В 6 классе изучаем местоимения. Вроде бы все разряды усвоили, но нет-нет да и ошибёмся невзначай.
Уж очень похожи местоимения на существительные, прилагательные, числительные и наречия. Как тут не запутаться! Действительно, трудно.
Попробуем для начала понять, зачем они нужны, эти местоимения. Во-первых, без местоимений мы не смогли бы связать предложения в тексте. Во-вторых, не избавились от повторов одних и тех же слов.
Наконец, не передали бы все те лексические значения слов, которые помогают точнее выразить наши мысли.
А теперь прочитайте первый абзац ещё раз и посчитайте, сколько мне потребовалось местоимений, чтобы высказаться о пользе местоимений. Конечно, их восемь: все, они, эти, мы, тех, те, которые, наши. Некоторые из них заменяют существительные — они, мы (это личные местоимения), другие — прилагательные (все, эти, тех, те, которые, наши). В начале текста-рассуждения я использовала больше местоимений-прилагательных, потому что перечисляла их признаки. В тексте рассказа, наоборот, много местоимений-существительных.
Итак, местоимение указывает на какой-то предмет, или признак, или количество, но не называет его. Это определение нужно хорошенько помнить, ведь его придётся писать в первой части морфологического разбора каждый раз, когда мы будем разбирать местоимения.
Давайте выучим разряды местоимений. Местоимения-существительные по своим свойствам и роли в предложении ведут себя как существительные. Это хорошо видно в таблице.
Обратим внимание на приставку КОЕ-, которая содержит указание на известность лица или предмета при нежелании его уточнять. Суффикс -ТО указывает не только на неизвестность, но и на несущественность лица (вас кто-то искал; кто-то ведь должен работать). Суффикс -НИБУДЬ подчёркивает как неизвестность (меня кто-нибудь искал), так и безразличие при выборе лица (пусть кто-нибудь купит).
Местоимения, заменяющие имена существительные |
|||||
Личные |
Возвратные |
Вопросительные |
Относительные |
Неопределённые |
Отрицательные |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они |
Себя, себе, собой (собою) |
Кто, что |
Кто, что |
Некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо |
Никто, ничто, некого, нечего, некому, нечему, никого, ничего, никому, ничему |
Указывают на лицо или предмет |
Указывают на тождество |
Указывают на вопрос в вопросительном предложении |
Соединяют части СПП, относятся к придаточной части |
Указывают на неопределённое лицо или предмет |
Указывают на отсутствие лица или предмета |
|
Нет Им.падежа |
|
|
Некто имеет только Им.п. Нечто имеет только Им.-Вин. падежи |
Некого-нечего не имеют Им.падежа |
Есть род |
Нет рода |
Нет рода |
Нет рода |
Нет рода |
Нет рода |
Есть число и падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Подлежащее, дополнение |
Дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Со словами пишутся раздельно. После предлогов добавляется [Н] |
Входит в состав фразеологизмов, пословиц |
Стоят в начале простого вопросительного предложения |
Стоят в середине сложного повествова-тельного предложения |
Кое, то, либо, нибудь — чёрточку не забудь! Есть предлог — пиши в три слова! |
Приставка НЕ всегда ударная. Если у глагола есть частица НЕ, пиши приставку НИ. Есть предлог — пиши в три слова! |
Надо мной, у неё, у него |
Вместо себя оставила. |
Кто забыл ключ? Кого нет? |
Я знал, кто забыл ключ. Мне сказали, кого нет. |
Кое-кто, что-то, кое у кого, кое с чем |
Некого винить. Никого НЕ винить. Не у кого жить, ни у кого НЕ жить. |
Местоимения-прилагательные обладают практически всеми признаками имён прилагательных.
Можно перепутать притяжательные местоимения его, её, их с личными. Отличить легко, если определить главное слово и задать вопрос: от глагола всегда зависят личные местоимения (увидел кого? — его, её, их — дополнение), от существительного — притяжательные (дом чей? — его, её, их — определение). Сравните: Я был у него дома (у кого?). Я был у его брата (чьего?).
Указательные местоимения ближнего действия (этот, эта, это, эти) часто сочетаются с указательной частицей ВОТ (Я возьму вот этот нож.), указывают на одновременность действия (Я встал, и в этот момент раздался смех.), заменяют впереди стоящее предложение (Его долго не было дома. Это беспокоило всех без исключения.).
Указательные местоимения дальнего действия (тот, та, то, те) сочетаются с частицей ВОН (Я жил вон в том доме.), указывают на какие-либо моменты в прошлом (С тех пор я здесь живу.), находятся в главной части СПП (Я отдал то, о чём ты просила.).
Указательное слово ТАКОЙ выделяет качества предмета (Такие письма я получал давно.), бо′льшую степень признака (Такого смешного случая я не припомню.), используется с вопросительными местоимениями (Кто вы такая?) и замещает качества предметов в смежных предложениях (Я ищу плотную бумагу. Но такой бумаги я здесь не вижу.).
Как различить определительные местоимения САМ и САМЫЙ?
САМ имеет ударные окончания — самогО′ себя ругаю. Подчёркивает предмет, который непосредственно совершает действие — ты САМ виноват. Говорит о самостоятельности лица — я САМ решу пример. Показывает чью-то значительность — САМ директор меня узнал.
САМЫЙ обычно сочетается с существительными или прилагательными и указывает на границу времени и места (у СА′МОГО берега стояла хата, с СА′МОГО утра шёл дождь), выделяет что-то особенное (СА′МОЕ главное — это притаиться и ждать) и участвует в образовании превосходной степени (САМЫЙ сильный ветер). Кстати, некоторые лингвисты считают, что в последнем примере местоимение САМЫЙ переходит в разряд формообразующих частиц.
И ещё немного надо сказать об особенностях определительных местоимений. Слова ВЕСЬ, ВСЕ, ВСЁ обозначают полный охват предмета (ВЕСЬ класс в сборе, ВСЁ готово к уроку). КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ указывают на множество однородных предметов (КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ человек это любит). ВСЯКИЙ употребляется в значении разный (я люблю ВСЯКИЕ книги). ЛЮБОЙ имеет два значения: множество разнородных предметов (купи в ЛЮБОМ магазине) и указывает на предпочтение одного предмета (бери ЛЮБУЮ ручку).
Местоимения, заменяющие имена прилагательные |
||||||
Вопросительные |
Относительные |
Неопределённые |
Отрицательные |
Притяжательные |
Указательные |
Определительные |
Какой? Который? Чей? |
Какой? Который? Чей? |
Какой? Который? Чей? |
Какой? Чей? |
Чей? |
Какой? |
Какой? |
Указывают на вопрос в вопроси-тельном предложении |
Соединяют части СПП, относятся к придаточной части |
Указывают на неопределённый признак |
Указывают на отсутствие признака |
Указывают на принадлежность предмета лицу |
Указывают на ближний-дальний предмет, на качество или степень признака |
Указывают на определённый признак |
Какой, который, чей, каков |
Какой, который, чей, каков |
Кое-какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, какой-либо, чей-либо, некоторый |
Никакой, ничей, ни к какому, ни о каком, ни с какими, ни с чьими, ни о чьём |
Мой, твой, свой, наш, ваш, их, его, её |
Этот, этакий, тот, такой, таков |
Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Определение |
Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое |
Определение |
Определение |
Определение |
Определение, подлежащее, сказуемое |
Определение, подлежащее, дополнение |
|
|
Дефис, контакт |
Контакт, пробел |
|
|
|
Какой сегодня день? Который час? Каков гусь? |
Я не знал, какой сегодня день. Спросил, который час. |
Какого-то человека я видела. Некоторые птицы уже улетели. |
Никакого уговора не было. Ни с какими уговорами не подходи! |
Мой друг болен. В своём доме не хозяин. Его помощь была кстати. |
Этот дом роднее. Тот человек ушёл. Таковы люди. |
Я сам решил задачу. У самого леса жил старик. Есть другие темы и дела. |
Местоимения-числительные похожи на имена числительные, поэтому их легко заменяют. Местоимения СКОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО не изменяются по родам и числам, но имеют окончание О. Склоняясь, местоимения требуют ставить ударение на первый слог (скО′льким, стО′льких).
Местоимённые наречия очень похожи на местоимения, но нужно знать главный способ отличия — неизменяемость, вопросы и вид словосочетания. У наречий НЕТ ОКОНЧАНИЯ. Вопросы: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Вид словосочетания — ПРИМЫКАНИЕ.
Назовём только часто встречающиеся наречия. Но подробнее о них в другой раз.
Вопросительно-относительные: где, когда, куда, откуда, как, зачем, почему.
Неопределённые: некогда, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-когда, кое-где, кое-куда, зачем-то, зачем-нибудь, откуда-то, откуда-нибудь, кое-откуда, почему-то, почему-нибудь.
Отрицательные: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, негде, некуда, неоткуда, незачем.
Указательные: так, там, тут, туда, оттуда, сюда, отсюда, тогда, затем, потому, поэтому.
Определительные: всегда, всячески, всяко, иногда, всюду, отовсюду, повсюду, везде.
Местоимения, заменяющие имена числительные |
||||
Вопросительные |
Относительные |
Неопределённые |
Отрицательные |
Указательные |
Сколько? |
Сколько? |
Сколько? |
Сколько? |
Сколько? |
Указывают на вопрос в вопросительном предложении |
Соединяют части СПП, относятся к придаточной части |
Указывают на неопределённое количество |
Указывают на отсутствие количества |
Указывают на количество |
Сколько |
Сколько, насколько |
Несколько, сколько-то, сколько-нибудь |
Нисколько |
Столько, настолько |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Обстоятельство, дополнение |
Обстоятельство, |
Обстоятельство, подлежащее |
Обстоятельство |
Обстоятельство |
Сколько раз он уходил? |
Я знал, сколько раз он уходил. |
Нескольким моим друзьям повезло. |
Мне нисколько не трудно. |
Столько раз говорила! |
Можно потренироваться и выполнить морфологический разбор местоимения.
Приступим к выполнению заданий из рассказа Анатолия Алексина "Подумаешь, птицы!.."
1. Найдите местоимения и определите их разряд. Местоимённые наречия выпишите отдельно.
Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" — кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.
И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"
А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.
И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика — для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).
И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени...
2. Подчеркните местоимения как члены предложения и укажите их разряд.
Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: "Мне снова легко дышится... Снова легко!" И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.
Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.
Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, — птичьей лечебницей.
Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе. Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. - 2 изд., доп. и перераб. - М.: Высшая школа, 1964. - С. 212-220.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). - 2 изд., стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 293-303.
3. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993. - С. 107-121, 190.
4. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. - 2 изд. - М.: Дрофа, 1999. - С. 61-67.
5. Вознюк Л.В. Начинаем изучать местоимение/ Русский язык в школе.- 2009. - № 10. - С. 14-17.