Публикуем заключительную часть исследовательского проекта, посвященного истории развития школьных библиотек в России с зарождения до настоящего времени.

Глава 3. Летопись школьной библиотеки МБОУ «Лицей № 21» 

3.1 История образования библиотеки 

3.2 Воспоминания работников лицея о становлении школьной библиотеки 

3.3 Библиотека лицея на современном этапе 

Заключение 

Глава 3. Летопись школьной библиотеки  МБОУ «Лицей № 21»

3.1 История образования библиотеки

1 сентября 1980 года  школа распахнула свои двери для сотен ребятишек. Открытие школы в микрорайоне КЗТЗ было делом долгожданным и значимым. Образовательное учреждение было названо средняя школа № 21.  Была открыта самая большая школа в микрорайоне, такой она остаётся спустя 40 лет. Образовательное учреждение находилось в ведомстве  Отдела народного образования Промышленного района. Это было современное трёхэтажное здание с просторными  кабинетами, светлыми мастерскими, большим спортивным залом  и, конечно же, библиотекой.  Около 800 ребят сели за парты, в школу-новостройку стали устраиваться на работу  учителя. Директором  была назначена Зюбина Инесса Михайловна.

Библиотека расположена в боковом отсеке школы, на 3 этаже. Заведующей библиотекой  с 20.09.1980 года была Дашкевич Лариса Андреевна, по образованию учитель русского языка и литературы.  

Первая запись поступлений художественной литературы в «Инвентарной книге» № 1 была датирована 23 декабря 1980 года. В основу фонда легли 150 экземпляров книг, закупленных в библиотечном коллекторе, который располагался на улице Ленина, д. 11. Затем пополнение фонда происходило регулярно через книжный магазин № 10, расположенный на ул. Дейнеки, д. 2. Литература была как художественная, так и отраслевая: общественно-политическая, книги по астрономии, физике, биологии, истории. В 1984 году по акту передачи была подарена детская литература в количестве 2255 экземпляров Детской библиотекой № 2, расположенной на ул. Дейнеки, д. 28.

В 1986 году расформировали Вечернюю школу № 6 и часть фонда в количестве 3850 экземпляров была передана в библиотеку средней школы № 21. Общими усилиями администрации школы и библиотекаря формировался справочно-библиографический фонд, с помощью которого можно выполнить любой запрос читателя. До сих пор ребята пользуются Большой Советской энциклопедией, подаренной в 80-х годах. 

С 1981 по 1989 годы в библиотеку поступили классические произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, Н.А. Гоголя, А.А. Блока, Ф.М. Достоевского, А.А. Толстого. Эти произведения составляют «золотой фонд» нашей библиотеки, и они очень востребованы   учащимися, хотя уже этим книгам по 30-35 лет и они  несколько  раз побывали в ремонте.

В 1990 году школа получила статус школы-лицея № 21 и стала первым в городе инновационным, многопрофильным общеобразовательным учебным заведением. В 1991 сменилась заведующая библиотекой, ей стала Дашкевич (Чубарова) Елена Викторовна, продолжив династию, которая работает по настоящее время. В связи с увеличением контингента учащихся в школе-лицее была добавлена ставка библиотекаря. За эти годы в лицее в должности библиотекаря работали:

с 1991 по 1993 год – Карелина Ольга Анатольевна,

с 1993по 2000 год – Конева Марина Васильевна,

с 2000 по 2001 год – Мищенко Ирина Николаевна,

с 2001по 2005 год – Бессонова Елена Владимировна,

с 2005 по настоящее время – Толоконина Ирина Викторовна.

В 1996 году школа-лицей № 21 стала называться Лицей № 21. Самое  яркое событие, которое произошло в жизни нашей школьной библиотеки – это поступление в 2003 году отечественной классической литературы в 100 томах.  Каждое новое поступление литературы – это праздник  для школьной библиотеки. Кульминацией поступления  новой литературы стал 2012 год. В этом году  в библиотеку как никогда много поступило более 2000 экземпляров  научно-познавательной, художественной  и справочной литературы в рамках федеральной программы поддержки  школьных библиотек. Особенно ценным приобретением стали книги из серии «Золотой фонд» классических энциклопедий и энциклопедических словарей  научного издательства «Большая Российская энциклопедия» и издательства «Дрофа» для учащихся начальной школы. Эти энциклопедии очень понравились нашим учащимся особенно старших классов, они используют их при подготовке уроков и как дополнительный материал.  

С целью дальнейшего совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях страны   выходит постановление Совета Министров СССР от 24 ноября 1977 года № 1029 «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ». С этого момента ответственность за обеспечение школьников учебниками ложится на школьного библиотекаря. Из отчёта общеобразовательной школы № 21  «О библиотечном фонде учебников» на 1 января 1981 года видим, что было закуплено 2076 учебника – для учеников 1 – 10 классов.

С 2000 года учебный фонд библиотеки перестал пополняться бесплатными учебниками. Учебники покупались за счет родителей. Возобновилось поступление бесплатных учебников для учащихся с 2011 года. В настоящее время фонд учебной литературы насчитывает свыше 27 000 экземпляров, что позволяет обеспечить учебниками обучающихся лицея с 1 по 11 класс и поделиться с другими школами по Межбиблиотечному абонементу.

Необходимо заметить, что развитие библиотеки и, особенно, его скорость зависит от личности библиотекаря и умения библиотекаря строить отношения с администрацией образовательного учреждения и коллективом, а также адаптироваться, приспосабливаться и изменяться вместе со школой, с ее программой развития. С момента создания школы (с 1980 г. школа, с 1991 г. школа-лицей, с 1996 г. лицей) и до сегодняшнего дня администрация помнит о библиотеке и понимает, что библиотеку надо развивать, а библиотекаря поощрять и позиционировать как интеллектуальный ресурс коллектива.

За время существования школы библиотека участвовала во всех событиях лицея, в ней делали уроки и просто проводили досуг ребята: листали журналы, рассматривали картинки, читали энциклопедии, общались с заведующей библиотекой. Библиотека всегда была востребована своим читателем. Из дневника работы школьной библиотеки за 1985 год видим, что количество читателей за год составило 837 человек,  из них 44 учителя; до 60 человек посещали в день, им выдавали 100 – 120 книг. 

Все школьники  учились по единой образовательной системе, учебники выдавались всем одинаковые. Сроков хранения не было, списывались только испорченные. Вся списанная литература сдавалась на макулатуру. Таким  образом, решалась задача бережного обращения с учебниками, воспитания уважения к книге и чтению. 

В это время царил культ книги, а Россия считалась самой читающей страной.

Пропаганда художественной литературы с целью привлечения читателя в библиотеку всегда была одной из основных задач каждого библиотекаря, работавшего в школе. 

Из дневника работы за 1981 – 1982 учебный год  видим, что библиотекарь Дашкевич Л.А. оформляла книжные выставки к 80-летию А.А. Фадеева, к 160-летию Ф.М. Достоевского, совместно с учителем Севостьяновой Л.В. проводили утренник для учащихся 2 классов «Хорошая книга – мой спутник, мой друг», в 3 классе подготовила викторину «Сказка у нас в гостях», ученики средней школы № 21 участвовали в ежегодной «Неделе детской и юношеской книги», которую проводила Детская библиотека № 2, на базе ДК КЗТЗ и многое другое. По воспоминаниям Ларисы Андреевны, она активно сотрудничала с учителем литературы и русского языка Крамарь Е.К., с ней готовили читательские конференции, вечера по творчеству поэтов и писателей.  Одной из первых  работников библиотек школ города перевела школьный библиотечный фонд с УДК на новую расстановку – ББК (библиотечно-библиографическая классификация). Это требовало от работника как профессиональных знаний, так и огромных физических сил.

Все согласятся с тем, что обучение детей происходит не только в классе, дополнительно ребята получают знания и в библиотеке, когда читают любимую книгу или произведение по школьной программе, работают с энциклопедией, словарём.  Администрация школы (во главе с директором Зюбиной И.М.) была убеждена в том, что библиотека является важнейшим звеном образования и оказывала помощь в комплектовании фондов. В начале 2000 годов выделенную сумму в 100000 рублей директор полностью отдала на приобретение научно-популярной, художественной, справочной литературы. Значительную часть денег использовали на приобретение профильной литературы для обучения на гуманитарном, экономическом, естественно-научном направлениях. 

Для увеличения фонда художественной литературы проводилась акция «Книга в дар библиотеке», откликнулись ученики, учителя, родители. Книги из своих личных библиотек передали учителя: 150 экземпляров художественной литературы пополнили фонд библиотеки.

Периодические издания являются неотъемлемой частью библиотечного фонда. В «советские времена» библиотечные полки ломились от газет и журналов,  даже в 90-х годах библиотека выписывала около 20 наименований  журналов  и 10 названий газет и журналов для учителей, чего не скажешь о настоящем времени. Но, несмотря,  на сложности с финансированием библиотеки,  сегодня,  библиотека за счет  средств от подготовительных курсов выписывает 3 газеты («Учительская газета», «Курская правда» и «Городские известия») и 5 журналов («Вестник образования», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Завуч», «Школьная библиотека», «Выставка в школьной библиотеке») .

3.2 Воспоминания сотрудников  лицея о становлении школьной библиотеки

Поработав в школьном архиве и изучив документы, удостоверяющие годы работы библиотекарей, документацию библиотеки тех лет, мы связались с коллегами, работавшими в библиотеке лицея, попросили вспомнить о становлении библиотеки в годы их работы. Вот что нам удалось узнать.

Из воспоминаний Дашкевич Ларисы Андреевны:

«Именно в это время произошла централизация библиотечной сети, и библиотеки переходили на новые единые таблицы библиотечно-библиографического описания. Это была очень сложная и кропотливая работа. Это было время, когда проходили Съезды ЦК КПСС и мы в своей работе освящали их  через выставки книг, обзоры периодики, выступлениях на классных часах и политинформациях, тогда издавались воспоминания Л. И. Брежнева, Генерального секретаря ЦК КПСС. Большое внимание уделялось беседам по книгам «Целина», «Малая Земля», «Возрождение». Библиотека в те годы была  политизирована».

Из воспоминаний Мищенко Ирины Николаевны:

«Ребятам, читателям библиотеки, очень нравились праздники, которые  проводилась в библиотеке по творчеству любимых детских писателей: «По дороге в Читай-город», «К.Чуковский – добрый друг для всех детей», «Лесные путешествия по сказкам В. Бианки» и другие. В те годы библиотека получала много детских периодических изданий: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Костер», «Барвинок». И это в какой-то мере компенсировало нехватку художественной литературы».

Их воспоминаний Коневой Марины Васильевны:

«Пополнение книжного фонда в 90-е годы ХХ века шло через библиотечный коллектор, но, учитывая, что остро ощущался дефицит художественной литературы, получить в библиотеке хорошую книгу было очень сложно – распределение дефицитной литературы зависело от денежных поступлений, а они были незначительны. Но, несмотря на это,  заведующая библиотекой  пользовалась Межбиблиотечным абонементом, который  способствовал обмену книг с Детской и Юношеской библиотеками, и все необходимые книги всегда находились и использовались учениками и учителями».

Из воспоминаний Карелиной Ольги Анатольевны:

«Большая работа в библиотеке проводилась с учебниками. В 80-е –начало 90-х годов поступало большое количество бесплатных учебников, и один раз в четверть проводились рейды по проверке их состояния. В каждом учебнике была таблица, в которую ученик вписывал свою фамилию «пользователя», и в конце года получал оценку за сохранность учебника. В аккуратных руках учебник мог прослужить отведенных ему 4 года эксплуатации. А тем, кто «измывался» над учебной литературой, всегда полагались лишь подержанные. А по сути, если учебник «зачитан до дыр», можно предположить, что им «усердно» пользовались в течение года».

Из воспоминаний Бессоновой Елены Владимировны:

«Наступил период, когда начали публиковать авторов, произведения которых были запрещены. Учителя литературы – Власова Ирина Львовна  и Чернышова Раиса Васильевна обращались в библиотеку с просьбой сделать обзоры новинок, печатающихся в литературно-художественных журналах. А их в то время выписывали в лицее немало. Это и «Нева», и «Иностранная литература», и «Роман-газета», и «Звезда», и «Москва», и «Дружба народов», и «Литературное обозрение», и «Юность», и многие другие. Полки ломились от подшивок периодики, они занимали целый отсек книжных стеллажей, чего не скажешь о сегодняшнем дне…»

Эти воспоминания помогают окунуться в историю библиотеки лицея, ее становление, вспомнить знакомые имена учителей и пообщаться с теми, кто  своим трудом, творческим потенциалом формировал книжное пространство и внес  большой вклад в развитие библиотеки лицея.

3.3  Библиотека лицея на современном этапе

Двухтысячные годы – годы перемен в жизни всей страны. Идёт модернизация образования, преобразования коснулись и школьной библиотеки. В настоящее время  «школьная  библиотека в максимальной степени должна соответствовать потребностям школы», предполагается пересмотр традиционных направлений деятельности школьных библиотек. Из учебно-вспомогательного подразделения библиотека лицея стала центром информации, центром развития информационной культуры учащихся. 

Исходя из поставленных перед учебным заведением задач  в 2010 году предусматривалось создание на базе библиотеки информационного центра, функционирующего как традиционная библиотека с элементами  медиатеки.  Для реализации этого потребовалось обновление художественной и отраслевой литературой, обеспечение цифровыми носителями информации, выход в Интернет с рабочим местом  библиотекаря  и ученика. В 2011 году по решению директора школы библиотеке было выделено 6 компьютеров, копировальный аппарат, принтер, организовано подключение к Интернету,  что облегчило работу при проведении массовых мероприятий, информационно-библиографического обслуживания. В настоящее время имеется 2 ноутбука, выход в Интернет, ксерокс, сканер, принтер (3 в 1), проектор, экран.        

Библиотека предлагает своим читателям фонд  электронных ресурсов, состоящий из 609 дисков. Фонд библиотеки составляет 43510 экземпляров книг, из них 16146 экземпляров приходится на художественную и отраслевую литературу, фонд учебников составляет 27352 экземпляра. Имеется доступ к Электронной  библиотеке для детей и подростков «ЛитРес: Школа», «Национальной электронной библиотеке (НЭБ)», Российской электронной школе (РЭШ) и др.

Библиотека –  активный участник всех школьных событий, будь то предметная неделя, месячник или конкурсы учителей и учеников, олимпиады и экзамены.

В библиотеке лицея в рамках внеурочной деятельности создан библиотечный клуб «Книгочей» для обучающихся 5-6 классов. Члены клуба активно участвуют  в Городской воспитательной программе «В волшебном мире книг», проводимой Дворцом пионеров и школьников города Курска, обучающиеся   награждены дипломами и грамотами за знание произведений, творческий потенциал и умение работать в команде.

Библиотекари лицея участвуют в профессиональном сообществе школьных библиотекарей города Курска и Курской области. В 2019 году  на базе школьной библиотеки проводился  городской семинар  для школьных библиотекарей под руководством методиста городского методического центра Авдеевой Т.Н. по теме: «Чтение как образовательная стратегия и ресурс личностного роста». Работники библиотеки выступили перед коллегами  с докладами: «Место школьной библиотеки в формировании читательской компетенции» и «Методика развивающего чтения».

Такие семинары особенно важны для профессионального роста работников библиотек. В 2022 году библиотекарь Толоконина И.В. участвовала в городском семинаре по проблеме «Современная школьная библиотека как ресурс модернизации образования» с представлением опыта работы по теме «Создание и использование электронных книжных выставок в школьной библиотеке».

Так, в 2020 году библиотека лицея стала победителем регионального конкурса на Лучшую школьную библиотеку. Ей был присвоен статус Базового центра по теме «Электронные выставки как средство информационной поддержки реализации ООП». В течение трех лет была создана 21 выставка по разнообразной тематике: к государственным и календарным праздникам, к юбилейным датам писателей и книг-юбиляров, краеведческие выставки, по книгам о Великой Отечественной войне и другие. С опытом работы по данной теме заведующая библиотекой выступала перед коллективом лицея на педагогическом и методическом советах, на стажировочной площадке ОГБОУ КИРО для директоров  школ Курской области. Электронные выставки в свободном доступе для всех желающих находятся на сайте лицея в разделе «Библиотека».

Библиотека лицея участвовала во Всероссийском конкурсе «Читаем Альберта Лиханова: книги о вере, надежде, любви», посвященном 75-летию Великой Победы, и награждена Дипломом Лауреата.

Члены Клуба «Книгочей» были участниками  Всероссийской акции «Обнимем ребенка с книгой».

В 2022 году библиотека была участницей Международной акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне», участвовала во 2 Межрегиональном конкурсе «В мире виртуальных книжных выставок» (Чувашия).

Сотрудники библиотеки лицея  публикуют материалы  для любителей чтения, в помощь ученикам и учителям на предметном сайте Руслита.

Налажена совместная работа с учителями лицея. Массовые  мероприятия, направленные на пропаганду литературы, проходят с применением компьютерных технологий, сопровождаются презентацией, книжными и электронными  книжными выставками. Это и библиотечный урок для первоклассников «Знакомство с библиотекой», и беседы по книгам-юбилярам, и обзоры книг разнообразной тематики, и литературные вечера, и громкие чтения, и встречи с курскими писателями и поэтами, и многое другое.

Подводя итог,  можно сказать, что школьная библиотека развивается, ищет новые формы работы, привлекает новых читателей, не стоит в стороне от школьных дел, а что самое важное – к нам спешат ученики и учителя, значит, библиотека востребована своим читателем. 

Заключение

В современном информационном обществе школьная библиотека по-прежнему остается не имеющим аналогов структурным подразделением образовательного учреждения, услугами которого пользуются, несмотря на возможности современных достижений науки и техники. Такой феномен можно объяснить специфическими особенностями школьной библиотеки, в частности атмосферой, царящей в библиотеке и настраивающей на обучение и воспитание, подборкой информации по учебным предметам, наличие профессионально обученных людей.

Школьная библиотека  выполняет свою наиболее очевидную функцию: информационное обеспечение учебной программы, привлечение учащихся к активному чтению, воспитание читательской независимости, развитие у них грамотности и языковых навыков. А модернизированные школьные информационные библиотечные центры (ШИБЦ) существенно расширяют  свои функции и включают в себя: образовательную, воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.

В данной работе мы решили следующие задачи: рассмотрели исторический процесс возникновения библиотек в учреждениях образования; изучили деятельность школьной библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения на современном этапе; рассмотрели роль библиотеки лицея в жизни образовательного учреждения.

Решив поставленные задачи, мы реализовали цель нашей работы: изучили процесс становления и развития школьных библиотек в России как структурного подразделения образовательного учреждения.

Поставленная цель, на наш взгляд, достигнута: мы восстановили многие факты и события, связанные с деятельностью библиотеки  в лицее. У нас получилось исследовать процесс становления библиотек в образовательных учреждениях России начиная с зарождения до настоящего времени.

Яндекс.Метрика