Постигать мир ребёнок начинает со звуков.
Сначала отдельные гласные звуки помогают передать разные эмоции: от удивления (О) и поиска (Э) до страха (У). Постепенно складывается звуковой образ слова (ФУ - что-то плохое; кИт - это вовсе не кОт) и письменный (вОда - вОды - вОдовоз).
Когда речь нужно зафиксировать на бумаге, используются буквы и правила. И тогда самое важное следует запоминать.
Первое: пиши не всегда так, как слышишь!
Звук меняется в зависимости от положения в слове, а точнее - от позиции. Если звучит неясно, то он в слабой позиции, если чётко, то в сильной. Конечно, в односложных словах варианты звучания гласных сведены до нуля: стол, дар, парус. Здесь звуки соответствуют буквам.
Для гласных звуков сильной позицией является позиция под ударением (мАзать, травА, Осень, корОткий). В остальных случаях гласные в слабой позиции и их трудно безошибочно написать, нужно подбирать либо однокоренные слова, либо менять форму слова, чтобы проверить. Заимствованные слова проверить невозможно, поэтому традиционно они относятся к словарным словам.
Слабая позиция гласных может быть до ударного слога и после него. Слабая позиция в первом предударном слоге (дома [˄], беда [иэ]); вторая степень - все остальные слоги (белочка - бел[Ъ]чк[Ъ], пелена - п[Ь]лена).
Сравните слова:
год, г[˄]да, г[ъ]довой;
травы, тр[˄]ва, тр[ъ]вяной;
мир, миры, м[ь]ровой;
след, сл[иэ]ды, сл[ь]допыт;
пять, п[иэ]так, п[ь]тачок.
Одинаково звучат гласные? По-разному. Чем дальше от ударного слога, тем слабее звучат и меняются.
Буква |
Под ударением в сильной позиции |
Первый безударный звук в слабой позиции перед ударением |
Второй безударный звук в слабой позиции до или после ударения |
О |
[о] |
[˄] |
[ъ] |
А |
[а] |
[˄] |
[ъ] |
Е |
[э] |
[иэ] |
[ь] |
Я |
[а] |
[иэ] |
[ь] |
И |
[и] |
[и] |
[ь] |
Ё |
[о] |
- |
- |
Ю |
[у] |
[у] |
[у] |
«Скелетом» слова всегда считались согласные звуки. По ним можно догадаться, какое слово зашифровано: ТЛСТ, ЗЙЦВ, СМРНВ. Это Толстой, Зайцев, Смирнов.
У парных согласных по звонкости-глухости сильная позиция всегда перед гласным звуком или перед сонорными [м], [н], [л], [р]. А слабой позицией считается та, при которой согласный звучит менее чётко: солнышко, солнце;
грибы, гриб, грибки, о грибе - в конце слова и перед глухими согласными он оглушается;
молоток, молотьба, молодец - перед звонким согласным он озвончается.
У парных согласных по твёрдости-мягкости сильная позиция перед гласным звуком, твёрдыми согласными, на конце слов, а звуки [л], [л'] всегда в сильной позиции. Слабая позиция лишь перед мягкими согласными: пе[с']ня, по[н']чик, тро[с']ть.
Главным принципом русского письма является фонетический. Ведь произношение влияет на написание приставок на -З и -С: перед звонким согласным мы точно напишем букву «З», перед глухим звуком - «С» (безропотный, бессловесный). Некоторые гласные зависят от ударения: рОзыгрыш - рАзыскивать.
Фонетика напрямую связана с графикой и орфографией. Их объединяет не только фонетический, но и слоговой принцип.
Слоговой принцип удобен для характеристики звуковой системы и передачи на письме языковых единиц. В связи с этим буквы читаются и пишутся с учётом соседних букв. В качестве единицы письма выступает слог, то есть сочетание согласной и гласной.
Алфавит не полностью соответствует звуковой системе, поэтому налицо расхождения между устным и письменным языком. Звуков в живой речи значительно больше, чем в алфавите. Вот почему одна буква может обозначать несколько звуков (сад, сядь, сдать, косьба, сшить, сжать). Согласные буквы, например «т», обозначают твёрдый и мягкий согласный звук, находясь в слоге с гласной буквой (буквы «а», «о», «у», «э», «ы» указывают на твёрдость согласного, а буквы «я», «ё», «ю», «е», «и» - на мягкость) или с мягким/твёрдым знаком.
Слоговой принцип действует при обозначении согласного звука [j'] (йот) внутри слов. Согласный звук [j'] (йот) обозначается особой буквой «й» (и краткое), если слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (поЙте - слепоЙ). В других случаях звук [j'] (йот) обозначается одной буквой «я», «ё», «е», «ю»: пятна, плётка, след, любить. Эти буквы стали называть йотированными, потому что в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь они обозначают 2 звука:
[j'а]блоко, [j'о]жик, [j'э]ль, [j'у]бка;
близка[j'ь] цель, сини[j'ь] небо, в быстру[j'у] ходьбу;
обезь[j'а]на, съ[j'о]житься, птичь[j'ь] гнездо, предъ[j'у]билейное.
Второе: запомни буквосочетания! Некоторые согласные звуки не имеют разновидностей: только твёрдые [ж], [ш], [ц] и только мягкие [ч] и [щ]. И снова слышим звуки О, Э или Ы, а на письме в словах буквы «ё», «е», «и»: жЁлудь, шЕст, цИрк. Традиционно пишем ЖИ-ШИ с буквой «и», ЧА-ЩА с буквой «а», ЧУ-ЩУ с буквой «у».
И без мягкого знака пишутся сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ и другие (копеечка, конечно, птенчик, нянчить, гонщик, сварщик).
В словах исконно русских словах в корне слова подбираются чередования Ё||Е (шЁпот - шЕпчет, жЁрнов - жЕрнова), иноязычные слова относятся к исключениям и всегда в них корневая гласная О. От ударения зависит написание буквы О или Е в суффиксах и окончаниях (бельчОнок - ручЕньки, кирпичОм - плюшЕм).
Также в корне напишем И (панцИрь, цИферблат, кроме слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыкнуть, цыпочки), в суффиксе и окончании Ы (птицЫн, куницЫ).
Третье: учитывай полногласие. Издавна в исконно русских словах перед и после Р и Л произносили полные гласные ОРО, ЕРЕ, ОЛО, ЕЛЕ, ЕЛО (голос вместо глас, берег вместо брег, мороз вместо мраз, пеленать вместо пленение, ошеломить вместо шлем). В каждом случае с полногласием можно подобрать вариант с неполногласием РО/РА, РЕ, ЛО/ЛА, ЛЕ. Например, неполногласия в словах: прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.
Четвёртое: находи чередования. При образовании разных форм слова встречаются чередования гласных и согласных звуков (соберу - сбор; друг - друзья - дружить). Иногда в корнях, суффиксах и приставках появляются беглые гласные О, Е (сон - сна, разбить - разобью, кружок - кружка, отец - отца, прочесть - прочту).
Наличие чередования говорит о замене звуков в одной и той же части слова при изменении его грамматической формы или при образовании нового слова (княгиня - князь, столица - столичный, купить - куплю, высокий - выше, сидеть - сижу). Иногда чередуются группы согласных звуков: искать - ищу, заместить - замещать). Такие чередования возникли в результате исторических процессов в языке.
Литература
- Бабайцева В.В. Принципы русской орфографии // Русский язык в школе. - 2009. - № 3.
- Глазков А.В. Сочетаемость шипящих и Ц в ненормативном письме // Русский язык в школе. - 1995. - № 5.
- Щербина С.И. К истории терминов полногласие и неполногласие // Русский язык в школе. - 2004. - № 1.