Напомним, как правильно искать грамматическую основу в предложении.
Во-первых, нужно найти сказуемое, которое обычно выражено глаголом в одном из наклонений (изъявительном, условном и повелительном). Во-вторых, от сказуемого следует задать вопросы «кто?» и «что?».
Подлежащее может быть либо одушевлённым предметом, либо неодушевлённым. Оба главных члена зависят друг от друга и тесно между собой связаны.
Вопросы могут быть и такими: "что делает предмет?", "кто он такой?", "какой он?", "каков он?", "что такое предмет?".
Встречаются случаи, когда ученики вначале ищут подлежащее, задавая вопрос «О ком или о чём говорится в предложении?». Но часто подлежащего просто нет, как, например, в односоставных предложениях (Пойдём со мной домой. Пошли в школу, а не домой. Надо пойти вместе.). Тогда и возникает первое затруднение. Чтобы его преодолеть, нужна постоянная тренировка. Почти каждый урок русского языка начинается с синтаксической пятиминутки, когда отрабатывается навык правильного выделения грамматической основы.
И всё-таки надо справедливо заметить, что большинство учеников не могут правильно определить грамматическую основу. С чем это связано? Скорее всего, они не знают основных способов выражения подлежащего и сказуемого. Эта тема основательно изучается только в 8 классе, и сведения к 11 классу постепенно забываются.
Способы выражения подлежащего
Чем выражено? |
Примеры |
- существительное или местоимение в Им. падеже; - другие части речи в значении существительного: прилагательное, причастие, числительное, наречие, инфинитив, междометие; - неделимые словосочетания: сущ.+ сущ., или мест.+мест., или числ.+сущ., или весь, сам + сущ.(мест.); - фразеологизм. |
Приятель ждёт меня. Кто откроет дверь? Взрослые сидели на террасе. Загорающие уже собирали вещи. Восемь делится на четыре. Завтра не наступит никогда. Учиться интересно. Раздалось повсюду ура! Отец с матерью ушли с поля. Мы с тобой не ссоримся. Пять друзей всегда со мной. Весь класс слушал учителя. У моей мамы золотые руки. |
Способы выражения сказуемого
Чем выражено? |
Примеры |
- глагол в любом наклонении с формообразующими частицами и частицей НЕ, инфинитив; - в качестве именной части сказуемого: полное или краткое прилагательное, краткое причастие, существительное, числительное, местоимение, наречие, категория состояния, междометие; - фразеологизм. |
Мы читали учебник. Пусть пойдёт с нами. Не будем волноваться. Объяснять - зря стараться. Книга интересная. Мы рады вам. Задачи решены. Мой папа - врач. Он третий, а за ним. Ты не я. Я не замужем. В комнате светло. Он теперь ой-ой-ой. Дедушка мой - мастер на все руки. |
Проанализируем несколько предложений.
От этого Ёжику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее.
Образец рассуждения:
В этом предложении употреблён глагол в изъявительном наклонении "стало", по смыслу связанный со словом "теплее" (категория состояния), а подлежащего нет и не может быть, так как это простое безличное односоставное предложение. Схема: [ ].
Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.
Образец рассуждения:
В данном предложении три глагола в изъявительном наклонении "поглядели" (кто? - они), "почувствовал" (кто? - каждый), "улыбнулись (кто? - они). К ним относятся подлежащие, выраженные местоимениями: личным "они" и определительным "каждый". Это сложное предложение, так как в нём есть три грамматических основы с разными видами связи: 1 и 2 части связаны сочинительной связью, 2 и 3 части - подчинительной связью. Схема: [ ], и [ ], (как ).