Выразительные средства языка

Как выполнить задание 22 по русскому языку на ЕГЭ? Это новое задание в тесте ЕГЭ - 2025. Напомним его.

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар…

(А.А. Ахматова)

Б) Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.

(М.Ю. Лермонтов)

В) Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок.

(Б.Л. Пастернак)

Г) И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.

(В.В. Маяковский)

Д) Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

(С.А. Есенин)

  1. метонимия
  2. аллитерация
  3. олицетворение
  4. анафора
  5. парцелляция
  6. градация
  7. сравнение
  8. антитеза
  9. синтаксический параллелизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

Чтобы легко определить изобразительно-выразительные средства, нужно их хорошо знать и применять логику.

Список терминов прилагается справа в списке от 1 до 9. Анализируем эти термины. Во-первых, определяем среди них тропы, собственно лексические средства, во-вторых, находим средства синтаксиса (фигуры речи) и, наконец, звукопись.

  1. метонимия
  2. аллитерация
  3. олицетворение
  4. анафора
  5. парцелляция
  6. градация
  7. сравнение
  8. антитеза
  9. синтаксический параллелизм
Собственно лексические средства: фразеологизм, синонимы и антонимы (в том числе контекстные), термины, устаревшее слово (архаизм, историзм), неологизм, заимствованное слово, диалектизм, просторечная лексика, лексический повтор и др.).

К тропам относят эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, символ, аллегория, ирония, гротеск.

 

Первое. Ищем метонимию, олицетворение, сравнение в левой колонке. Находим олицетворение и сравнение.

Олицетворение – вид тропа, основанный на переносе свойств, чувств, действий живого существа неодушевлённому предмету: улыбнулись сонные берёзки; ещё природа не проснулась.

В списке оно размещено под цифрой 3 и есть в предложении Б: Из-под куста мне ландыш серебристый / Приветливо кивает головой.

В примере под буквой В (Я б разбивал стихи, как сад, / Всей дрожью жилок.) есть сравнительный союз КАК. Это типичное сравнение.

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим. Этот троп оформляется с помощью сравнительных союзов: как, будто, как будто, словно, точно.

Может смутить фраза "разбить ... сад". Это значит распланировать, разметить и распределить участок земли между растениями. По мнению Б. Пастернака, "разбить стихи, как сад" означает, что из стихов можно сделать идеальный мир, центр притяжения и вдохнуть в них «дыханье роз» и мяты.

 

Второе. Теперь выясняем, какие здесь используются фигуры речи.

Справа названы анафора, парцелляция, градация, антитеза, синтаксический параллелизм.

Из этого списка мы находим примеры анафоры и градации.

Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.

Все три строки начинаются с повтора союза И. Это единоначалие, а значит анафора. Пример под буквой Г соответствует цифре 4.

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар

Ряд однородных членов выстраивается по нарастающей: от малого (недýга) к наивысшему проявлению болезни – ЖÁРУ. Пример под буквой А соотносится с цифрой 6.

 

Третье. Рассмотрим звукопись. В примере со звукописью представлена аллитерация.

Аллитерация – усиление изобразительности текста путем повторения согласных звуков [л], [л′], [н].

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде

Итак, задание выполнено, вставляем цифры под буквенным рядом:

А

Б

В

Г

Д

6 3 7 4 2

Можно перейти к тренировке и найти ответы к 4 подобным заданиям.

 

Задание 1

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

(О.Э. Мандельштам)

Б) Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

(М.И. Цветаева)

В) И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

(А.А. Тарковский)

Г) И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

(А.С. Пушкин)

Д) Ну вот… и огонь потушили,

А я умираю в дыму.

(И.Ф. Анненский)

  1. метафора
  2. парцелляция
  3. ассонанс
  4. многосоюзие
  5. антитеза
  6. риторический вопрос
  7. лексический повтор
  8. эпитет
  9. эпифора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

 

Задание 2

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

А) Уж ты нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого…

(А.К. Толстой)

Б) Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

(А.А. Блок)

В) Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

(С.А. Есенин)

Г) Удобрить её солдатам.
Одобрить её поэтам.

(И.А. Бродский)

Д) Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
(М.Ю. Лермонтов)

  1. эпифора
  2. метафора
  3. анафора
  4. аллитерация
  5. литота
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. ассонанс
  8. сравнение
  9. риторическое обращение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

 

Задание 3

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

А) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.

(А.А. Ахматова)

Б) Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

(М.Ю. Лермонтов)

В) Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой.

(А.С. Пушкин)

Г) Встают и заходят оне
Безмолвно, как звёзды в ночи.

(Ф.И. Тютчев)

Д) Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

(И.А. Бунин)

  1. сравнение
  2. риторическое восклицание
  3. олицетворение
  4. парцелляция
  5. аллитерация
  6. метонимия
  7. градация
  8. многосоюзие
  9. синтаксический параллелизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

 

Задание 4

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

А) Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

(Н.С. Гумилёв)

Б) И падали два башмачка
Со стуком на пол.

(Б.Л. Пастернак)

В) Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной...

(А.А. Ахматова)

Г) И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

(А.А. Фет)

Д) Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

(К.Д. Бальмонт)

  1. эпитет
  2. инверсия
  3. эпифора
  4. сравнение
  5. градация
  6. аллитерация
  7. риторическое обращение
  8. гипербола
  9. анафора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

 

Выполнить тест "Изобразительные средства"

Проверить выполнение теста

Яндекс.Метрика