Гаврила Романович Державин

В летний июльский день 1743 года родился самый известный поэт XVIII века Гаврила Романович Державин. Ему довелось много повидать на своём веку: в юности начал службу простым солдатом лейб-гвардии Преображенского полка, а закончил сенатором, к словам которого прислушивались Екатерина II, Павел I, Александр I.

Когда впоследствии сам Державин будет занимать высокие посты — губернатора, личного секретаря императрицы, министра юстиции, сенатора, казначея, члена Верховного совета — он всегда будет помогать сиротам, вдовам, крестьянам.

Будучи ещё мальчиком, поэт очень любил рисовать русских богатырей: все стены в комнате были увешаны его рисунками. Рано у него проявились способности и к музыке, немецкому языку, сочинительству стихов. В Казанской гимназии он был одним из самых способных учеников, но продолжить образование в кадетском корпусе не мог и был отдан в солдаты.

Потянулись однообразные дни десятилетней службы, уже офицером Державин принял участие в подавлении Пугачёвского бунта, был отправлен в отставку в чине полковника, вернулся на государственную службу, где продвижение шло на удивление очень быстро.

Ода "Фелица", написанная сорокалетним поэтом, определила его дальнейшую судьбу, была замечена самой императрицей, затем последовало высокое назначение на губернаторскую должность сначала в Олонецкую, а после в Тамбовскую губернию. Ревностная служба вызывала зависть, плелись интриги, писались доносы, но смелые начинания и памятные дела талантливого управленца, как сказали бы сегодня, приносили заметную пользу людям.

Иносказательная форма "Фелицы" позволила Державину без раболепия, подобострастия, угодливости создать привлекательный образ добродетельной, великодушной, пекущейся о народном благе императрицы, показать пример, какой ей надлежит быть. По-другому описывает он знатных вельмож, которые бездействуют, проводят время с пользой скорее для себя, чем для государства.

Излишняя приверженность к закону, прямота и честность суждений вызвала неудовольствие императора, и Александр I отстранил "неудобного" правдолюбца Державина от государственных дел.

С тех пор поэт обосновался в Новгородской губернии, в своём живописном имении Званка на берегу речки Волхов. Дом славился хлебосольством и радушием хозяина, гостей принимали запросто, без доклада. Спокойная жизнь принесла с собой независимость и отдых, но по-своему "утомляла" привыкшего к бурной деятельности Державина.  

Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при дворе ни злата, ни честей
И чужд сует разнообразных.

Знакомство с составителем словаря русских писателей митрополитом Евгением (в миру Болховитинов), который хотел написать биографию поэта, переросло в искреннюю дружбу, и Державин принялся за воспоминания о своей жизни, не переставая между тем писать стихи. Здесь было написано послание "Евгению. Жизнь Званская", адресованное другу. Усадьба и гармоничная связь с природой предстают здесь как пример идиллического патриархального быта. Благостному покою предаётся и сам лирический герой, рассказывая о размеренном и неспешном ритме жизни.

За полтора года со смерти поэт в качестве почётного гостя присутствовал на публичном экзамене в Лицее, где впервые слышал стихи юного Пушкина и предсказал ему великую славу первого поэта России.

Осталась незаконченной строфа начатого стихотворения "Река времён в своём стремленьи..." В нём ёмко и лаконично выражены мотивы бренности жизни, беспощадного течения времени, неизбежности смерти. Но интересует поэта не отдельная человеческая жизнь с её хрупкостью и трагизмом, а всё бытие человечества: история народов, деяния царей и великих людей.

И всё же завещанием Державина, итогом его творчества можно считать стихотворение "Памятник", поэтическое переложение оды Горация, которую на русский язык перевёл ещё Ломоносов. Тематически и композиционно переложение и перевод схожи, но взгляд на роль поэта у Державина иной. Он размышляет о своих заслугах перед родиной, о её просторах, о даре говорить «истину царям с улыбкой», «в сердечной простоте беседовать о Боге», о свободе творчества.

В отличие от своих предшественников: Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, следовавших теории "трех штилей", изображавших мир и собственные чувства в отвлечённом, условном виде без всяких полутонов, — Державин пишет иначе, смешивая жанры, отступая от принципов классицизма, сближая слова торжественного стиля с просторечием. Он умел рассказать в стихах и о себе самом, о своих волнениях и ожиданиях, раздумьях и чаяниях, и о царях, знатных вельможах, героях, полководцах, победах, и о свободе, вольности, и о Боге.

В. Боровиковский дважды писал портреты Гаврилы Романовича. Первый был выдержан в стиле традиционного парадного портрета, другой, написанный через шестнадцать лет, более правдиво и живо передавал сходство с реальным обликом прославленного стихотворца.

Гаврила Романович первым из поэтов захотел выразить себя безыскусно, без позы и классической драпировки, недаром на портрете неизвестного художника он решился явиться потомству в колпаке и халате.

Нелёгкий путь к вершинам славы и признания выбрал Державин, проявив гражданскую смелость и поэтическое новаторство, дерзнув искать справедливость на земле.

 

Литература

1. Андреева И. Это славное громкое имя... - О Г. Державине /Пионер. - 1977. - №3.

2. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения. - М.: Баласс, 2007. -  72-87.

3. Николина А. Поэтическое завещание Державина / Русский язык в школе. - 1996. - № 3. - С. 60-65.

4. Ларкович Д.В. Стихотворение Державина "Евгению. Жизнь Званская": опыт целостного анализа / Литература в школе. - 2007. - № 11. - С.4-7.

Яндекс.Метрика