Как выполнить задание 22 по русскому языку на ЕГЭ? Это новое задание в тесте ЕГЭ - 2025. Напомним его.
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Дай мне горькие годы недуга, (А.А. Ахматова) Б) Из-под куста мне ландыш серебристый (М.Ю. Лермонтов) В) Я б разбивал стихи, как сад, (Б.Л. Пастернак) Г) И в пролет не брошусь, (В.В. Маяковский) Д) Золотою лягушкой луна (С.А. Есенин) |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Чтобы легко определить изобразительно-выразительные средства, нужно их хорошо знать и применять логику.
Список терминов прилагается справа в списке от 1 до 9. Анализируем эти термины. Во-первых, определяем среди них тропы, собственно лексические средства, во-вторых, находим средства синтаксиса (фигуры речи) и, наконец, звукопись.
- метонимия
- аллитерация
- олицетворение
- анафора
- парцелляция
- градация
- сравнение
- антитеза
- синтаксический параллелизм
К тропам относят эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, символ, аллегория, ирония, гротеск.
Первое. Ищем метонимию, олицетворение, сравнение в левой колонке. Находим олицетворение и сравнение.
Олицетворение – вид тропа, основанный на переносе свойств, чувств, действий живого существа неодушевлённому предмету: улыбнулись сонные берёзки; ещё природа не проснулась.
В списке оно размещено под цифрой 3 и есть в предложении Б: Из-под куста мне ландыш серебристый / Приветливо кивает головой.
В примере под буквой В (Я б разбивал стихи, как сад, / Всей дрожью жилок.) есть сравнительный союз КАК. Это типичное сравнение.
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим. Этот троп оформляется с помощью сравнительных союзов: как, будто, как будто, словно, точно.
Может смутить фраза "разбить ... сад". Это значит распланировать, разметить и распределить участок земли между растениями. По мнению Б. Пастернака, "разбить стихи, как сад" означает, что из стихов можно сделать идеальный мир, центр притяжения и вдохнуть в них «дыханье роз» и мяты.
Второе. Теперь выясняем, какие здесь используются фигуры речи.
Справа названы анафора, парцелляция, градация, антитеза, синтаксический параллелизм.
Из этого списка мы находим примеры анафоры и градации.
Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Все три строки начинаются с повтора союза И. Это единоначалие, а значит анафора. Пример под буквой Г соответствует цифре 4.
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар…
Ряд однородных членов выстраивается по нарастающей: от малого (недýга) к наивысшему проявлению болезни – ЖÁРУ. Пример под буквой А соотносится с цифрой 6.
Третье. Рассмотрим звукопись. В примере со звукописью представлена аллитерация.
Аллитерация – усиление изобразительности текста путем повторения согласных звуков [л], [л′], [н].
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде
Итак, задание выполнено, вставляем цифры под буквенным рядом:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6 | 3 | 7 | 4 | 2 |
Можно перейти к тренировке и найти ответы к 4 подобным заданиям.
Задание 1
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Куда плывёте вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О.Э. Мандельштам) Б) Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская! (М.И. Цветаева) В) И как ты ни жила, но мало, Так мало на земле жила. (А.А. Тарковский) Г) И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. (А.С. Пушкин) Д) Ну вот… и огонь потушили, А я умираю в дыму. (И.Ф. Анненский) |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 2
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА |
А) Уж ты нива моя, нивушка, Не скосить тебя с маху единого… (А.К. Толстой) Б) Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. (А.А. Блок) В) Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. (С.А. Есенин) Г) Удобрить её солдатам. (И.А. Бродский) Д) Жду ль чего? жалею ли о чём? |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 3
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА |
А) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.А. Ахматова) Б) Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?.. (М.Ю. Лермонтов) В) Его перо любовью дышит, Не хладно блещет остротой. (А.С. Пушкин) Г) Встают и заходят оне (Ф.И. Тютчев) Д) Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. (И.А. Бунин) |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 4
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА |
А) Солнце останавливали словом, (Н.С. Гумилёв) Б) И падали два башмачка (Б.Л. Пастернак) В) Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной... (А.А. Ахматова) Г) И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. (А.А. Фет) Д) Полночной порою в болотной глуши (К.Д. Бальмонт) |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Выполнить тест "Изобразительные средства"
Проверить выполнение теста