Поиск на сайте

На голой вершине сосна...

Как спроектировать современный урок литературы? Сделать это непросто.

Внешние рамки урока привычны: необходимо определить этапы и содержание учебного материала, выбрать наиболее подходящие способы деятельности для достижения запланированных результатов, учесть возможные ситуации, когда от учителя потребуется импровизация.

Выясняем, какое новое знание должно быть открыто на уроке, какой будет проблемная ситуация и каким образом подвести обучающихся к её формулировке и решению.

До начала урока ищем источники информации, без которых не выполнить поставленную учебную проблему. Работа с текстом, таблицей, схемой, рисунками, анализ новых сведений помогут вывести признаки понятия, закономерные связи между явлениями, найти аргументы для оценки изучаемого объекта. Для достижения задуманного готовим такие задания, которые нацеливают на исследовательскую деятельность и обязательно предполагают индивидуальную, групповую, парную работу. Наконец, учитываем самое главное ― урок рождается из совместных усилий учителя и действий учеников, определивших с его помощью направления для поиска и реализации поставленной проблемы.

В качестве примера спроектируем урок литературы в 9 классе по теме «Мотив странничества в творчестве М.Ю. Лермонтова». Этот урок завершает изучение лирики и прозы М.Ю. Лермонтова, объединяя мотивом странничества практически все изученные программные произведения поэта, гонимого миром странника, «но только с русскою душой».

Содержание урока включает в себя следующие темы:

  • классические стереотипы романтического поэта;
  • мотив странствия в жизни М.Ю. Лермонтова;
  • символические образы странников;
  • смысл скитаний Мцыри;
  • «странствующий офицер» Печорин;
  • судьба поколения странников.

Для общего представления о проекте урока создадим его визитную карточку, в которой обозначим цели, предметные области, проблемные вопросы, средства обучения, виды контроля. Конечный результат деятельности обучающихся на уроке ― мультимедийная презентация, карта путешествия по лермонтовским местам, буклет. На уроке обучающиеся смогут продемонстрировать межличностное взаимодействие и сотрудничество, умения работать с различными источниками информации и медиасредствами.

 

Визитная карточка урока

 

Свойства Характеристика
1. Цели

- обобщить биографические сведения о поэте;

- извлечь и преобразовать необходимую информацию;

- найти примеры из произведений, объединенных единым мотивом;

- развивать аналитические умения;

- совершенствовать навыки коммуникативной культуры.

2. Предметные области

- литература;

- история;

- география;

- живопись.

3. Проблемные вопросы

Какие поэты-романтики осознавали себя странниками?

Как воплотился мотив странствия в жизни М.Ю. Лермонтова?

Каковы символические образы странников в поэзии Лермонтова?

Каков смысл скитаний Мцыри?

В чём трагизм «странствующего офицера» Печорина?

Каковы судьбы поколения странников?

4. Средства обучения

- произведения М.Ю. Лермонтова;

- рисунки поэта;

- фотографии  и иллюстрации;

- мультимедиа, нетбуки.

5. Контроль

- контроль учителя;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль.

6. Оценка

- оценка учителя;

- самооценка;

- взаимооценка в группе.

7. Результат

- мультимедийная презентация;

- карта путешествия по лермонтовским местам;

- схема маршрута Печорина;

- буклет.

 

Структурные части урока обозначим несколькими этапами: постановка проблемы, планирование деятельности, реализация замысла, афиширование результатов, подведение итогов. Центральный этап урока ― самостоятельная работа обучающихся в группах и парах над созданием образовательного продукта в течение примерно 20 минут урока. Следующие 15 минут планируем на индивидуальную защиту мини-проекта. Организационные моменты и рефлексия уложатся в 10 минут. Время, отведенное на тот или иной этап урока, можно по желанию учителя изменить или запланировать сдвоенный урок.

Погружение в тему требует от учителя масштабной систематизации и отбора дидактического материала, с которым впоследствии будут работать обучающиеся. Когда учебный материал готов, нужно задать определённую схему для работы с ним, чёткие инструкции, предложить форму для его реализации и афиширования перед публикой. Целесообразно сделать отдельные папки с иллюстрациями и с текстовым материалом. Для экономии времени можно создать шаблоны презентаций с заданными параметрами и расположением слайдов.

Класс делится на группы с учётом переменного или постоянного состава и реальными учебными возможностями. В каждую группу входят ученики, имеющие навыки работы с текстовой и иллюстративной информацией, умеющие создавать графы, таблицы, презентации, буклеты и публично представлять результаты коллективной работы. Они самостоятельно распределяют свои роли или учитывают рекомендации учителя.

 

Схема проекта урока

 

Этапы

Время

Учебный материал    

Деятельность учителя    

Деятельность  обучающихся   

1.

Постановка проблемы.

3

мин.

Стихотворения Байрона и Лермонтова.

Слово учителя.

Формулируют проблему.

2.

Планирование деятельности.

2

мин.

Папки для групп с электронными материалами:

1. «Заветные места» Лермонтова: Москва, Тарханы, Середниково, Пятигорск, Тамань, Владикавказ, Тифлис...

2. Символические образы: дубовый

листок, тучки небесные, белый парус, старый утёс.

3. Герои-странники: Гарун, Мцыри, Максим Максимыч, Печорин.

4. Судьба поколения:

скепсис, отчаяние, ирония, безверие, бездействие, отрицание,  своеволие, эгоизм, страдание, недовольство, противоречия, трагичность. 

Инструктаж для групп.

Планируют свою работу.

Распределяются по группам.

Изучают задания.

3.

Подготовка продукта.

25 мин.

1. Карта-схема странствий Лермонтова.

2. Образы-символы в лирике Лермонтова.

 3. Изгнанники и скитальцы в творчестве Лермонтова.

4. Судьба поколения странников.

Помощь и консультации.

Выполняют задания.

Создают слайды,

готовят сообщения.

4.

Афиширование результатов.

12 мин.

Демонстрация презентаций и буклетов.

Коррекция, контроль.

Представляют результаты деятельности группы.

5.

Рефлексия.

3

мин.

Подведение итогов. 

Оценки.

Самооценка.

 

В качестве иллюстративного материала можно использовать произведения М.Ю. Лермонтова:

- стихотворения "Листок", "Тучи", "Молитва странника", "Парус", "Утёс", "Сосна", "Дума";

- поэмы "Беглец", "Мцыри", "Демон";

- роман "Герой нашего времени";

- рисунки и акварели "Пейзаж с двумя березами", "Морской вид с парусной лодкой", "Воспоминания о Кавказе", "Вид Пятигорска", "Окрестности селения Караагач",  "Вид Тифлиса", "Крестовый перевал", "Кавказский вид с Эльбрусом".

Рекомендуем на одном из этапов урока провести словарную работу с несколькими группами слов:

  • изгнанник (книж., тот, кто в изгнании) ― изгнание (книж., вынужденное пребывание в качестве изгнанника),
  • беглец (тот, кто спасается или спасся бегством) ― бегство (тайный самовольный уход),
  • скиталец (книж., человек, который постоянно скитается, не может определить себе места в жизни) ― скитальчество (книж., скитальческий образ жизни) ― скитания (странствие без цели, бродячий образ жизни),
  • странник (устар., обычно гонимый или бездомный, одинокий, бесприютный человек) ― странствие (устар., книж., странствование, путешествие).

На шаблоне карты-схемы «заветных мест» Лермонтова появляются города и селения (Москва, Тарханы, Кропотово, Пятигорск, Горячеводск, Тамбов, Середниково, Загорск, Петербург, Царское Село, Петергоф, Павловск, Ставрополь, Тамань, Тифлис, Кизляр, Карагач, Владикавказ, Новгород, Новочеркасск, Грозный, Георгиевск, Кисловодск, Железноводск), географические объекты: горы Кавказа, Грузии (Машук, Бештау, Крестовая), реки (Подкумок, Милорайка, Любашевка, Нева, Алазани, Кура, Чёрная речка).

Карта-схема выведена на слайдах, учащиеся первой группы поясняют маршрут странствий поэта, используя фотографии мест и репродукции картин Лермонтова. Они приходят к выводу: всё, чему был свидетелем поэт, нашло воплощение в его творчестве.

Вторая группа комментирует условно-символические образы белого паруса, старого утёса, дубового листка-«странника», тучек небесных — «вечных странников», обращая внимание на основной приём, используемый поэтом в стихотворениях, — антитезу.

Третья группа анализирует поступки героев Лермонтова: Гарун называет себя «странником бедным» и просит пощады и милости, становясь изгнанником из-за своей трусости, а Мцыри, «бесприютный странник» и скиталец, борется за свободу и возможное счастье. Одинокий и бездомный Максим Максимыч противопоставлен не только «путешествующему офицеру», который записывает историю о Бэле, но и  Печорину, «страннику поневоле», по казённой надобности.

На карту-схему разным цветом накладывается путь Печорина на Кавказ и по Кавказу. На слайдах видно, в какой последовательности происходят события в романе: сначала непредвиденная задержка в Тамани, затем участие в военных действиях с горцами, лечение в Пятигорске и Кисловодске, потом Чечня, крепость у Каменного Брода и казачья станица, перевод в Грузию, а через пять лет Печорин отправляется в Персию.

Четвёртая группа подводит итог: мотив странничества выходит за пределы конкретной, индивидуальной судьбы поэта, становится выражением трагичной судьбы целого поколения, бесцельно странствующего по миру в поисках смысла жизни.

 

Литература

 

1. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5―9 классах. Пособие для учителя. - М.: Баласс, 2010.

2. Афанасьев В.В., Боголепов П.К. Тропа к Лермонтову. Документально-художественная книга-справочник жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. - М.: Детская литература, 1982.

3. Левитская Н., Ломакина О. «...Москва есть и всегда будет моя родина» О доме-музее М.Ю. Лермонтова в Москве / Русский язык и литература для школьников. - 2009. - № 7.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических оборотов /Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд-е, перераб. - М.: ООО "Изд-во "Мир и Образование", 2014.

5. Околович Е. А. Опыт работы по организации краткосрочных проектов на уроках литературы / http://www.schsite.ru/kotlas-licey3/1b31d4bc-8512-4ee3-9f47-a563b7bf3484

6. Парасотка О. В. Творческие и игровые проекты на уроках литературы. Из опыта работы / http://www.menobr.ru/materials/1229/42437/

7. Колесникова Е.В. Проект урока литературы «Мотив странничества в творчестве М.Ю. Лермонтова» / Сборник к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. - Курск, издательство "Учитель", 2015.

8. Сацюк И.Г. «Странники» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Литература в школе. - 1986. - № 1.

9. Турбин В. Великий русский поэт / Огонёк. - 1964. - № 42.

10. Яндарбиев Х.Ш. Карта-схема на уроке литературы / Литература в школе. - 1983. - № 5.

Яндекс.Метрика