Диктанты

Изморозь

Контрольные диктанты с грамматическим заданием традиционно завершают вторую четверть учебного года в 5, 6, 7 классах. Тексты содержат орфограммы и пунктограммы, изученные за этот период.

Напомним, что в 5 классе завершён раздел "Синтаксис и пунктуация", в 6 классе - "Имя прилагательное", "Глагол", в 7 классе - "Наречие". Не все тексты, к сожалению, соответствуют погодному календарю, но в них много полезной информации о природных стихиях и явлениях, о мире животных и птиц.

 

5 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Гадюка



В далёкие времена человек уже обращал внимание на ядовитых змей, и сейчас многие люди испытывают перед змеями ужасный страх. Конечно, змея не нападает сама. Но все возмущаются и не верят.

В наших лесах водится только одна ядовитая змея.4 Это гадюка. Она встречается в лесах с болотами или зарастающими гарями, на берегах озёр, рек и ручьёв.4 Гадюка любит воспользоваться тёплыми днями и погреться на солнышке, но в сильную жару она предпочитает расположиться в тени.

— Ребята, хотите рассмотреть гадюку? Только будьте осторожны, не подходите близко. Наблюдайте, но не трогайте змею. (90 слов.)

 

Грамматическое задание

 

1. Сделайте синтаксический разбор простого предложения:

В наших лесах водится только одна ядовитая змея. (1 вариант);

Она встречается в лесах с болотами или зарастающими гарями, на берегах озёр, рек и ручьёв. (2 вариант).

2. Выпишите из текста предложение с обращением (1 вариант) и предложение с вводным словом (2 вариант).

3. Найдите и обозначьте в тексте сложные предложения: 1 абзац (1 вариант); 2 абзац (2 вариант).

5 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Рождение сказки

 

Мне приходилось присутствовать при рождении сказки. Дело было летом на берегу лесной реки. Только что прошёл шумный короткий дождь и развесил над рекой радугу.4 Сильно пахло сосной, и капли дождя на отдельных хвоинках наливались, крупнели. В каждой из них играло своё маленькое солнце.

Перевозчик раздувал костёр, а рядом сидел его сын. Мальчик прислушался и спросил отца:

– Чего это шумит, папа?

Перевозчик, конечно, догадался, что шумит дождевая влага через палую рыжую хвою у подножия мачтовых сосен. Но усмехнулся и сказал:

– Это жуки пилят сухие сосновые иглы и на зиму дровишки готовят.4

Так начиналась сказка. (По К. Паустовскому.)  (90 слов.)

 

Грамматическое задание

 

1. Сделайте синтаксический разбор простого предложения:

Это жуки пилят сухие сосновые иглы и на зиму дровишки готовят. (1 вариант);

Только что прошёл шумный короткий дождь и развесил над рекой радугу. (2 вариант).

2. Составьте схему предложения с обращением (1 вариант) и предложения с вводным словом (2 вариант).

3. Найдите в тексте сложные предложения и подчеркните основу: с союзом И (1 вариант); с союзом А (2 вариант).

 

5 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Легенда об основании Ялты

 

В далёкие времена из Константинополя отправились Византийские корабли на поиски новых земель. Страшнейшими штормами и бурями встретило мореплавателей Чёрное море.4 А когда буря утихла, на волны опустился густой туман. Много дней блуждали моряки в неизвестности.

Но однажды утром подул лёгкий ветерок. Пелена тумана медленно расплылась и исчезла.4 Солнечные лучи ударили людям в глаза, и они увидели горы. «Ялос*! Ялос!» ― закричал дозорный. Так византийцы называли берег.

Это была Таврида*. Воздух там наполнен морской влагой и ароматом трав. Он свеж, пахуч, лёгок и целебен. Моряки основали на прекрасной земле своё поселение. С тех пор город называется Ялтой. (По книге «Легенды Крыма»).  (96 слов.)

*Ялос, Таврида - написать на доске.

 

Грамматическое задание

 

1. Фонетический разбор слов: буря (1 вариант), берег (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: далёкие, встретило, времена (1 вариант); солнечные, называется, ветерок (2 вариант).

3. Синтаксический разбор предложения:

Страшнейшими штормами и бурями встретило мореплавателей Чёрное море. (1 вариант); Пелена тумана медленно расплылась и исчезла. (2 вариант).

 

6 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Ледяные поля

 

Полярная ночь непроглядная и чёрная. Лишь качаются, полыхают на небе разноцветные сияния: зелёные, синие, красные. А вверху разносятся непонятные шорохи, словно шепчутся звёзды.

Но приходит конец бесконечной ночи. Однажды краешек солнца покажется над горизонтом. Свет ещё багровый и тусклый. Но как все рады солнцу и свету!

Во всей суровости и красоте открывается глазам страна полуночного солнца, страна самых звонких льдов и пушистых снегов.

Не видны на белом белые песцы и медведи. Зато как заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белом снегу! А сколько жизни на шумных птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в скалах эхо. А как прекрасны и незабываемы розовые чайки на лазоревых льдах! (100 слов.)

 

Грамматическое задание

 

1. Разбор слов по составу: разноцветные, ледяные, лазоревых (1 вариант); полуночного, бесконечной, багровый  (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: самых звонких (1 вариант); прекрасны (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Лишь качаются, полыхают на небе разноцветные сияния: зелёные, синие, красные. (1 вариант);

Полярная ночь непроглядная и чёрная. (2 вариант).

 

6 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Клюква

 

Ещё не шёл настоящий снег, но каждый день наползали серые низкие тучи, сыпали частым дождём, роняли редкие колючие снежинки. Заморозки схватывали землю. В острых серебряных иглах инея померкли последние травы и листья. Над деревенскими трубами теперь вились дымки. Ранние сумерки загоняли ребятишек домой.

А на болотах подошла клюква. В сентябрьскую пору ягода была твёрдой, непрозрачной. Правда, если ягоды полежат, то они дозреют и размягчатся, а после первых заморозков будут сочными и вкусными. Положите ягодки на солнце, и они станут похожи на россыпь драгоценных камней.

Сейчас на подмосковных болотах клюквы много не наберёшь. Отправляются за ней в дальние северные области.

В студёные, холодные зимы самым вкусным блюдом на свете кажется клюквенный кисель из тех осенних ягод. (По Т. Горовой.)   (100 слов.)

 

Грамматическое задание

 

1. Разбор слов по составу: серебряных, осенних, деревенскими (1 вариант); клюквенный, подмосковных, сентябрьскую (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: самым вкусным (1 вариант); сентябрьскую (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В острых серебряных иглах инея померкли последние травы и листья. (1 вариант);

В сентябрьскую пору ягода была твёрдой, непрозрачной. (2 вариант).

 

6 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Где растут каштаны

 

В кавказских лесах одно из самых красивых деревьев — каштан. Это большое дерево более тридцати метров высотой. Живут каштаны несколько сотен лет. Деревья эти удивительны.

Три раза меняется у них цвет листьев. Весной они коричнево-красные, летом светло-зелёные, осенью золотисто-жёлтые. Но особенно красив каштан во время цветения.

К началу октября начинают созревать орехи. Плоды люди употребляют в сыром, варёном и жареном виде. Они питательные и вкусные. Их глазируют и засахаривают.

Но не только этим прославился каштан. У него ценная древесина. Она твёрдая, прочная, от времени темнеет и приобретает очень красивый цвет.

Кто был в Киеве, наверняка запомнил киевские каштаны, их ботаники называют каштаном конским. Они мало похожи на каштаны, у которых съедобные плоды.  (По Т. Горовой).  (100 слов.)

 

Грамматическое задание

 

1. Разбор слов по составу: киевские, вкусные, конским (1 вариант); кавказских, ценная, красивый (2 вариант).

2. Морфологический разбор слов: самых красивых (1 вариант); удивительны (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Плоды люди употребляют в сыром, варёном и жареном виде. (1 вариант);

В кавказских лесах одно из самых красивых деревьев — каштан. (2 вариант).

 

7 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Землеройки

 

Глубокой осенью заметно пустеют леса и поля, на берегах рек дольше задерживаются перелётные птицы. Иногда раздаётся из-под прибрежного куста голос землеройки. Крохотные зверьки держались здесь и летом, в густых травяных дебрях хорошо скрывались от постороннего взгляда. А сейчас среди поредевших трав заметить их стало легче.

Чаще других попадается обыкновенная бурозубка. Ростом она с маленькую домовую мышь, окраска тёмно-бурая. Но возле воды нередко можно увидеть и более крупную водяную землеройку. Чёрная, будто бархатная шубка, белое шелковистое брюшко и более длинный хвост помогут отличить её от других землероек.

Землеройки не впадают в спячку. Когда идёт снег, следы этих маленьких зверьков встречаются особенно часто под старыми елями. Там прожорливые крошки подбирают сбитых снегом с ветвей оцепеневших насекомых, пауков и семена хвойных деревьев и берёз. Следы землероек трудно отличить от следов мелких грызунов. Но если научишься разбирать их тонкие строчки, то увидишь и узнаешь много интересного. (По В. Гудкову.)     (110 слов.)

 

Грамматическое задание

 

1. Найдите в тексте наречия, подпишите их разряд и обозначьте как член предложения: 1 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).

2. Выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слов: заметно, чаще, особенно (1 вариант); трудно, дольше, нередко (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Крохотные зверьки держались здесь и летом, в густых травяных дебрях хорошо скрывались от постороннего взгляда. (1 вариант);

Там прожорливые крошки подбирают сбитых снегом с ветвей оцепеневших насекомых, пауков и семена хвойных деревьев и берёз. (2 вариант).

 

7 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам 2 четверти 2014-2015 учебного года

Метельные дни

 

Сначала в воздухе закружились отдельные снежники, потом всё сильнее и сильнее зарябило в пустом осиннике. Скоро удары снежной крупки о стволы и ветки слились в таинственный шёпот. Наутро среди пёстрых бугристых пашен и сизого жнивья петляли и уходили вдаль белые дороги. Выпавший снег так и не растаял, а потом подсыпало ещё больше.

Тетерева, привычно вылетевшие утром на убранное овсяное поле, неторопливо бродили по мелкому снегу и оставляли крестики следов. А когда снег стал глубоким, сразу перелетели на берёзы клевать терпкие серёжки.

Вороны и галки в первые метельные дни так и не улетали далеко от посёлка. Синицы с деревьев опускались на деревянные стены сараев и других построек, проворно прыгали по поленницам дров и заборам. Даже лесной дятел надолго покинул лес и обосновался в деревне. В непогоду и на ночь он прятался под навесом, а утром врачевал старые берёзы и ловко лазал по телеграфным столбам.

(110 слов.)

 

Грамматическое задание

 

1. Найдите в тексте наречия, подпишите их разряд и обозначьте как член предложения: 1 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).

2. Выполните разбор по составу и укажите способ образования наречий: сначала, сразу, неторопливо (1 вариант); сильнее, наутро, надолго (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Наутро среди пёстрых бугристых пашен и сизого жнивья петляли и уходили вдаль белые дороги. (1 вариант);

В непогоду и на ночь он прятался под навесом, а утром врачевал старые берёзы и ловко лазал по телеграфным столбам. (2 вариант).

Яндекс.Метрика