Выбор читателя

Читатели и книгиЗнаешь ли, что есть читатели толковые и бестолковые? В детской библиотеке много активных читателей. У двух симпатичных мальчиков читательские формуляры пестрели самыми разнообразными названиями книг.

– Ты какую книгу только что сдал?

– «Всадник без головы», — ответил маль­чик.

– А кто этот роман написал? — Молчание. Автора мальчик назвать не мог.

Если ты не обращаешь внимания на того, кто написал книгу, которая тебе понравилась, ты не можешь взять в библиотеке другие книги этого автора. Не имеешь представления о том, кто этот писатель — твой современник или нет. Тогда ясно: ты читаешь бессистемно и довольно бестолково.

А для того чтобы читать с толком, надо читать в книге всё, без пропусков. Прочитав книгу, письменно, в тетрадке (читательском дневнике) или устно ответить себе на вопросы:

– О чём я читал? Что нового я узнал?

Название книги и фамилия автора пригодится: или другу посоветовать прочитать, или в будущем к этой книге и к этому автору вернуться.

Все незнакомые слова, которые ты встречаешь при чтении, посмотри в словаре, в энциклопедии или спроси у взрослых. Иначе как ты будешь расширять свой словарный запас?

Чаще заглядывай в словари и всевозможные справочники. Они большое подспорье нашей памя­ти. Иногда и не надо запоминать какие-то факты, которые всегда можно посмотреть в книге. Эйнштейн говорил, что он принципиально не запо­минает, какова скорость звука, раз её можно по­смотреть в любом справочнике.

И ещё — больше читай. Учебник — это макет знаний. А целое появляется, когда мы читаем книги. Например, из учебника истории узнаешь причины войны 1812 года, даты сражений и цифры потерь, основные этапы войны и ее последствия... А прочитав роман Л.Н. Толстого «Война и мир», можешь представить, почувствовать эту войну, понять, как её воспринимали люди разных социаль­ных слоев, ты можешь её пережить вместе с героями романа.

Книги дают нам детали, факты, подробности, всё то, что учебник дать не в состоянии. Поэтому больше читай. Начитанному человеку гораздо легче учиться.

Ты получил так много советов, как себя развить, как стать человеком способным, что голова может пойти кругом, как со всем этим справиться?

Не спеши. Перечитай наши советы ещё раз и медленно.

Определи, к чему у тебя есть склонности, что у тебя развито хорошо, а что тебе надо тренировать.

А теперь надо составить план твоей работы над собой.

Определи цели: чего же ты хочешь? Ты хочешь стать волевым, трудолюбивым человеком, чтобы хорошо учиться и добиться внимания и успеха?

Выясни свои возможности: какой ты? На какие свои достоинства можешь опереться, чтобы достигнуть поставленной цели?

Найди  противоречия между тем, каким ты хочешь быть и какой ты сейчас. Осознание этого противо­речия и заставит тебя заниматься.

Как только это поймёшь, можно составлять программу по самовоспитанию. Такие программы составляли многие подростки, из которых выросли потом великие люди: учёный О.Ю. Шмидт, пи­сатель Л.Н. Толстой, педагог К.Д. Ушинский.

Программа может быть общая — на долгое время, даже на всю жизнь, как у Шмидта. И подроб­ная – на каждую неделю и каждый день.

Для того, кто решил заняться самовоспитанием, есть несколько советов:

1. Никогда не принимай невыполнимых решений.

2. Раз уж принял решение — выполняй его во что бы то ни стало. Невыполненное решение делает человека слабым.

3. Человека делает сильным каждодневное пре­одоление трудностей.

Сильный, волевой чело­век — это тот, кто может выполнить кропотливую работу, если она необходима для дела, а не тот, кто может единожды совершить подвиг.

Ты сам должен контролировать, как выполняешь свою программу. Обязательно контролировать в конце каждого дня или в конце каждой недели. Каждый день делай хоть один маленький шажок впе­рёд, чтобы вечером ты мог сам себя за это похвалить. Максим Горький сказал, что даже маленькая победа человека над самим собой делает его намного сильнее.

Например, ты решил тренировать внимание, потому что ты рассеянный и это мешает тебе хорошо учиться и будет мешать хорошо работать. Поставь перед собой задачу: тренирую внимание каждое утро по дороге в школу и днём, когда иду с занятий домой. Буду внимательным, не пропущу ни одного слова учителя или отвечающего у доски одноклассника хотя бы 15 минут на каждом уроке. Через неделю усложни задачу: 20 минут, потом 25 ты внимательно слушаешь и работаешь на каждом уроке.

Вечером обязательно проверь, выполнил ли ты свой план за день. Где, когда, сколько минут ты был внимательным. Обязательно в первые же дни до­бейся успеха. Успех тебя окрылит, заставит пове­рить в себя, и ты сможешь выполнить все те задачи, которые поставил перед собой.

Иногда даже из способного человека с большими природными склонностями не получается хороше­го специалиста. Подавал-подавал надежды в дет­стве, а вырос пустоцветом. Почему? Потому что был безвольным, ленивым, не смог себя заставить хоро­шо учиться.

Но мы верим, что ты сможешь развить в себе способности. Потому что хочешь стать человеком умным, образованным, умеющим учиться и полу­чающим удовольствие от своего труда.

Береги время. Чем раньше ты начнёшь с пользой тратить каждую минуту, тем интереснее ты будешь жить, тем больше узнаешь и больше сможешь сделать.

Все дела, которые тебе надо завтра выполнить, запиши вечером на листок. А на следующий день сделаешь дело — вычёркивай за­пись. Сразу будет видно, что ты успел, а что нет.

Можем сказать, в какие часы у человека самая большая работоспособность. Учёные установили, что лучше и быстрее всего мы работаем от 11 до 12 часов, от 16 до 17 и от 20 до 21 часа. Вот и строй свой день так, чтобы готовить домашние задания в это время.

Взрослый человек ответственность за свои поступки, за своё свободное время несёт перед собой сам. И ты взрослеешь. Задумайся о себе. Стань себе судьёй и опорой. Не криви душой, искренне и честно ответь: «Какой ты и каким бы хотел стать?» А потом засучи рукава и действуй!

 

В. Карпенко

Я читаю

Я читаю, я читаю,
О пиратах я мечтаю.
Я мечтаю о буранах,
О штормах и ураганах.
Сел за книгу и уже
Нахожусь на вираже.
Вот плыву на льдине в море,
Чайки реют на просторе.

Только сел в дирижабль –
Отплывает мой корабль…
Вдруг: «А ну, иди в кровать,
Хватит вечером читать!»

Я уже на берегу,
Я ложусь – и ни гу-гу…
Завтра встану, почитаю…
А во сне я помечтаю!

 

В. Фетисов

Я читаю

Спит сестрёнка,
Спит братишка.
На столе
раскрыта книжка.
Я читаю.
Мне не спится.
У меня — шумит тайга.
По тайге, стуча копытцами,
Несётся кабарга.
Засвистел бурундучишка,
Шишку скинув на росу.
Шелестит листами книжка,
Как листва шумит в лесу.

Мама просит:
— Спи, сынок!
Я уснул бы, если б мог,
Если б книжка помолчала:
В океане не качала
И не мчала вдоль дорог
Страны ночи!..
Страны солнца!..
Море! Море!..
Сна всё нет...
На страницы тихо льётся
От аквариума свет.
Сквозь стекло читает сомик,
Ртом тихонько шевеля,
И со мной картинки смотрит
Про широкие моря.
Полумесяц сонно свесился
Усами с вышины.
По стене уходит время —
Все шаги его слышны.
Зорька скоро загорится,
Звёзды скоро улетят.
А страницы — крылья птицы —
Шелестят и шелестят.

 

О. Станкевич

Томик Пушкина

Сидишь… Откроешь томик Пушкина
И «Зимний вечер» в сотый раз прочтёшь.
Мне кажется, что вечер в деревушке
И ветер злится, воет у ворот.

Солома зашуршит на крыше,
Я слышу стук веретена…
А ветер дует, воет, дышит,
И снег кружится у окна.

 

А. Трутце

Д’Артаньян

Всё так же свежо ветра дуновенье,
А ведь прошло три с половиной века!
Какой громадный срок для человека…
А для Вселенной — меньше чем мгновенье!

Как много видел мир за жизнь свою!
Как мало — мы… Одно светило солнце
Для д’Артаньяна, храброго гасконца,
И для меня, когда в лучах стою.

Менялись люди, времена и страны.
И облака по небу так же плыли.
И мы эпоху Ришелье забыли,
Но до сих пор мы помним д’Артаньяна.

 

Н. Костина

Мои друзья

Читаю книгу я, и вдруг
Чуть слышно, не спеша,
С индейским луком Чингачгук
Проходит, не дыша…

Из рощи выскочил олень,
Прислушался, исчез,
И клич воинственных племён
Раздался на весь лес.

Отважный Немо, капитан,
К глазам поднёс трубу.
Ему подвластен океан
И в бурю, и в грозу.

Ассоль стоит и смотрит вдаль,
Ей хочется скорей,
Чтоб к ней приехал принц её,
Прекрасный Артур Грей…

Книги – лучшие наши друзья,
И не читать их нельзя!

 

А. Кривас

Сказки

Ты вспомни: детство, тихий вечер,
И вот сидишь ты у окна,
За ним — зима, и воет ветер.
С тобою — бабушка. Она
Тебе рассказывает сказки,
И непогода не скучна.
Ты видишь: тёплая страна,
Сидит король на троне глупый,
Летит колдунья в быстрой ступе,
Тебе немножечко страшна...
Волшебник, витязи, война
И званый королевский пир...
Да! Сказки — это целый мир!

 

А. Твардовский

* * *

…Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла,
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.
…И летних гроз, грибов и ягод,
Росистых троп в траве глухой,
Пастушьих радостей и тягот,
И слёз над книгой дорогой.

 

К. Ваншенкин

Одному знакомому читателю

Этих книг тебе не прочитать
Ни за что на свете.
Для тебя стоит на них печать,
Ибо книги эти –

Книги для ума и для души,
Разные такие –
Для тебя чрезмерно хороши.
Ты прочтёшь другие.

Здесь на полках – всевозможных книг
Столько тысяч!
Ты проходишь, безмятежно в них
Взглядом тычась.

 

Д. Самойлов

*  *  *

Я маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
А папа поёт мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»

Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слёзы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной,
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.

 

В. Тушнова

* * *

Открываю томик одинокий –
Томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе,
И в столетьях мы не повстречались.
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались…

Комментарии  

# ксю 05.09.2013 16:23
Спасибо, очень помогло) :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Аида 04.09.2016 15:46
Прекрасная статья! Советы очень мне помогли!!! Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать