требователь­ность; целый - цельный; коренной - корневой.

 

№6. Американские редакторы переводят русские народные сказки на английский язык, адаптируют их, а затем вновь переводят на исходный язык. В результате сказка «По щучьему велению» вместе с новым названием («Приказ щуки») приобретает новое звучание. Нужна ли сказке иноязычная лексика и жаргонизмы? Почему? Верните сказке её привычный стиль.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

— Емелья, орга­низуй доставку воды с реки!

— Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

— Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

— О'кей, — сказал Емеля и направился организовы­вать доставку воды.

 

№7. Прочитайте устойчивые выражения и попробуйте объяснить их происхождение и лексическое значение.

Бабье лето (исконно русское), в Тулу со своим самоваром не ездят (собственно русское, шутливое), дать стрекача (собственно русское), деньги на бочку (собственно русское), как нитка с иголкой (собственно русское), концы хоронить (собственно русское), мастер большой руки (собственно русское), носом окуней ловить (собственно русское), при царе Горохе (собственно русское).

 

№8.  Прочитайте текст, выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение. Затем из текста выпишите все слова, где все согласные звуки звонкие, потом все слова, где все согласные звуки глухие. И наконец все слова, где букв больше, чем звуков.

 

В русые головенки тех мальчишек, что ба­рахтаются в уютном, обросшем ивами омутке, или бегают все в брызгах по журчащему перекату, или вытаскивают из илистых нор упирающихся клешнистых раков, редко приходит мысль: а откуда течет, где начинается их реч­ка?

Река текла, когда ребятишек еще не было на свете, и она будет течь, когда их снова не будет. У сельских детей нет другого представ­ления о начале любой реки, кроме холодных бьющих из-под земли ключей. (В. Солоу­хин.)

 
 

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, существительные «туризм» и «палом­ничество»,  «богомолец», «странник», «пилигрим», «калика», «прохожий». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами. Придумайте текст с одним из этих слов, чтобы все слова в Вашем тексте начинались на одну и ту же букву. Объём – 0,5 страницы.

 

№2.  Найдите и выпишите устойчи­вые словосочетания, рядом укажи­те их значения.

  • И там сунуть придется, и в другом месте барашка в бумажке подарить. (Салтыков-Щедрин);
  • На гори­зонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. (Белин­ский);
  • Потерял боец кисет, заискался, — нет и нет... Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук. (Твардовский);
  • Так бесконечно да­леко был этот госпиталь, на Василь­евском острове, — на краю света (Каверин); Слова Марии Ивановны открыли мне глаза и объяснили мно­гое. (Пушкин);
  • И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смы­кали глаз, всю ночь чинились, чис­тились. (Л. Толстой);
  • Иван Петро­вич отправился в Петербург с легким сердцем. (Тургенев).

 

№3. Прочитайте исторический анекдот. Какое лексическое явление стало ос­новой для создания шутки? Поясните выделенные курсивом и жирным шрифтом слова. Какой оттенок значения имеет слово гаркнул? Можем ли мы употребить данное слово в официальной речи? Почему?

 

—Откуда идёшь так поздно? — спросил Николай I опаздывающего юнкера.

— Из депа, ваше императорское величество! — громогласно ответил юнкер.

— Дурак!.. Разве депо склоняется? — крик­нул царь.

— Все склоняется перед вашим императорс­ким величеством, — ещё громче гаркнул юн­кер.

Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись, и не от­дал приказа о наказании юнкера за опозда­ние. (С. Н. Сергеев-Ценский.)

 

№4. Объясните термины по предложенной модели:

заимствование из старославянского языка — старославянизм. Укажите способ образования. Приведите 3-4 своих примера слов, созданных по данной модели.

Германизм; галлицизм; китаизм; полонизм; эллинизм.

 

№5. Исправьте лексические ошиб­ки. Почему появились такие ошибки?

  • В спектакле впервые дебютирова­ла молодая актриса;
  • Ты по-настоя­щему ведущий лидер нашей группы;
  • Студенту-филологу необходимо еже­дневно читать по четыреста стра­ниц в день;
  • Выбор сестры пал на роман Л.Н. Толстого «Анна Карени­на»;
  • В нашей школе изучают два зарубежных языка.

 

№6. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним синонимы русского происхождения. Составьте предложения, выделите грамматические основы.

Лимит, апогей, инновация, ликвидация, модернизация, риелтор, толерант­ный, эксклюзивный, шопинг, конфиденциальный, хаос.

 

№7. Составьте весёлый диктант в виде связного текста, в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «Правописание НЕ с наречиями на О-Е», или придумайте грамматическую сказку. Подчерните слова с орфограммами. Объем – не более 0,5 страницы.

 

№8. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.

Украинский легкоатлет, избалованный вниманием, уморенный бесцере­монными журналистами, находился в состоянии полудремоты, когда в дверь гостиничного номера позвонили. Украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии, теряясь в догадках, кто же звонит, пошел открывать. На поро­ге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикамен­тами.

—  Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Моё намерение — сделать вам прививку.

— У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, — ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.

— Я не уйду, — уперлась женщина. — Не возьму греха на душу. Один тоже так сопротивлялся, а через неделю — некролог и несколько сирот. Что в таком случае остается диспансеру? Выразить соболезнование?

Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-го­лубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить ле­карство.

—  Тщательнее, пожалуйста, — попросил он, — и осторожно, а то у меня будут синяки на локте.

Загодя ничего нельзя знать, — парировала она, — но я предприняла меры, чтобы не осталось ни следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае, айвовый или вишневый. Свеклу тоже ешь­те. Все. Теперь вы должны уведомить спорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну, а меня обязательно премируют! До свидания! — и она стала ретироваться к выходу.

 

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

 

№1. В рассказе М.М. Зощенко (со­ветский сатирик 1920—1940-х г.) «Нервные люди» герой ком­мунальной квартиры делится своим «жизненным опытом». Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Чем необычно последнее предложение? Что означают выделенные слова? Выпишите из текста 4 примера разных предложений, в которых есть слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением.

 

Недавно в нашей коммунальной квар­тире драка произошла... Приходит... одна жиличка Щипцова в девять ча­сов вечера на кухню и разжигает при­мус. Она всегда, знаете, в это время разжигает примус... А он, провались, совсем не разжигается... И берет она в левую руку ежик и хочет чистить, а другая жиличка, чей ежик, посмотре­ла, чего взято, и отвечает: «Ежик-то, уважаемая Марья Василь­евна, промежду прочим, назад положьте». Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: «Пожалуйста, пода­витесь своим ежиком».

Муж, чей ежик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный. Тут снова шум, и дискуссия поднялась вок­руг ежика. Все жильцы, конечно, под­наперли в кухню. А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно... И, конеч­ное дело, на все натыкаешься, падаешь. Не то что, знаете, безногому инвалиду — с тремя ногами устоять на полу нет никакой возможности.

 

№2. Чем отличаются пары слов? Объясните их значение, составив с ними словосочетания. Как называются такие слова?

Мнимый — мнительный; гарантированный — гарантийный; оклик — отклик; разбитной — разбитый; тер­пение — терпимость; черепаший — черепаховый; иронический — ироничный; лживый — ложный.

 

№3. В русском языке имеется сравнительно небольшой ряд слов — обозначений цвета, цветовых оттенков, заимствованных из нескольких языков. Среди них, в частности, есть такие, которые представляют собой несклоняемые прилагательные. Выпишите их и объясните, какой цвет они обозначают. По желанию можете предположить, какие цвета называют остальные слова.

 

Беж (франц. beige), бланжевый (от франц. blanche), индиго (исп., от лат. indicus «индейский»), лазурь (нем. lazur), маренго (итал. мarengo), палевый (от франц. paille «солома»), пансё (от франц. pansy «анютины глазки»), перванш (от франц. pervenche «барвинок»), прюн (от франц. prune «слива»), пюсовый (от франц. puces «блоха»), самб (от франц. saumon «семга, лосось»), фрез (от франц. fraise «земляника»), хаки (в хинди «цвета грязи»), шанжан (франц. changeant «изменяющийся»), электрик (от франц. electrique «электрический»).

 

№4. Хронологические варианты — варианты заимствованных назва­ний, возникшие с течением времени в каком-либо языке. Этим термином обозначают чаще всего то­понимические заимствования раз­ного времени. Укажите современные варианты слов.

Тифлис, Салунь, Дюшамбе, Гельсингфорс, Трансиордания, Ашхабад, Кирги­зия, Башкирия, Константинополь, Ленинград, Горький,  Куйбышев, Свердловск.

 

№5.  «Чуду-юду я и так победю!» Так ответил королю «бывший луч­ший, но опальный стрелок» из произ­ведения В. Высоцкого «Про дикого веп­ря». Эта форма создает образ бесшабашного и решительного героя. Но и отнюдь не сказочные герои в своей речевой практике сталкиваются с проблемой выбора верного слова. Запишите выделенные глаголы правильно.

  • Да я и так приючу... приютю... буду приютать;
  • Сама месю тесто;
  • Ты хотел поразить? — А я и сейчас поразю, кого встречу, того и поразю;
  • Я не каркаю, я пророкую;
  • Так это ты мстишь? - Никому я не мстю.
  • Я не звезда. Я не хожу и не звезжу!
  • Я уже совсем не истеричу;
  • Следю, как раскалякан (раскрашен) домик;
  • Я плечу косичку;
  • Я почистю зубы и ляжу;
  • Поглочусь в мир книги;
  • Чертю сейчас;
  • Возврачусъ и расчесусъ.

 

№6. Постарайтесь объяснить, почему возникает комиче­ский эффект при чтении этих строк.

1. [Правдин экзаменует Митрофанушку.]

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит - еще не навешена: так она покамест существительна. (Фонви­зин).

 

2. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых, по ошибке, было вырезано: Мастер Савелий Сибиряков. (Гоголь).

 

3. Причёска, как и подобает образованной девице, скромная: два-три пуда волос, зачёсанных кверху, и на волосах маленькая лестница для причесывающей горнич­ной. (Чехов).

 

4. Она была завита, как овца, и так же развита. (Кроткий).

 

№7. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» встречаются устаревшие слова:

наперсник, ходатай, супостат, колодник, присяжный. Объясните происхождение этих слов, подобрав соответствующие синонимы.

 

№8. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.

 

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом вы­бросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатай старика избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водо­сточному желобу, а потом перешел по перекинутой жердочке на крышу сосед­него дома.

Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает это просто так. Назло. Ему было, например, завидно, что к коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле, он и не эксперт вовсе, а знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом. Старик запамятовал: у дрессировщика не пи­тон, а гюрза. И потчует он ее хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. 

Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупори­вает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Арину Саввичну, но та приняла сторону старика. Когда на­ступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?

 

Ответы

Яндекс.Метрика