Предлагаем методическую разработку урока по УМК «Начальная школа 21 века».
Тема: Повторение. Главные члены предложения.
Цель: повторение знаний о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
- совершенствовать умение детей работать в группе, уметь рассуждать, делать выводы; расширять кругозор по теме урока;
- развивать умение определять предложения по цели высказывания, по интонации в тексте; развивать навыки орфографической зоркости, память, логическое мышление;
- воспитывать уважение друг к другу работая в группе, взаимопонимание, доброжелательность.
Оборудование: карточки на магнитах с названием терминов, флажки, учебник, ручка, карандаш, линейка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, пожелаем друг другу удачи и начнём урок.
II. Обозначение темы урока.
Откройте тетради. Проверьте, как вы сидите.
- Я хочу загадать вам загадку.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна..
И бежит в полях, сверкая, -
Значит, к нам пришла …(весна)
- Назовите весенние месяцы?
- Ребята, а вы любите весну? А за что вы её любите?
Лес просыпается после зимнего сна. Оживает каждое дерево. Ярко светит солнце. Разбухают и надуваются почки. Появилась зелень. Отгремели буйные ручьи. Сошёл с полей снег. Зацвели первые кусты. Возвращаются к нам из тёплых краёв перелётные птицы. От зимнего сна проснулись мохнатые пчёлки.
III. Минутка чистописания.
- А вот ещё одна загадка.
33 синички
Сели на странички
Сели рядом и молчат.
О весне нам говорят!
- А сейчас минутка чистописания.
- Букву, написание которой мы будем повторять, вы определите сами.
Эта буква обозначает один согласный звук, непарный по по звонкости – глухости, твёрдый. Не имеет пары по мягкости. Что это за буква?
Вот какая буква «цэ»:
С коготочком на конце.
Коготок царапка.
Как кошачья лапка.
- Из каких элементов состоит строчная буква "ц"?
(2 туфельки балерины и петельки, которая опускается на 1/3 ниже рабочей строки)
- Обратите внимание, как вы сидите: спина прямая, ноги стоят на полу, между животом и столом вмещается кулачок, глаза - 30 см от тетради. Тетрадь лежит под наклоном.
- Напишите 5 строчных букв "ц". Помните, что расстояние между буквами равно строчной букве и, и перехлёст петельки идёт на нижней рабочей строке.
- Далее давайте допишем строку в соединении строчной буквы ц и с гласными а,о, е, и, ы.
- Какими соединениями будем писать?
Ца- верхнее соединение,
Цо- верхнее и нижнее,
Це- среднее соединение.
Слышим звук [э], а пишем букву "е", т.к. звук [ц] всегда твёрдый.
Ци- среднее соединение. Слышим гласный звук[ ы], а пишем букву "и", как в слове "цирк".
Цы- среднее соединение, как в словах молодцы, огурцы, цыган, цыпочки.
- Посмотрите на доску. Прочитайте предложение и скажите, сколько раз в нём встречается буква "ц"? (4 раза)
Спишите это предложение.
IV. Проверка домашнего задания.
- В начале урока мы хорошо говорили о том, что вас радует весной. И, конечно же, мы не можем представить весну без птиц.
- Дома вы по группам подбирали загадки и пословицы. Давайте послушаем загадки.
Угадайте, что за птичка —
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста… (Ласточка)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика… (Синица)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
На шесте — дворец,
Во дворце — певец. (Скворец)
Черный, проворный,
Кричит «крак» —
Червякам враг. (Грач)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!»
А что — пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит… (Сорока)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет.
Крохи подбирает,
По ночам кочует —
Коноплю ворует. (Воробей)
(Обратить внимание на плакат с изображением птиц.)
- Запишем эти слова с комментированием по цепочке.
- 2-ая группа искала пословицы. Проверим.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
Слово не воробей. Вылетит — не поймаешь.
- Как вы понимаете данную пословицу?
«Сказанного слова не вернёшь, поэтому прежде, чем сказать его, надо хорошо подумать».
- Какие еще есть пословицы с похожим значением?
«Мала синичка, да коготок остёр».
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
«Мал соловей, да голосом велик».
«Соловья баснями не кормят».
- Как вы понимаете эти пословицы?
«Разговорами не накормишь того, кто хочет есть» (т.е. басни — пустые разговоры).
«Сорока на хвосте принесла». (Употребляется в том случае, когда хотят скрыть источник информации).
«Старого воробья на мякине не проведёшь». (О бывалом человеке с большим жизненным опытом).
V. Теоретическая часть.
- А сейчас мы насладимся звуками весны. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Внимательно послушайте звуки весны.
- Какие весенние звуки вы услышали? (Журчание ручейка, пение птиц.)
- Составьте предложение о весенних звуках.
Запишите каждый своё предложение или то, которое вам понравилось больше всего.
- Что такое предложение?
- Что мы называем грамматической основой предложения?
- Как называются главные члены предложения?
- Дайте определение подлежащему.
- Что такое сказуемое?
- Подчеркните в предложении грамматическую основу.
- На какие две группы вы можете разделить предложения? (Нераспространенное, распространенное.)
- Дайте определение нераспространённому предложению.
- А чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?
- Посмотрите на доску.
- Прочитайте предложение: Лес оделся.
- Распространите данное предложение: Весенний лес оделся в зелёное платье.
VI. Физ. минутка.
- Давайте представим, что мы входим в лес.
-Идём мы с вами в лес.
Ах, сколько здесь чудес!
Руки подняли, покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Помашем — и за работу опять.
VI. Работа по учебнику.
- Сегодня мы с вами продолжаем повторять главные члены предложения.
Упражнение № 209.
- Прочитайте задание самостоятельно.
- Что нужно сделать? (Прочитать текст.)
-О чём этот текст?
-Как озаглавили текст? Почему?
- Как объяснить выражение «травка заворсилась»? (Стала мягкой, пушистой.)
Листочки проклюнулись — на почках появились маленькие листочки.
- На какие две группы можно разделить данные предложения?
- Прочитайте только нераспространённые предложения.
Пеночки прилетели. Цветы зацвели. Кукушка вернулась. Соловьи запели. Черёмуха зацвела.
- Кто хочет попробовать у доски записать 1-ое нераспространенное предложение?
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Объясните выделенные в тексте орфограммы.
- Продолжаем работу.
1-ый ряд запишет предложение о цветах,
2-ой ряд — о кукушке,
3-ий ряд — о соловье.
-1-ый ряд. Каким словом вы проверили безударную гласную в словах «цветы зацвели»?
- Какие это слова по отношению друг к другу?
-2-ой ряд — какая орфограмма в слове кукушка?
-3-ий ряд — объясните орфограмму в слове соловьи.
- Давайте ещё раз обратимся к тексту. Прочитайте только подлежащее.
- Чем чаще всего выражены подлежащие в предложениях?
- На какие 2 группы можно разделить глаголы? (ед.ч.- мн.ч.)
- Посмотрите на схему предложения.
- Какому предложению в тексте она соответствует?
Зелёная травка засорилась.
Кто? Что сделали? Где?
Зяблики появились в лесу.
- Назовите грамматическую основу предложения.
VIII. Итог урока.
- Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями.
Блиц-турнир.
- Возьмите свои флажки.
- Какой член предложения отвечает на вопросы что делает? что сделают?
- Какой член предложения обозначает о ком или о чём говорится в предложении?
- Послушайте предложение.
У нашего оконца кричит стайка ласточек.
- Какой член предложения отвечает на вопрос кто? или что?
- Какой член предложения обозначает, что говорится в предложении о подлежащем?
- Послушайте внимательно предложение: Пригревает жаркое солнце.
- Каким членом предложения является слово солнце?
IX. Домашнее задание.
- Молодцы, ребята! Я, думаю, что вы справитесь с д/з.
X. Рефлексия деятельности.
Мои впечатления от урока…
На уроке я узнал…
Мне на уроке удалось…
Самым интересным на уроке было…
- Ребята, я хотела бы вам подарить вот этого соловья, чтобы он вам напоминал о нашем первом открытом уроке, и в вашем сердце всегда звучала трель соловья.