Знаков препинания при оформлении на письме прямой речи очень много: парные кавычки, тире, двоеточие, запятые, точки, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.
Когда в диктанте встречается предложение с прямой речью, ученики часто допускают ошибки при выборе знаков. Вместо двоеточия появляется тире, теряются парные кавычки.
Нужно точно понимать, что предложение с прямой речью – это чаще всего сложное предложение, которое распадается на две части: авторскую и чужую речь.
Чужая речь может занимать по отношению к авторским словам любое место: стоять в начале или в конце. Чужую речь часто называют прямой. Её, как и цитаты, мы всегда заключаем в кавычки. Это главный закон!
Существует три варианта группы знаков, которые используются для выделения прямой речи. Покажем их в схемах, где П/п – это прямая речь, А/а – слова автора. Большая буква – это прописная буква, маленькая – строчная буква.
Первая группа включает кавычки, тире, запятую, вопросительные и восклицательные знаки, точку. Обратим внимание на то, что вопросительный и восклицательный знаки ставятся до закрывающих кавычек в отличие от запятой, которая стоит после них.
"П", - а.
"П?" - а.
"П!" - а.
После прямой речи, стоящей перед словами автора, обязательно ставим тире. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то перед тире нужна запятая или многоточие, в остальных случаях возможны восклицательный или вопросительный знаки.
1)«Сок – берёзкины слёзы»,— сказал дедушка.
2)«Поползень хозяйничает, сад к зиме в порядок приводит...» – заметил дедушка.
3)«Чего такой весёлый?» – спросила меня на почте тётя Надя.
4)«Антоновка – осеннее солнце!» – сказал дедушка.
Встречаются в конце прямой речи и сочетания двух знаков препинания, например:
«Живые огни?!» – Слава поправил съехавшую на глаза кепку, усмехнулся и безнадежно махнул рукой.
«Спорим, что нет!..» – возразил Вова.
Если слова автора вообще не содержат глагола речи, то они начинаются с прописной буквы:
"П!" - А.
«А этот – Царевна-лягушка!» – Он показывает мне жёлтый в зелёных крапинах лист тополя.
«Вон, гляди...» – Внук берёт деда за руку, осторожно ведёт по улицам города.
Вторая группа знаков препинания – это двоеточие, парные кавычки, точка, восклицательный или вопросительный знаки. Здесь нет никаких тире и запятых!
А: "П".
А: "П?"
А: "П!"
Только точка в конце прямой речи стоит за закрывающими кавычками в отличие от многоточия, вопросительного и восклицательного знаков.
1)Физрук сердился: «Не торопись, Маркелов, а то стекла дрожат».
2)Соседка приложила палец к губам: «Ш-ш... к Анне Ивановне нельзя...»
3)Анна Ивановна взглянула на притихших детей: «Ребята, кто хочет пойти?»
4)Вместе со всеми он увлечённо тянул под баян: «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца!»
В художественной литературе вместо кавычек вполне уместно открывающее тире:
Ветеринар долго осматривал зверя и развёл руками:
– Тут уж медицина бессильна!
Когда персонаж участвует сразу в двух речевых ситуациях, одна из которых явная, а другая скрытная, то возможна комбинация знаков препинания, как в примере:
– Ты думаешь? – встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: «А ведь он прав!»
Встречается и такая ситуация, когда два глагола в авторской речи разграничивают реплики или относятся к нескольким адресатам:
– Нет, – коротко бросил Петька и, глянув на малыша, добавил: – Тебе... Тебе так отдам...
Третья группа предполагает наличие кавычек, парных тире, парных запятых, точек, восклицательного или вопросительного знаков, многоточия.
"П, - а, - п".
"П, - а, - п!"
"П, - а. - П".
"П... - А. - П?"
"П! - а. - П".
Слова автора разрывают прямую речь и стоят в её середине. Тогда вторая часть прямой речи может быть оформлена по-разному. Обязательно после слов автора ставят запятую или точку.
1)«Знаешь, – сказал отец, – для охотника это лучшая песня».
2)«Лёнька, Лёнька, – улыбнулась Анна Ивановна, – сорвиголова, а душа – подснежник!»
3)«Всё шутки шутишь, – осекла его дочь. – А одежонку давно уж сменить пора».
4)«Всё о пустом толкуете... – Мать подала сыну тарелку с ягодами. – Лучше расскажи, как вы там живы-здоровы?»
5)«Пират – это ещё куда ни шло! – ответил дед. – Пёс молодой да трусливый».
В первом примере прямая речь состоит из одного предложения, его начало с обращением «Лёнька» оторвано от остальной части. Слова автора отделяются не только тире, но и запятыми.
В третьем предложении прямая речь состоит из двух самостоятельных предложений, поэтому вторая её часть начинается с заглавной буквы, а после слов автора стоит точка.
В четвёртом примере видно, что в словах автора нет глагола речи, поэтому эта часть пишется с большой буквы.
Пятый пример показывает, что точка всегда ставится после закрывающей кавычки.
При цитировании знаки препинания расставляются так же, как и при прямой речи:
1)«Унылая пора, очей очарованье», – ещё раз произнёс Слава.
2)В толковом словаре Даля сказано: «Помни праотцев: заповедного не тронь!»
3)«Вчера ездил в лес, – вспоминал П.И.Чайковский. – Что за чудесный вечер, что за восхитительная прогулка!»
Когда в качестве цитаты берётся стихотворный текст, то кавычки не нужно ставить.
Больной Славка полулежит на кровати и читает вслух стихи:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
Однако если стихотворение цитируется без соблюдения строфики, то ставим как обычно кавычки:
Алёша продекламировал: «На Арбате, в магазине, за окном устроен сад, там летает голубь синий, снегири вокруг кричат!»
При оформлении эпиграфа кавычки не нужны, а имя автора не заключается в скобки:
Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу –
На небо белое гляжу
И на верхушки тёмных сосен.
И. Тургенев
Основные правила предъявлены. Пора приступать к выполнению проверочного задания.
ЗАДАНИЕ: расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях.
1)«Почему, почему – повторял я себе – осталась у человека эта жестокая, пагубная страсть?!»
2)Да разве дедушка скажет! махнул рукой Петька. Это ж его тайна!
3)– Тайна? Дед Макар брови нахмурил и приказал – А ну, ступайте за мной!
4)И тут дедушка выручил меня – Помнишь, на прошлой неделе гроза прогремела?
5)– Как муравейник весну встречает – спросил я.
6)– Снимает с макушки снежную шапку – ответил дедушка – Солнышко выглянет – он шапку долой.
7)Вспомнились мне трогательные слова Чехова: Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.
8)Имя наше забудется, – как говорит премудрый Соломон, – никто не вспомнит о делах наших, и жизнь наша пройдет, как облако, и рассеется, как туман.
9)– Одевайсь!.. Н/нам вручили по железному заступу.
10)– Ты бы лучше помалкивал бы… Н/нахмурился другой.
11)Перед отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили «Простите, Христа ради», и на это отвечали «Бог простит».
12)Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу: За правду и тюрьма сладка!
САМОПРОВЕРКА
1)«Почему, почему, – повторял я себе, – осталась у человека эта жестокая, пагубная страсть?!»
2)– Да разве дедушка скажет! – махнул рукой Петька. – Это ж его тайна!
3)– Тайна? – Дед Макар брови нахмурил и приказал: – А ну, ступайте за мной!
4)И тут дедушка выручил меня: – Помнишь, на прошлой неделе гроза прогремела?
5)– Как муравейник весну встречает? – спросил я.
6)– Снимает с макушки снежную шапку, – ответил дедушка. – Солнышко выглянет – он шапку долой.
7)Вспомнились мне трогательные слова Чехова: «Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре».
8)«Имя наше забудется, – как говорит премудрый Соломон, – никто не вспомнит о делах наших, и жизнь наша пройдет, как облако, и рассеется, как туман».
9)– Одевайсь!.. – Нам вручили по железному заступу.
10)– Ты бы лучше помалкивал бы… – нахмурился другой.
11)Перед отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили: «Простите, Христа ради», и на это отвечали: «Бог простит».
12)Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу: «За правду и тюрьма сладка!»
Литература
1. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 1996.
2. Селезнёва Лариса. Знаки препинания в предложении с прямой речью / Русский язык и литература для школьников. – 2010. – №4.