Малые формы сочинений

Чтобы содержание созданного текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно-значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме.

При этом соблюдать правила построения текстов различных жанров, знать способы оформления зачинов и концовок, перехода от одной части к другой, средства связи предложений и частей текста.

Эти задачи решает и работа по подготовке к различным видам сочинения. Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь.

На своих уроках предлагаю  школьникам следующие малые формы сочинений:

- мини-сочинение по заданным словам – это вид работы, не только способствующий развитию умения выражаться грамотно, но и обогащающий словарный запас, формирующий орфографическую зоркость;

- мини-сочинение по заданному началу/концу;

- игра "кубики" (деформированный текст);

- мини-сочинение по рисункам (комиксы, художественные работы учеников, ассоциации);

- письменный ответ на вопрос.

Наконец, возможен смешанный вид работы – мини-сочинение по заданным предложениям.

 

Вариант 1

Материалы расследования (к уроку-детективу по теме «Неопределённые местоимения» в 6 классе):

детектив
расследование
дедукция
версия
досье
преступник
свидетель
правосудие
подноготная

Вариант 2

Анамнез (к уроку-обобщению по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе, проводимому в день медицинской сестры 15 мая):

амбулаторная карта
диагноз
медсестра
пациент
гигиена
процедуры
лекарство

Вариант 3

Театр (к уроку-подготовке к контрольному словарному диктанту в 6 классе):

количество
миллион
минута
секунда
инициалы
сувенир
фойе
вестибюль
откровенный
искренний
совершенство
диалог

Вариант 4

Путешествие (к уроку-подготовке к контрольному словарному диктанту в 6 классе):

благословение
платформа
равнина
горизонт
секунда
ураган
масштаб
до свидания
патриотический
примета
долина
впечатление
тщательный
рассчитывать

Мини-сочинение по заданным предложениям:

Трон императора Японии зовётся хризантемным.
Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей.
Золотистая хризантема — символ солнца.
Хризантема украшает герб и печать Японии.
Плоды опунции едят.
Из сока плодов этого кактуса готовят сиропы, напитки, кисели.
Один император имел право носить одежду с изображением этого цветка.
Некоторые виды кактуса нужны для приготовления мармелада.
Никто другой не смел носить такую одежду.
Ослушнику грозила смерть.
Одни кактусы напоминают по вкусу голубику, другие — малину, третьи — душистые персики.

Из предложений предлагается составить два текста. Первый на тему: «Символический цветок», второй – на тему «Вкусный цветок». Дополнить тексты своими соображениями по заданной теме.

Яндекс.Метрика