
У нас идут осенние дожди, а в Индии сухо и жарко. Самый сезон для отдыха! Ещё в XV веке узнали русские дорогу в Индию.
Но дорога не была в те времена комфортной! Первым проложил путь тверчанин Афанасий Никитин сын, родом из крестьянского сословия. Предприимчивостью и умом сумел он за короткое время стать зажиточным человеком. Купеческая смекалка и поманила его в дальние края.
Доподлинно неизвестно его настоящее имя. Предполагают, что Никитич ― его отчество, а не фамилия. Неизвестна и точная дата его рождения, и место захоронения, и подробности семейной жизни (была ли невеста или жена, дети?). Зато очень подробно описаны купцом путь в Индию и странствия по полуострову. Этим дневникам суждено было пережить века и стать памятником древнерусской литературы.
К слову сказать, купец на Руси не был только простым торговцем. Он знавал вкус дальних дорог и острых ощущений от поездок. Купеческий труд требовал от человека не только деловой хватки, но и стойкости, выдержки, тактичности. А прежде всего храбрости: никто не мог гарантировать безопасного пути и спасение от разбойников.
Никитин стал настоящим первооткрывателем ― он мечтал о дальнем путешествии в таинственную Индию. И поплыл он тогда по Волге до Астрахани, там встретил посольство Ширвана, едущее домой после визита к великому князю Ивану III. И вместе с ними он продолжил путь, пустившись в плавание по Каспию вопреки опасностям. Первое море на пути было Каспийское, его тогда называли «Хвалынским».
Русские владения оканчивались недалеко от Нижнего Новгорода, дальше начиналось Казанское ханство, где татары грабили торговые суда и захватывали пленников. Прежде чем достичь Индии, Никитин столкнулся со множеством трудностей: на его судно напали татары, а он сам был захвачен в плен, усилиями посольства позже был освобождён.
Но и после спасения Никитин продолжал путь в страну мечты, для него возвращение означало долговую яму в родной Твери. Афанасию удалось добраться до берегов Персии, в Ормузе, торговом центре Востока, торговцы разъезжались по всему миру. Именно там Никитин приобрел породистого коня и хотел подороже продать его в Индии, где лошади высоко ценились. Путешествие продолжилось через Индийский океан, пока не достигло индийского полуострова.
Среди прочих выдающихся качеств (честность, верность слову, наблюдательность, находчивость, грамотность, знание иностранных языков) Афанасий Никитин обладал талантом писателя-путешественника. Он записывал яркие подробности своих приключений, эмоций и впечатлений, делая это мастерски и искренне. Его путевые записки «Хождение за три моря» содержали рассказы о невиданных восточных богатствах, предания о легендарной птице гукук, способной предсказывать смерть.
Никитин подробно описал особенности культуры, обычаи местных народов, природные явления вроде муссонов и приливов-отливов, подчеркивая уважение к традициям иных народов, какими бы необычными они ни казались русскому глазу. И через столетия его записи остаются свидетельством отважного путешествия, смелого исследования новых земель и уважения к разнообразию культур. Он выразил искреннюю любовь к родине, несмотря на все пережитые лишения, признаваясь, что нет лучшей страны, чем Россия. «Да хранит Бог землю Русскую!» — писал он.
Проведя четыре года в путешествиях по экзотической стране, Никитин решил вернуться домой, но на обратном пути столкнулся с новыми препятствиями — штормами и пиратскими нападениями. После пересечения Чёрного моря путь домой снова прервался. Так и не добравшись до родного города, купец скончался от лихорадки в 1575 году недалеко Смоленска.
Русские купцы обязаны были оберегать имущество товарищей, умиравших в пути. Вещи Афанасия Никитина привезли в Москву и передали дьяку великого князя, ведавшему отношениями с иностранными государствами и нуждавшемуся в сведениях о других странах. Затем тетрадка Никитина попала во дворец великого князя. С неё сделали список, потом рукопись присоединили к летописи, в которую вписывались важнейшие события в жизни государства. В XIX веке записи в архиве Троице-Сергиева монастыря нашёл Николай Карамзин и включил их в свою «Историю государства Российского».
Через четверть века португальский исследователь Васко да Гама официально открыл морской путь в Индию, и слава осталась за ним. Но мы-то помним, что тверчанин Афанасий Никитин первым из европейцев проложил собственный путь в Индию.
Предлагаем прочитать очерки О. Стрелковой, И. Андриановой и О. Тихомирова о путешествии Афанасия Никитина в Индию.
О. Стрелкова
Хождение за три моря, или Путешествие Афанасия Никитина
В пятнадцатом веке в небольшом городе Твери жил купец Афанасий Никитин. Задумал он путешествие в далекую Индию. В те времена знали, что есть такая страна, полная чудес.
Сначала по Волге спустился Никитин до Астрахани.
Как раз владетель Ширвана (государство, включавшее города Закавказья) шах отправил к великому князю Ивану III посла Хасанбека. Выполнив дипломатические поручения. посол возвращался домой. Было это в 1466 году. Вез он своему повелителю богатый по тем временам подарок девяносто охотничьих кречетов, которых пожаловал шаху Иван III. С караваном ширванских судов пошёл и Никитин. Трудным оказалось путешествие Владения Руси заканчивались вскоре после Нижнего Новгорода ― далее шли земли казанских татар. Разграбили они купеческие корабли. Взяли товарищей Никитина в плен, а одного даже убили.
Но Никитин спасся. Добрался до моря Дербентского (сейчас называем мы его Каспийским). Далее дорога шла через Персию (Иран). В порту Ормуз сходились пути торгового люда со всего мира. Здесь Афанасий купил хорошего коня, которого позже выгодно продал в Индии, где кони очень ценились.
Пересек Никитин и второе море. Индийское. Далее путь его шёл в глубь Индостана, в Парват, священный город индусов...
Четыре года пробыл Никитин в Индии. Решил, наконец, вернуться на Родину. Но путь домой был ещё труднее. Бури, морские пираты! Но и третье море, называемое ныне Чёрным, было позади...
До родной Твери Никитин не добрался. Умер по дороге под Смоленском.
И оставил он после себя не злато, не серебро (сколько раз в пути был ограблен!), оставил свои записки «Хождение за три моря», ― то, что мы сейчас назвали бы дневником путешественника...
В «Хождении за три моря» Никитин рассказал о коварстве врагов России, о странных явлениях природы морских приливах и отливах, муссонных дождях — «индейской зиме», чужих нравах ― «не едят мяса и аще кто на его еду посмотрит, есть не станет». Описывал все это с точностью исследователя и с уважением к другим обычаям, как бы дики они ни были для жителя другой страны и человека иной веры.
Прошло более пяти веков, как Афанасий Никитин написал свои записки, но светит его Слово, дошедшее до нас. Его Слово пример мужества и терпения в суровых скитаниях, пример уважительного доверия к людям другой расы, национальности, веры, пример служения своему делу — нигде не забывал Афанасий о деле своем купеческом, стремясь сообщить, какие товары ценит «Индея». И пример любви к земле своей родной.
«Грузинская. Турецкая, Волонеская (Румыния) и Подольская земли всем обильны, и всё здесь съедобное дешево, — пишет он, заканчивая свой труд. ― А Русская земля ― на этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы, но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость...»
И. Андрианова
Русская земля да будет богом хранима!
Тот на Руси не становился купцом, кто не любил путешествовать.
Занятие это купеческое требовало от человека выносливости энергии, упорства, торговой сметки. Но прежде всего храбрости: на путях-дорогах кого только не встретишь, зачастую и разбойников. Бывалый купец древней нашей родины мог бы порассказать такие про свое дело истории — поинтересней авантюрных французских романов!
Афанасий Никитин, тверской купец, известнейший русский путешественник XV века, первый из торговых людей, оставивший нам литературный памятник — свои путевые очерки,— поистине Пионер земли Русской.
В 1466 году узнал Афанасий Никитин, что о далекий загадочный город Шемаху собирается русское посольство во главе с Василием Папиным, и решил: «Добьюсь, чтобы взяли и меня, купца, со товарищами».
Хлопоты Никитина увенчались успехом; вслед за русским посольством закачались на волжских волнах купеческие корабли, груженные многими товарами...
Кроме вышеперечисленных качеств. Афанасий Никитин был наделен еще одним великим даром. Он умел талантливо написать о своих приключениях, ощущениях, впечатлениях. И не только умел, но и делал это.
Поэтому сегодня мы с вами, дорогие читатели, в библиотеках знаменитое произведение «Хождение за три моря». Или — как назвал его автор — «Написание Офонаса тферитина купца, что был о Индии четыре года, а ходил, сказывают, с Василием Папиным».
Поэтому сегодня мы можем познакомиться с никитинскими рассказами о туземцах Индии, об их религии, привычках, домашнем быте. Можем узнать о неслыханных восточных богатствах, алмазных копях, вооружении, животных, и прочитать легенду о таинственной птице гукук, которая якобы умеет предвещать смерть. Над чьим домом пролетит и крикнет: «Гу-кук!», значит, в том доме быть покойнику. А если попытаться ту птицу убить, на того изрыгнет она пламя...

Карта путешествия Афанасия Никитина
Но прежде чем до Индии добраться, Афанасий Никитин сражался с татарами: корабли его были разграблены степными кочевниками; попал в плен, был освобожден по требованию Василия Папина и Ширван-шаха... А оказавшись на свободе, решил во что бы то ни стало добираться до сказочной страны: ведь в Твери Афанасия ждала долговая тюрьма — товары-то но уберег, не продал, не умножил. Да и раз цель была — отступать не привык. Волевые люди были на Руси купцы.
И ещё. Вот бы нам всем научиться у Афанасия Никитина любви к родине! Какой искренностью веют его слова: «Русская земля да будет Богом хранима…» На этом свете нет страны подобной ей, хотя вельможи Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».
Странствия Никитина закончились в 1472 году, близ Смоленска, где великий наш соотечественник скончался, не добравшись, увы, до родной Твери. Но всё же стоит утешаться тем, что глаза его навсегда закрылись под нежным небом горячо любимой Руси, а не под яркими небесами диковинных восточных земель.
...Спустя двадцать пять лет после смерти Никитина знаменитый Васко да Гама открыл путь в Индию, и мир отдал пальму первенства Васко. Пусть будет так.
Афанасий же Никитин открыл свой путь, берущий начало из самого сердца России. И об этом не следует забывать нам, его соотечественникам.
Олег Тихомиров
Как Афанасий Никитин ходил за три моря
В давние-предавние времена на Руси про Индию говорили всякие небылицы. В этой заморской стране живут, мол, диковинные люди: у одних растут рога, у других — глаза и рот на животе, а есть там ещё и шестирукие и трёхногие... Из русских первым увидел своими глазами далёкую Индию тверской купец Афанасий Никитин. В нелёгкое путешествие он отправился в 1466 году, и длилось оно целых шесть лет. Никитин был человеком любознательным, а о том, что он приметил или разузнал, записывал в свой дневник.
Через первое море ― в Ширван
Всё получилось неожиданно. В Индию Никитин и не собирался. Планы у него вначале были совсем другие. На территории современного Азербайджана находилось в ту пору государство Ширван. В нём самым крупным городом была Шемаха. Там-то и хотел тверской купец продать меха, а затем приобрести жемчуг и пряности, которые ценились на Руси. Своих денег, чтобы закупить меха, у Афанасия оказалось недостаточно. Поэтому часть товара он взял в долг.
Путь к Шемахе считался опасным. Сперва нужно было проплыть по Волге, а затем — по Каспийскому морю. На реке купеческие суда то и дело грабили разбойники, а в самом низовье Волги лежало Астраханское ханство, откуда на торговые караваны тоже нередко совершались нападения. Друзья отговаривали Афанасия от рискованного похода. Но расторопный купец узнал, что в Москве в это время у великого князя Ивана III гостил ширванский посол Хасан-бек. К русской столице добирался он по Волге, а затем по Оке. Стало быть, назад отправится он тем же путём. И если присоединиться к посольскому кораблю, будет намного безопаснее.
Отчего же не попытаться?
Никитин да ещё несколько купцов на двух кораблях с позволения Хасан-бека поплыли за судном посла. Без происшествий проследовали по всей Волге. Афанасий уже было возрадовался. Но, когда корабли вышли к устью реки, где Волга распадается на несколько рукавов, и стали двигаться неширокой протокой, над головами путешественников вдруг засвистели стрелы. На караван напали люди астраханского хана. Один из купеческих кораблей был ими захвачен. Двум другим удалось уйти от преследования и достичь Каспийского моря.
Через второе море ― в Индию
Казалось бы, теперь город Шемаха, к которому так стремился Афанасий Никитин, был недалеко. Но тут нагрянула новая беда. На уцелевшие суда обрушился шторм. Корабль с тверскими купцами разбило о прибрежные скалы. Те, кто остался в живых, были взяты в плен местными людьми — кайсаками.
Сам Никитин находился на посольском корабле, который после пятидневного скитания по бурному морю всё же причалил к дербентскому порту. Дербент, также как Шемаха и Баку, принадлежал Ширванскому ханству.
Словом, хоть и оказался Афанасий Никитин в том заморском краю, куда мечтал попасть, да горько было у него на душе: гол как сокол — нет при нём ни друзей-земляков, ни товара.
Кто другой, может, и вовсе сник бы от свалившихся на его голову напастей, да не таков был наш тверчанин.
Прежде всего добился он от властей, чтобы те вступили в переговоры с горцами-кайсаками.
— Неладно станет Дербенту, — убеждал он, — если купцам не будет сюда хода. Обеднеет ваш город, потеряет уважение.
Все русские люди были освобождены, но их товар вернуть не удалось: частью он пропал при крушении, частью — разграблен. Соотечественники вскоре отправились на родину.
Никитин же, бравший товар в долг, появиться в Твери с пустыми руками никак не мог. Афанасий идёт на заработки в Баку, где, как он разузнал, добывают «земляное масло» — так называли тогда нефть. Она ценилась и в те стародавние времена. Из нефти приготавливали разные лечебные мази. В ней вымачивали паклю, которой конопатили корабли. Делали из нефти и горючую смесь — ею пользовались при осаде городов.
Труд на нефтяном промысле был тяжёлый. Из колодцев, вырытых неподалёку от города, вёдрами черпали нефть и увозили на верблюдах в кожаных мешках. Работая от зари до зари, Афанасий сумел скопить немного денег.
Он решает сесть на корабль и поплыть к персидским берегам. Почти два года скитался тверской купец по Персии (теперь это — Иран). Ко всему присматривался, многому удивлялся. Побывав в городе Ормузе (Никитин называет его Гурмызом), путешественник замечает: «Солнце в Гурмызе так палит, что может человека сжечь». А вот что пишет он о приливах и отливах, которые увидел впервые: «Гурмыз лежит на острове, и ежедневно дважды заливает его море».
На базаре Афанасий узнаёт, что в Индии лошади мелкорослые и слабые и что арабские скакуны там в большой цене. Он приобретает коня, который затем очень пригодился ему в странствиях.
Конечно, как торговый человек, он хотел купить что-либо подешевле в одной стране и продать подороже — в другой. Но и жажда «в путь шестовати» охватывает его всё сильнее.
Никитин пересекает Аравийское море и попадает в Индию. Для него она как сказка, где: «... люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голые, волосы в одну косу плетены... Мужи и жёны все черны, куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку».
В Индии Никитин проводит несколько лет.
Выучив местный язык, он старается здесь как можно больше обо всём разузнать и чему-либо научиться. Он перебирается из города в город, везде подмечает что-то интересное, любопытное. Его приводят в изумление обезьяны, которые повсюду шныряют и цапают всё, что попало. Он пишет: «Индийцы маленьких обезьян подбирают и учат всякому рукоделию, некоторых продают, но только ночью, чтобы они не могли убежать назад, а некоторых обучают играть и плясать».
В султанской столице — Бидаре наш путешественник любовался пышным выездом правителя из дворца. Особенно восхищали Никитина слоны. Он записывает: «Слоны — главная военная сила царства». Выезд, который он наблюдал, открывали триста боевых слонов, наряженных в булатные доспехи. На спине у каждого из них красовался городок-башенка, в которой размещались воины с пищалями и пушками. К бивням слонов были привязаны большие мечи, а к хоботам — тяжёлые гири. Между огромных ушей сидел погонщик, «а в руках у него железный крюк, и им он правит». Считалось, что один боевой слон заменит в сражении 500 воинов.
Через третье море ― домой
Хоть и сказочная страна Индия, а между тем всё острее и острее начинал тосковать Афанасий по родине. Будучи человеком доброжелательным, честным и общительным, легко сходился он с людьми, а многие индийцы стали его приятелями. Среди знакомых были у него и торговцы драгоценными камнями. Они согласились продать тверскому купцу самоцветы по низкой цене. Этого вполне хватало, чтобы добраться до Твери и вернуть долги.
Принято считать, что обратный путь легче и даже короче.
Но не тут-то было. Сел Никитин на корабль, чтобы добраться до Ормуза, но попал в бурю. Судно долго мотало по морю и выбросило у берегов Африки. Затем, поскольку в Персии шла война, решил он пробираться через Турцию, дальше — по Чёрному морю, через Крым и, наконец, по Днепру к русским землям.
Но беды преследовали тверчанина. На этот раз буря, долго носившая корабль по черноморским просторам, вновь прибила его к турецким берегам. В городе Трапезунде на пограничной заставе у Никитина отобрали всё, что он вёз.
В конце концов он попадает в Кафу (Феодосия), где встречает русских купцов, и с ними движется по Днепру.
Да не суждено было Афанасию увидеть родную Тверь. По дороге он заболел и, не доезжая Смоленска, умер. Купцы-попутчики сберегли его записи — несколько тетрадей — и доставили в Москву. По приказу Ивана III тетрадки были переданы летописцу.
Так появилась на свет интереснейшая книга — «Хождение за три моря». Из неё и стало известно: за 30 лет до португальца Васко да Гама, открывшего путь из Европы в
Индию, побывал в этой полной чудес стране наш соотечественник — Афанасий Никитин. А в Твери замечательному путешественнику потомки установили памятник.
Литература
- Андрианова А. Русская земля да будет Богом хранима!// Пионер. – 1993. – № 5-6.
- Великие русские первооткрыватели и их путешествия. – М.: Эксмо, 2011.
- Виташевская М.Н. Афанасий Никитин. – М.: Географгиз, 1950.
- Виташевская М.Н. Странствия Афанасия Никитина. – М.: Мысль, 1972.
- Гарина К. Хождения за три моря Афанасия Никитина: с рисунками. – Москва: издание И. Д. Сытина, 1905.
- Кунин К.И. За три моря: путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Историческая повесть. – Москва, Ленинград: Детгиз, 1947.
- Минаев И.П. Старая Индия. Заметки на Хожение за три моря Афанасия Никитина. – Санкт-Петербург: тип. В.С. Балашева, 1881.
- Мирожина Е.А. Хожение за три моря тверитина Афанасия Никитина (1466-1472 гг.). – Тверь: тип. Тверского Губсоюза, 1922.
- Муратов М. К далеким берегам. Рассказы о старинных русских путешествиях. – М.: Детгиз, 1947.
- Стрелкова О. Хождение за три моря, или путешествие Афанасия Никитина // Костёр. – 1990. – № 1.
- Тихомиров О. «Как Афанасий Никитин ходил за три моря» // Мурзилка. – 2003. – № 2.
- Трубецкой Н. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник. – М.: Академ. Проект, Деловая кн., 2001.
- «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1990.