В 7 классе изучаются слова категории состояния. Чтобы узнавать эти слова, нужно не путать их признаки с наречиями, центральной частью речи курса русского языка 7 класса.

Слова категории состояния обозначают физическое (больно, холодно, тепло, видно, слышно), психическое состояние человека и живых существ (стыдно, грустно, весело, хорошо), окружающей среды (просторно, тесно, уютно, многолюдно), природы (пасмурно, дождливо, темно, ветрено, тихо), оценку времени или пространства (рано, далеко, высоко), оценку состояния (можно, полно).

Мы помним, что наречия бывают местоименные (так, всюду, откуда, поэтому, зачем и т.д.) и знаменательные. Знаменательные образуются от прилагательных, существительных и числительных (быстро, сначала, однажды и др.). Хотим предупредить, что нас интересуют только те наречия, что оканчиваются на - О. Например, больно, весело, хорошо, близко и др.

Обычно наречия на -О соотносятся чаще всего с глаголом и являются в предложении обстоятельством (быстро бежал, летел низко). А слова категории состояния употребляются в роли сказуемого и имеют значения состояния (мне холодно, было весело, в комнате душно) или оценки (вам курить вредно, гулять полезно, ей вставать рано).

Слова категории состояния при себе могут иметь глаголы связки «было», «стало» для обозначения прошедшего или будущего времени. Когда эти связки отсутствуют, становится понятно, что описывается состояние в настоящем времени. Сравните: На дворе было сыро. На дворе сыро.

Среди глаголов, выступающих в роли связок, могут быть слова: быть, бывать, стать, становиться, сделаться, казаться, показаться.

Если используется категория состояния, то в предложении нет и не может быть подлежащего. Такое предложение поэтому называется безличным. О лице, которое испытывает то или иное состояние, мы узнаем по форме Дательного падежа: мне тепло, ему стыдно. Очень часто ученики принимают эту форму за подлежащее, не обращая внимание на отсутствие в предложении Именительного падежа.

Примем к сведению, что при выражении состояния окружающей среды, природы в безличных предложениях встречаются обстоятельства места или времени: В лесу тихо. Вчера было холодно.

Выше мы привели примеры с инфинитивами: вам курить вредно, гулять полезно, ей вставать рано. Хотя в них есть слова на -О, выражающие состояние человека, считать такие предложения односоставными неверно. Они являются двусоставными, и вот почему: инфинитивы «курить», «гулять», «вставать» передают значение подлежащего, а сказуемое обозначено словами категории состояния.

Пожалуй, чаще мы встретим такие предложения, где категория состояния стоит в начале безличного предложения и является сказуемым: Трудно нам расстаться. Как тяжело мне идти! Приятно смотреть на берёзу.

Давайте рассмотрим три примера и найдём в них слова категории состояния: Дитя грустно. Он грустно улыбнулся. Ему было грустно.

Поиск грамматической основы поможет определить искомые слова состояния. Первые два предложения содержат подлежащее и сказуемое, и только третье не имеет лица, то есть является односоставным безличным с категорией состояния «грустно». Что же мы видим в этом сравнении? Оказывается, в первом предложении слово на -О является кратким прилагательным в среднем роде. Ведь прилагательные обозначают признак предмета, в то время как наречия - признак действия, а категория состояния - чувство грусти.

Если отличия наречия и слов категории состояния мы нашли, то обратимся к сравнению краткой формы прилагательного и слов состояния. Во-первых, краткие прилагательные среднего рода всегда являются сказуемыми в двусоставном предложении и имеют окончание -О: Кресло удобно (каково?). Во-вторых, изменив число, мы сразу поймём, что перед нами именно краткое прилагательное: Кресла удобны (каковы?).

Что же нужно предпринять ученику, чтобы разграничивать похожие слова? Из всего выше сказанного выходит, что без грамматического значения, морфологических признаков и синтаксических особенностей обойтись не получится. Чтобы объединить и структурировать материал, обратимся к таблице.

Часть речи/

Отличия

Грамматическое значение

Изменяемость/

наличие глагола-связки

Синтаксическая функция

Прилагательное в краткой форме среднего рода:

Лицо (средний род) весело.

Признак предмета:

Лицо (каково?) весело.

Изменяется по родам и числам, глагол-связка есть:

Лица веселы. Лицо было весело.

Сказуемое в двусоставном предложении:

Лицо (согласуется с существительным) весело.

Наречие:

Бежал (глагол) весело.

Признак действия: Бежал (как? каким образом?) весело.

Не изменяется, имеет формы сравнения, нет глагола-связки: Бежал веселее.

Обстоятельство образа действия: Бежал (примыкает к глаголу и зависит от него) весело.

Категория состояния:

Мне (состояние) весело.

Состояние человека, живого существа, окружающей среды, природы: Мне (каково?) весело.

Не изменяется, имеет формы сравнения, глагол-связка есть:  Мне было весело. Мне стало веселее.

Сказуемое в односоставном безличном предложении: Мне (дополнение) весело (ни от чего не зависит) с тобой (дополнение).

Проанализируйте следующие примеры:

1)Весело жить на Руси. Мне с отчимом невесело жилось. О, как весело наше время!

2)Всё призрачно в мире. Это очень мило. Всё затихло на улице.

3)Мне, право, неловко. Он чувствует себя неловко. Его поведение неловко.

4)Она рассказывает интересно. Письмо сестры было интересно. С Петей было интересно.

5)Настроение моё тревожно. Василий тревожно смотрел на мать. Как тревожно на душе!

Проверка по эталону.

Первая группа состоит из двух односоставных и одного двусоставного предложения:

Весело (наречие) жить (инфинитив) на Руси. Мне с отчимом невесело (категория состояния) жилось (безличный глагол). О, как весело (краткое прилагательное) наше время!

Вторая группа состоит из трёх двусоставных предложений:

Всё (подлежащее) призрачно (краткое прилагательное) в мире. Это (подлежащее) очень мило (краткое прилагательное). Всё затихло (глагол) на улице.

Третья группа состоит из одного безличного односоставного и двух двусоставных предложений:

Мне, право, неловко (категория состояния). Он чувствует себя неловко (наречие). Его поведение неловко (краткое прилагательное).

Четвёртая группа состоит из двух двусоставных и одного односоставного предложения.

Она рассказывает интересно (наречие). Письмо сестры было интересно (краткое прилагательное). С Петей было интересно (категория состояния).

Пятая группа состоит из двух двусоставных и одного односоставного предложения.

Настроение моё тревожно (краткое прилагательное). Василий тревожно смотрел на мать(наречие). Как тревожно на душе (категория состояния)!

 

В научно-методической литературе проблеме омонимии слов категории состояния, наречий и прилагательных уделено много внимания. Но затруднения возникают не только у обучающихся, но и у педагогов. Только в комплексном анализе всех условий можно безошибочно определить частеречную принадлежность омонимичных слов.

 

Литература

  1. Вороничев О.Е. О постоянных и непостоянных признаках причастий, деепричастий, наречий и слов категории состояния // Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 5. - С. 1.
  2. Ерошкина Н.А., Широкова Л.Н. Омонимия слов категории состояния, прилагательных и наречий (VII класс) //Русский язык в школе. - 2010. - № 9. - С. 38.
  3. Рухленко Н.М. «Беспризорные» слова, или Слова категории состояния // Русский язык в школе. - 2007. - № 4. - С. 39.
  4. Сергеева Ж.А. Ещё раз о семантических различиях слов на -о со значением состояния // Русский язык в школе. - 1985. - № 1. - С. 75.
  5. Тухватулина С.И. Предложения типа Кататься весело и Весело кататься с точки зрения смысловой и интонационной целостности //Русский язык в школе. - 2014. - № 1. - С. 16.
  6. Шершакова Н.Е. Приемы разграничения функциональных омонимов на -о // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - С. 18.
  7. Чупашева О.М. О разграничении кратких прилагательных и наречий на -о // Русский язык в школе. - 1997. - № 4. - С. 35.

Яндекс.Метрика