Последняя дуэль Пушкина

Ценой горького опыта великий поэт вывел правила своей жизни. Более всего он ценил справедливость и честь. Пушкину было важно следовать правде прежде всего в своих поступках и мнениях.

Где правда, там и справедливость. Оба слова содержат единый корень и очень близки по смыслу. В словаре Даля правда толкуется как истина, правосудие, справедливость.

Свод правил жизни Александра Сергеевича основан на пяти положениях, которые он впервые объяснил своему брату Лёвушке, предостерегая его от соблазнов света и обольщений дружбы.

Вот они:

1. «Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво, и, сверх того, ещё молодо...»

2. «Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает...»

3. «Никогда не забывай умышленной обиды, — будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».

4. «Если средства и обстоятельства не позволяют тебе блистать, не старайся скрывать лишений...»

5. «Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым».

В третьем и пятом пунктах нами выделены курсивом несколько ключевых выражений: «никогда не отвечай оскорблением на оскорбление», нужда лучше неизбежности «оказаться бесчестным или прослыть таковым».

Поясним первую фразу. Можно ли забыть оскорбление или обиду? Часто в порыве чувств человек поступает скоропалительно, не прибегая к здравому смыслу. Преимущество пушкинского совета – никогда не отвечать оскорблением на оскорбление – в том, что таким способом удастся избежать негативных последствий.

Чем можно было ответить на оскорбление? Конечно, в уважительном тоне потребовать извинений. Если оскорбление задевает чью-либо честь, причём даже третьих лиц, обидчик мог получить письменный вызов на дуэль – так называемую «картель» (устарелая форма женского рода!), как в романе «Евгений Онегин».

Соблюдалось ещё одно правило: на одно оскорбление можно было ответить только одним вызовом. За оскорбление, нанесённое нескольким лицам, требовать удовлетворения от обидчика мог только кто-то один из них.

Обратимся ко второму выражению. Для Александра Сергеевича крайне важно подчеркнуть, что нужда предпочтительнее бесчестья. «Оказаться бесчестным или прослыть таковым» для него невозможно, немыслимо.

Пушкин в благонамеренных выражениях высказывал самому самодержцу «ряд неприятных истин», не пропуская случая, «чтоб сделать добро»: «милость к падшим призывал». Соблюдение правил чести и человеколюбия, способность к здравомыслию и объективным суждениям о событиях и проблемах, полагал поэт, помогут человеку преодолеть свои ошибки и заблуждения.

В XIX веке было принято отстаивать свою честь на поединках, и, хотя они были запрещены по закону, находились отчаянные храбрецы, которые пренебрегали запретом.

Длиннейший шлейф слухов об озорстве и дуэлях тянулся за графом Фёдором Толстым, по прозвищу Американец. Однажды пути Пушкина и Толстого пересеклись. На счету Толстого было одиннадцать дуэльных смертей, и никто достоверно не знает, сколько состоялось менее кровавых поединков.

Обрекая себя на верную гибель, поэт решился вызвать Американца на дуэль.

Вспомним строки из «Евгения Онегина»:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный...

Или:

В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял — не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства...

Зарецкий почти «портрет» Толстого!

Повод для ссоры – обидная острÓта в письме Толстого, пошутившего, что якобы Пушкина «высекли в Тайной канцелярии». Адресатом этого письма был однополчанин Толстого князь А. Шаховской, который не постеснялся познакомить общих знакомых с содержанием своей переписки.

С опозданием, уже в ссылке, Пушкин ответил злой эпиграммой. Толстой не остался в долгу и сочинил ответную эпиграмму. Пикировка ещё не означала конца отношений. Пушкин не сомневался, что дуэль неминуема, в Михайловском он упражнялся в стрельбе из пистолета, носил железную трость для укрепления руки.

Друзьям Пушкина удалось примирить рассорившихся, и так прочно, что поэт доверил сватать за него семнадцатилетнюю Наталию Гончарову именно Фёдору Толстому. Хотя сватовство оказалось тогда не особенно удачным, но вины Американца в этом не было.

Императору Николаю I принадлежат слова: «Я ненавижу дуэли: это — варварство, на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского».

Действительно, нужно ли выступать против товарища и быть его убийцей за неуместные и обидные слова, смешивать добродетели с предрассудками? Неужели человек, умеющий драться на дуэли, перестанет быть обманщиком, клеветником, негодяем, картёжным вором? Будет ли кто-либо из противников в своём преступлении честным человеком? Видимо, он прибавит к своему имени ещё одно определение — убийца. А бесчестный человек как был бесчестным, так им и останется. Многими замечено, что негодяи чаще всех дерутся на дуэли, стараясь прикрыть поединком свои подлости.

Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась 27 января 1837 года. Поражает смертельный исход этого поединка для одного из его участников. Дуэль кончилась ранением обоих дуэлянтов, а для Пушкина — смертельным.

Пушкин послал вызов поручику гвардии Жоржу Дантесу-Геккерену ещё в ноябре 1836-го. Графу Соллогубу, своему секунданту, поэт поручил определить её условия: «Чем кровавее, тем лучше. Ни на какие объяснения не соглашайтесь».

Тогда поединок не состоялся, но условие о том, что «чем кровавее, тем лучше», осталось. Секундантом поэта был его лицейский товарищ — подполковник Константин Данзас. У Дантеса — атташе французского посольства, его двоюродный брат — виконт д'Аршиак.

Многие правила дуэльного кодекса были нарушены обеими сторонами: во-первых, нельзя драться «на жизнь или смерть», во-вторых, «расстояние между противниками не может быть менее 15 шагов».

У Пушкина в романе

Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развёл по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Секунданты отмечали барьер — две противоположные точки — чаще всего шинелями. Через него дуэлянты не могли переступить и стояли на заранее оговоренном расстоянии. В поединке Пушкина с Дантесом оно было пять шагов для каждого из них. Можно было открыть огонь, даже не доходя до барьера.

Противникам подали пистолеты и сигнал сходиться. Пушкин первым подошёл к барьеру и прицелился. Но Дантес, не дойдя до барьера, выстрелил, и Пушкин упал. Дантес ждал, прикрыв грудь рукой и повернувшись к противнику боком. Приподнявшись с земли и опираясь на левую руку, упавший Пушкин прицелился и выстрелил. Пуля отрикошетила от пуговицы мундира Дантеса, ранив его в руку.

Императора известили о дуэли в тот же день вечером, официально рапорт поступил 29-го, в день смерти поэта. Николай I повелел: «Судить военным судом как их, так равно и всех прикосновенных к сему делу».

Д’Аршак, как иностранный подданный, срочно выехал на родину. Военно-судебная комиссия признала участников дуэли виновными и вынесла решение: поручика Дантеса и подполковника Данзаса повесить.

Приговор отвечал установкам указ Петра I. Но смертная казнь к дуэлянтам не применялась. На усмотрение императора было предложено: Геккерена-Дантеса лишить чинов и российского дворянства, записать в рядовые, Данзаса заключить на два месяца под арест в Петропавловскую крепость, а затем вернуть к прежнему месту службы. Поступок смертельно раненного Пушкина по случаю его смерти было решено «предать забвению».

Но благодарные потомки не забывают подлости и помнят о гибели поэта — «невольника чести»... Говорят, любая боль со временем затихает. Но и почти два столетия спустя не стихла боль переживаний.

Раненый Пушкин потерял очень много крови, пока оказался на квартире, которую снимал в здании на набережной реки Мойки. Дом №12, украшенный пилястрами и балюстрадой, принадлежал княгине А.Н. Волконской. В этом доме 29 января 1837 года Александр Сергеевич скончался.

Прощаясь с жизнью, поэт расставался с друзьями своей лицейской юности: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Декабрист Иван Иванович Пущин из своего сибирского заключения позже написал: «...я бы нашёл средство сохранить поэта-товарища, достояние России...»

Сорок шесть мучительных предсмертных часов испытал поэт перед своим уходом в вечность... О необыкновенном присутствии духа и мужестве поэта сказал врач Арендт: «Я был в тридцати сражениях, я видел много умирающих, но мало видел подобного». Даль, тоже врач, советовал Пушкину: «Терпеть надо, друг, делать нечего, но не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче». Пушкин сдерживал стоны, чтобы их не слышала жена.

Когда весть о гибели Пушкина разошлась по Петербургу, люди приходили проститься с поэтом — женщины, старики чиновники, студенты, ремесленники. Толпа заполнила Конюшенную площадь, теснилась на набережной реки Мойки. Что уж говорить о передней, где стоял гроб. Иностранные наблюдатели говорили, что было пятьдесят тысяч человек. Жизнь поэта кончилась, но всемирная его слава распространялась, чтобы никогда не умереть.

Сейчас в доме на Мойке музей-квартира Пушкина, хотя он здесь прожил всего четыре месяца, снимая одиннадцать комнат. Можно пройти по тихим комнатам: столовой, буфетной, гостиной, детской, спальне. Зайти в кабинет и увидеть письменный стол с черновиками, перо, полки с книгами и диван, на котором лежал и умирал НАШ ПОЭТ...

 

Литература

1. Львова М. А.С. Пушкин о проблемах воспитания / Семья и школа. - 1985. - №1. - С.43-45.

2. Сашонко Вл. «Паду ли я, стрелой пронзённый?..» Дуэльные истории / Костёр. - 1999. - №2. - С.6-11.

3. Сидорчик А. «К барьеру!» Особенности и традиции русской дуэли / http://www.aif.ru/society/history/k_bareru_osobennosti_i_tradicii_russkoy_dueli

4. Сироижко С.А. Пушкин – брату: советы не постороннего / «Русский язык». Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - №18 / http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501804

5. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. - М.: ООО «Издательство Эксмо», 2012.

Яндекс.Метрика