Поиск на сайте

Гармония. Фото А. Хохлачева

Задание 1 в КИМах ЕГЭ по русскому языку претерпело за последние несколько лет много изменений. Но и с самого начала своего появления оно вызывало у выпускников большие трудности.

Во-первых, учебно-научные тексты подобраны из научно-популярных журналов «Наука и жизнь», «Русский язык и литература для школьников», «Техника – молодёжи», из энциклопедий «Мир животных», из универсальных справочников для школьников.

Во-вторых, всякая работа с текстом предполагает его чтение, понимание и анализ причинно-следственных или пространственно-временных связей. С наскоку, быстро, как правило, правильный выбор из предложенных вариантов сделать не удаётся. В-третьих, среди ответов нередко есть варианты с второстепенной, а не главной информацией. Эти ответы содержат искажённые или неточные факты.

Напомним, как выглядело данное задание в недалёком прошлом. Оно находилось в заключительной части теста перед большим текстом и приносило всего один балл, так как правильный ответ находился в одном из 4-х предложений.

А27. Прочитайте текст.    

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2)Бесспорно, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

2)В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины - это представители второй земной цивилизации.

3)Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

4)Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

В первом варианте ответа имеется утверждение, противоречащее содержанию текста: когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим. В тексте об этом сказано иначе: но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

Чтобы решить это задание, важно было обратить особое внимание на 3 предложение, в котором заключался вывод, содержащий самое главное в тексте.

Во втором варианте сказано, что дельфины - это представители второй земной цивилизации. Но в тексте об этом не говорится ничего.

Третий и четвёртый вариант близки к исходному тексту, и теперь нужно выбрать из них один верный. Рассмотрим третий вариант: в нём речь идёт только о трюках, а дельфины спасают и своих собратьев, и людей, без этого факта ответ неполный. Поэтому правильный выбор за 4 предложением.

Многие задания прошлых лет переработаны с учётом новой версии КИМов 2015 года.

Задание, которое мы уже проанализировали, дополнили пятым вариантом ответа, в котором вся информация обобщена и передана кратко:

5)Несмотря на то, что ум дельфинов и позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, и даже осваивать различные трюки в неволе, вряд ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

С 2015 года в задании 1 правильными считаются два ответа и выставляется за верное решение 2 балла. Об этом сигналят два окошечка, куда вписывают две цифры. Ответ: 45.

Чтобы найти правильный ответ, необходимо отыскать два похожих утверждения, они совпадают по смыслу, но отличаются синтаксической структурой.

4)Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

[  ], (что  О и О ), (хотя  О , а О ).

5)Несмотря на то, что ум дельфинов и позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, и даже осваивать различные трюки в неволе, вряд ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

(Несмотря на то, что  и О, и О ), [  ], (что  О и О ).

Вариант задания А27 в КИМах 2012 года тоже переработан согласно новой демоверсии. И теперь в нём есть изменения, связанные с языковыми явлениями, предъявленными в тексте: пропуск слова или сочетания слов в одном из предложений, определение значения слова из текста по словарной статье.

(1)Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. (2)Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. (3)<...>, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

1)Звуковые волны, которые посылают киты или дельфины, находясь на пологом дне, уходят в воздух, животные не улавливают их и погибают, оказавшись на мели.

2)Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.

3)Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.

4)Когда дно пологое, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, оказываются на мели и погибают.

5)Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.

Для решения данного задания нужно работать с ключевыми словами, которые выписываем на черновик: киты, дельфины, выбрасываются на берег, погибают, звуковые волны, отражения, обходит препятствие, угол падения равен углу отражения, пологое дно, уходят в воздух, оказываются на мели.

Собрав ключевые слова воедино, получаем объяснение, согласно правилу физики, почему киты и дельфины выбрасываются на берег: животные, не улавливая отражения звуковых волн о пологое дно, оказываются на мели и погибают. Похожая информация есть в двух предложениях разной структуры. Верный ответ: 14.

1)Звуковые волны, которые посылают киты или дельфины, находясь на пологом дне, уходят в воздух, животные не улавливают их и погибают, оказавшись на мели.

[  , (которые  , ДО),  ], [  , ДО].

4)Когда дно пологое, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, оказываются на мели и погибают.

[Когда  ], (   ), [   , ДО,  О и О].

В проверочных тестах иногда встречаются тексты, состоящие из 5-8 предложений:

(1)Со временем форма денежного знака менялась.(2)Деньгами были шкуры, камни, раковины, черепа. (3)Постепенно люди отказались от громоздких и слишком тяжелых денег. (4)Катить перед собой тяжелый камень, денежную единицу, имевшую когда-то хождение на Каролинских островах, было не намного проще, чем вести за собой корову. (5)По другой причине не подошли на эту роль морские ракушки – уж слишком доступны они были. (6)Попытка римского императора Калигулы пополнить свою казну такими деньгами не удалась, поскольку раковины не имели никакой ценности. (7)Они были везде, и каждый мог набрать их столько, сколько хотел. (8) … в результате эволюции победили деньги в виде монет и купюр.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)В разное время деньгами были шкуры, раковины, камни, шкуры, черепа.

2)Постепенно люди отказались как от очень тяжелых денег, например камней, так и от очень доступных, какими были ракушки.

3)Монетами и купюрами люди стали пользоваться сравнительно недавно.

4)Человечество долго и трудно приходило к современной форме денежных знаков.

5)Со временем люди поняли, что деньги не должны быть ни громоздкими, ни легкодоступными.

С такими большими текстами работать непросто, увеличивается и время, затраченное на выполнение этого задания, и вывод мало что говорит о главном, и ключевые слова здесь не помогают, поскольку много второстепенной описательной информации. Здесь работает приём сжатия текста, например, до трёх предложений:

Со временем форма денежного знака менялась. Но люди отказались от громоздких денег и доступных ракушек. Победили деньги в виде монет и купюр.

Одинаковая информация в предложениях структурно выражается по-разному:

2)Постепенно люди отказались как от очень тяжелых денег, например камней, так и от очень доступных, какими были ракушки.

[   как О, ВВ, так и О ], (какими ).

5)Со временем люди поняли, что деньги не должны быть ни громоздкими, ни легкодоступными.

[   ], (что  ни О, ни О ).

Верный ответ: 25.

В репетиционном тесте ученики ошибались чаще всего в задании, где был предложен текст об окаменевших деревьях:

(1)Уголок леса, покрывавшего Землю примерно 8 миллионов лет назад, обнаружили венгерские археологи на северо–востоке страны, где почти все окаменевшие деревья, в основном кипарисы, найденные в выработанной шахте на глубине 60 метров, сохранили древесную структуру и не превратились, как обычно, в уголь. (2)Толщина их стволов — 2–3 метра, а высота до 6 метров, причём ископаемые растительного мира погибли в возрасте 300–400 лет в результате природной катастрофы. (3)... доисторические питомцы флоры стали жертвами пыльной бури; погребённые под толстым слоем почвы, они сохранили в «первозданной красоте» свои стволы до наших дней.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Венгерские учёные получили уникальную возможность изучать ископаемые растительного мира в связи с тем, что найденные археологами окаменевшие примерно 8 миллионов лет назад в результате природной катастрофы растения сохранили древесную структуру, а не превратились, как это бывает, в уголь.

2)Венгерские археологи нашли окаменевшие примерно 8 миллионов лет назад в результате природной катастрофы деревья.

3)Ископаемые деревья, произраставшие на Земле примерно 8 миллионов лет назад, погибли в возрасте 300–400 лет.

4)По мнению учёных, причиной гибели произраставших на Земле примерно 8 миллионов лет назад деревьев стала катастрофическая пыльная буря.

5)Учёным из Венгрии очень повезло, так как в связи с открытием археологами древнего уголка леса они смогут изучать флору своей страны в первозданном виде, то есть такой, какой она была примерно 8 миллионов лет назад.

Сбивают с толку сочетания «венгерские учёные» и «венгерские археологи». Некоторые ученики сочли их синонимами, и это привело к ошибке. А между тем, между учёными и археологами есть разница, вычитываемая из текста: археологи из Венгрии нашли окаменевшие деревья, а учёные смогли изучать флору своей страны в первозданном виде.

В исходном тексте отсутствовала фраза об учёных. Она восстанавливалась из следующего задания, где среди предложенных вариантов было словосочетание «по мнению учёных». Варианты в предложениях 2, 3, 4 оказываются неверными, поскольку несут неполную информацию и сообщают только о причине гибели деревьев и об их возрасте. Верный ответ: 15.

Рассмотрим ещё одно задание. В отличие от предыдущего задания пропущенное слово «поэтому» в 3 предложении не играет значимой роли.

(1)Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что во время сна в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации. (2)Этим объясняется давно известный факт, что консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную — наиболее активно происходит именно во сне, когда наша нервная система занимается сортировкой полученной днём информации, пока внешние сигналы не мешают. (3)<...> чтобы запомнить прочитанный перед экзаменом учебник, нужно поспать, тогда информация, что называется, уляжется в голове, то есть перейдёт в долговременное хранилище.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, нужно больше спать, а не заниматься сортировкой полученной в течение учебного года информации.

2)Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную — наиболее активно происходит именно во сне.

3)Консолидация памяти наиболее активно происходит во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации.

4)Сон лишь иная форма активности мозга, причём ночью наша нервная система трудится гораздо больше и эффективнее, ведь внешние сигналы не мешают ей сортировать полученную за день информацию.

5)Во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные связи, наиболее активно происходит превращение кратковременной памяти в долговременную, что способствует запоминанию информации.

Применяем метод подбора ключевых слов. Получается, что через ключевые слова должна проходить важная информация. Обратим внимание на фразу из первого предложения: «новые межнейронные контакты». Она повторится именно в 3 и 5 вариантах ответа. Верный ответ: 35.

Давайте проверим гипотезу: легче решить то задание, где текст очень короткий – 55 слов.

(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<...> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Обвал — это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части.

2)К обвалу — обрушению скал и загромождению их обломками долин — обычно приводит появление трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту.

3)Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами.

4)Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.

5)В результате образования трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту, создаётся обрушение скал и загромождение их обломками долин, или, говоря другими словами, обвал.

В вариантах ответов 1 и 4 даётся лишь определение понятия «обвал», в 3 варианте речь идёт об одной из причин обвалов – слоёных осадочных породах. А в ответах 2 и 5 совмещены не только главная причина обвалов, но и определение этого понятия. Это и есть верный ответ. Но никак не имеет роли объём текста. Гипотеза не подтверждается.

Однако возьмём другой текст, там ещё меньше слов - около 40.

(1)Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. (2)<...> объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. (3)В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Плантация риса может долго сохранять урожайность без внесения азотных удобрений благодаря азотфиксирующим бактериям, снижающим потребность растений риса в удобрениях.

2)По сравнению с другими сельскохозяйственными культурами рис требует несколько меньшего количества удобрений.

3)Азотфиксирующие бактерии, которые снижают потребность растений риса в удобрениях, позволяют долго сохранять урожайность рисовых плантаций без внесения азотных удобрений.

4)Плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени благодаря бактериям.

5)В корнях растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии.

Ученики находят чисто визуально правильный ответ: там, где большое предложение, следует искать правильный ответ. Это не всегда работает. Скорее, роль сыграет здесь только наличие ключевых фраз «азотфиксирующие бактерии», «рисовые плантации», «потребность в удобрениях», «сохранить урожайность», «азотные удобрения». Все эти сочетания можно найти в верном ответе: 13.

Наивысшую сложность имеют такие задания, в которых много имён и дат. Нужно разобраться: кто есть кто, какой год к чему относится. Время, затраченное на обдумывание ответа, возрастает в два-три раза. Количество слов в таком тексте около 100.

(1)Появлению термоса мы обязаны не только фундаментальной науке физике, притом что учёные сделали для этого очень много: А.Ф. Вейнхольд придумал в 1881 году стеклянный ящик с двойными стенками, между которыми откачал воздух, а Дж. Дьюар в 1892 году превратил этот стеклянный контейнер в колбу с узким горлышком. (2)<...> это было блестящее с научной точки зрения изобретение, но непрактичное, что понимал берлинский производитель стеклянных изделий Р. Бургер, который в 1903 году усовершенствовал сосуд Дьюара, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик. (3)Получив патент, предприимчивый промышленник Бургер основал одноимённую фирму по выпуску термосов, и с марта 1904 года торговая марка «Термос» стала использоваться в коммерческих целях.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Появлению термоса мы обязаны прежде всего немецкому физику А. Ф. Вейнхольду, создавшему в конце XIX столетия теплоизолирующий стеклянный контейнер с откачанным между стенками воздухом.

2)Термос стал популярен благодаря Р. Бургеру, который превратил теплоизолирующий стеклянный ящик в колбу с узким горлышком, тем самым усовершенствовав непрактичное, хоть и блестящее с научной точки зрения изобретение.

3)Механизм работы термоса был изобретён А. Ф. Вейнхольдом, придумавшим стеклянный ящик с двойными стенками, Дж. Дьюар превратил этот контейнер в колбу с узким горлышком, а Р. Бургер усовершенствовал сосуд, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик, и стал продавать его под торговой маркой «Термос».

4)Сосуд Дьюара, называемый в быту термосом, предназначен для теплоизоляции, длительного хранения, транспортировки и дальнейшего использования содержащегося в нём вещества.

5)Появлению термоса мы обязаны не только физикам, но и промышленникам: первые сосуды Дьюара для коммерческого использования были произведены основателем компании «Термос» Р. Бургером, усовершенствовавшим изобретение А. Ф. Вейнхольда и Дж. Дьюара.

Сначала выясняем, что в тексте использовано три имени, затем соотносим с ними даты и открытия: А.Ф. Вейнхольд в 1881 году придумал стеклянный ящик, Дж. Дьюар в 1892 году превратил его в колбу с узким горлышком, берлинский производитель стеклянных изделий и промышленник Р. Бургер в 1903 году усовершенствовал колбу-сосуд Дьюара, получил патент, основал фирму по выпуску термосов и стал использовать с 1904 года торговую марку «Термос». Все три имени, но уже без дат повторяются в предложениях 3 и 5.

Не менее сложно задание, где в тексте слов 120 и к датам и именам добавляются уже названия городов и культурных объектов, а также числовые показатели и классификацию предметов. Легко запутаться в отличиях конструкций планетариев.

(1)История планетариев решительным образом изменила свой ход в XX в., <...> связано это с основанием в 1903 г. Немецкого музея в Мюнхене: это был музей нового типа, где артефакты не просто экспонируются, а являются действующими моделями научно-технических изобретений. (2)С подсказки астронома Макса Вольфа, директора астрономической обсерватории в Гейдельберге, Немецкий музей захотел получить действующие модели планетариев — по типу исторических, но усовершенствованные, и в 1918 году группа под руководством Ф. Майера сконструировала и построила механический (коперниковский) планетарий. (З)Отличие этой конструкции от типичных исторических моделей в том, что если последние дают вид Солнечной системы сверху, то конструкция группы Майера — вид снизу: в цилиндрическом помещении диаметром 12 м и высотой 2,8 м зритель, стоящий на полу, видит планеты подвешенными к приводному механизму под потолком.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Основание в 1903 г. Немецкого музея в Мюнхене, заказавшего усовершенствованные модели планетариев, изменило ход истории планетариев: в 1918 году группой Ф. Майера был построен механический планетарий, который, в отличие от исторических моделей, давал вид Солнечной системы не сверху, а снизу.

2)Основанный в 1903 г. Немецкий музей в Мюнхене был музеем нового типа, где артефакты не просто экспонируются в цилиндрическом помещении диаметром 12 м, а являются действующими моделями научно-технических изобретений, работающими на приводном механизме.

3)Когда директор астрономической обсерватории в Гейдельберге Макс Вольф посоветовал Немецкому музею получить действующие модели планетариев — по типу исторических, но усовершенствованные, — это решительным образом изменило ход развития истории планетариев.

4)В 1918 году группой Ф. Майера был построен механический планетарий, дававший вид Солнечной системы не сверху, как исторические модели, а снизу: это событие, изменившее ход истории планетариев, было результатом работы над заказом основанного в 1903 году в Мюнхене Немецкого музея.

5)Группа под руководством Майера, с 1903 года работавшая над созданием планетария, построила цилиндрическое помещение диаметром 12 м и высотой 2,8 м, в котором зрители увидели макеты планет.

В тексте об истории планетариев во 2 варианте внимание сосредоточено на приводном механизме, хотя данный факт не определяющий. В 3 варианте нет описания новой модели планетария, в 5 не ясно, как именно зрители увидели планеты.

В тексте упомянут основанный в 1903 г. в Мюнхене Немецкий музей, затем директор астрономической обсерватории в Гейдельберге Макс Вольф, далее приводятся сведения о созданной в 1918 году группе под руководством Ф. Майера. Как выясняется, был построен механический планетарий, названный «коперниковским», он показывал зрителю подвешенные под потолком планеты. Об этом важном изменении в истории планетариев говорят только варианты 1 и 4.

Продолжим работу с текстом о планетах, но с иной информацией, поясняющей особенности коперниковских планетариев. Текст тоже содержит примерно 120 слов и особенно большое второе предложение. Именно оно имеет важную информацию, на которую сразу обращают внимание ученики.

(1)Об имитации звёздного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён, достаточно вспомнить, <...>, Архимеда, который предположительно построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». (2)Изобретение в начале XVII века телескопа и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира, и прежде всего начали строить механические модели гелиоцентрической системы с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника: так как все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе. (3)Эти модели называли коперниковскими планетариями.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)С целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника в начале XVII века создавались модели гелиоцентрической системы: с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.

2)Стимулом для строительства планетариев, первый из которых предположительно был построен и описан ещё Архимедом, стало связанное с созданием в начале XVII века телескопа развитие астрономии, и прежде всего создавались механические модели гелиоцентрической системы, названные коперниковскими планетариями.

3)В начале XVII века создавались коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы, представляющие собой устройства, в которых шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.

4)Предположительно первый планетарий построил и описал ещё Архимед, но развитие астрономии было вызвано созданием в XVII веке телескопа, обусловившего строительство планетариев, и сначала были созданы коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы.

5)Ещё Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы», что подтверждает существование ещё в древние времена стремления людей создать звёздное небо в закрытом помещении.

Первый и третий варианты не содержат названия сочинения Архимеда и описывают только модель планетария Коперника, в пятом вообще ни слова о Копернике. Таким образом, правильный ответ: 2 и 4.

 

Выводы

Читая предложенный текст из нескольких предложений, устанавливаем логические связи между исходными фактами, выписываем ключевые выражения, сокращаем текст, если он слишком большой, ищем вывод обычно в самом конце текста, находим похожие по смыслу предложения в вариантах ответа, пытаемся вычленить главное, если в тексте много имён, дат, чисел, объектов.

 

Литература

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

Яндекс.Метрика