Морская стихия всегда изменчива и своенравна. Попробуй её запечатлеть!
Даже хорошему художнику трудно передать все краски моря – от сине-зелёного до тёмно-фиолетового. А моря бывают разными, и названия их соответствуют основному цвету: море Белое от нетающего льда, Чёрное море в спокойную погоду бывает бирюзовым, а в бурю – чёрным, Жёлтое содержит разные речные примеси, Красное от красно-бурых водорослей. Цветными морями можно считать Мраморное (оно ярко-синее с оранжевыми следами от планктона), Коралловое (не только розовое, но и разноцветное от кораллов), Саргассовое (зелёное от водорослей).
Иван Айвазовский. Волна, 1889 г.
Иван Айвазовский создал 6 тысяч картин, больших и малых, и запечатлел море и в штиль, и в шторм, мастерски передав тишину и ярость волн. Море на его полотнах словно сокрушающая стихия, приводящая к кораблекрушениям, к хаосу. В спокойных водах зритель может рассмотреть рябь на поверхности и полюбоваться лунной дорожкой. Художник писал море по памяти, сохраняя впечатления от долгого наблюдения за его состоянием. Он использовал фантазию и добивался удивительного свечения. Его полотна "Буря", "Девятый вал", "Чёрное море" завораживают. Айвазовский был живописцем Главного морского штаба и принимал участие в морских сражениях, создал полотна из истории нашего флота, изображая русскую эскадру, морские бои.
Интерес к морским видам сложился в европейском искусстве семнадцатого века и нашёл отражение у французских живописцев Верне, Волера, Хю, Лакруа, их картины украшали стены дворцов и кабинетов знатных горожан. Утренние туманы, полуденный зной, солнечные закаты, лунные ночи, морские порты и гавани, нагромождения прибрежных скал производили сильное впечатление. Возрос интерес к путешествиям, странствиям. Морская тематика проникла и в литературу.
Клод-Жозеф Верне. Штиль в средиземноморском порту, 1770 г.
Двадцатилетний Клод-Жозеф Верне отправился в Италию, а во время шторма велел привязать себя к мачте, чтобы наблюдать бушующую стихию воочию на палубе. В Риме художник прожил два десятилетия: изучал романтические пейзажи, городские виды, архитектуру, античные руины. Он выработал свою живописную манеру, предпочитая простоту форм, прозрачные краски для неба, плотные мазки для переднего плана, в его палитре преобладали охристые и оливковые тона.
Пьер-Жак Волер. Извержение Везувия, 1777 г.
Художник любил приходить с альбомом на берег моря и делать зарисовки с натуры, замечая меняющееся состояние природы. Часто он прибегал к жанровым сценам, вводя в пейзаж рыбаков, торговок, зевак. Вернувшись во Францию, Верне создал серию больших картин, изобразив гавани, порты, склады, маяки, таможни, причалы, набережные, населив их купцами, простыми жителями, знатными горожанами.
Жан-Франсуа Хю. Кораблекрушение в бушующем море
Последователи Верне: Волер, Хю, Лакруа – тоже писали морские виды, подражая учителю, но всё-таки каждый имел свою манеру. Волер изображал морские сражения и извержения Везувия, Хю любил рисовать бризы, бури, кораблекрушения, виды на порты и крепости, но преуспел в батальной живописи, Лакруа предпочитал архитектурные фантазии, утренние и ночные пейзажи.
Шарль-Франсуа Лакруа. Морской вид при закате солнца
Налюбовались картинами! А теперь познакомимся с несколькими сказками, посвящёнными морю и художникам.
Итальянский писатель Марчелло Арджилли сочинил для детей короткие «Сказки про художников и краски». Это были разные художники и разные краски. Один старый художник стал забывать цвета и не мог вспомнить, какого цвета море, но его спасла фантазия. Другой стремился нарисовать пейзаж с переменчивым небом: алым на рассвете, ярко-синим в полдень, золотистым на закате, звёздным ночью. А новомодный художник придумал новые цвета: «задумчивый зелёный», «нерешительный красный», «торопливый жёлтый», «трепетный фиолетовый», но они быстро исчезали с полотен.
И краски в историях сказочника ведут себя как живые: то вдруг исчезает жёлтая краска, которую похищают воры особым прибором, то воскресным утром пропадают вообще все краски, обесцветив город, то краски обращаются в комитет мудрецов с просьбой найти им определённое значение.
И всё-таки мы воспринимаем море синим или голубым, и это традиционное восприятие моря отнюдь не мешает любоваться его красотой.
Мария Зайцева
Художник и море
Жил один художник. Он был хорошим художником. Его рисунки вызывали у людей печаль и улыбку. За это его любили. Картины раскупались быстро. Городок был очень маленький. И не было ни одного дома, где бы ни висела хотя бы одна работа художника.
Он мечтал нарисовать море, но городок находился далеко в степи, а маленький ручеёк, протекавший по окраине, совсем не был похож на море. Даже отдалённо его не напоминал. И это очень мучило художника. Все его успокаивали, говорили, что у него много работ и без моря. Но оно ему снилось. Огромное, бушующее, зовущее к себе криками чаек и шумом прибоя. И однажды он не выдержал и уехал на побережье.
Поселившись в небольшом домике, на самом берегу, художник целыми днями пропадал у моря. Он привыкал к нему, старался понять, увидеть и почувствовать, чтобы правильно перенести на холст всю мощь и силу волн, безбрежность и непознанность его глубин. Он надеялся этой красотой изменить мир.
И вдруг он понял, что не в силах этого сделать. То ли талант в нём иссяк, то ли он не захотел фальшивых картин. Ведь это был настоящий художник.
Он понял, что может изменить мир, только полностью изменившись сам.
И тогда художник купил лодку, сети и сделался простым рыбаком, став частью морского пейзажа, который никак не ложился на его холст.
Мария Зайцева. Яхта в ночном море у скалы, 2024 г.
Марчелло Арджилли
Художник, который не помнил цвета
Он совсем одряхлел, перестал выходить из своей мастерской и работал теперь, разумеется, только по памяти. Но чем больше старел, тем быстрее слабела его память, и он всё время что-то забывал. Собирался, к примеру, написать морской пейзаж и, замерев с кистью в руках, долго вспоминал, какого же цвета море.
– Кажется, оранжевое, с тёмными пятнами…
И рисовал море именно таким.
Писал зимний пейзаж и опять ломал голову:
– Никак не вспомню, какого цвета снег…
Ах да, зелёный!
Он путал цвет снега и травы. И луг у него на картинах действительно выглядел белым, словно заснеженное поле.
И все же именно из-за таких странных, необычных красок его полотна нравились многим. Владельцы картинных галерей, критики, покупатели приходили посмотреть его работы и всегда хвалили мастера за фантазию.
– Маэстро, только такой великий художник, как вы, мог придумать зелёный снег!
Он с недоумением смотрел на них и про себя удивлялся: «Либо они смеются надо мной, либо настолько утратили память, что забыли, какого цвета снег!»
Как-то раз один молодой художник, указывая на пейзажи, висевшие на стене, с восторгом проговорил:
– Маэстро, эти работы великолепны! Никогда не видел ничего прекраснее!
– Да, неплохие картины, – ответил старик. – Мне тоже нравятся.
Он забыл даже, что полотна эти написал он сам. Память его и в самом деле становилась всё слабее.
Однажды он решил создать автопортрет. Поставил мольберт перед зеркалом и, посматривая на своё отражение, принялся за работу. А потом вдруг отложил кисть и палитру и, внимательно вглядываясь в зеркало, спросил самого себя:
– А кто же этот господин, которого я рисую?
Цвет моря
– Какого цвета уголь?
Класс дружно ответил:
– Чёрного!
– Какого цвета мимоза?
– Жёлтого.
Учительница продолжала задавать вопросы, желая убедиться, что дети знают цвета.
– А какого цвета море?
И все хором ответили:
– Голубого!
Тут уж море, что лежало совсем близко от школы, обиделось:
– Я не всегда голубое, – возразило оно, – у меня много цветов и оттенков – небесно-бирюзовые, зелёные, серые…
И, как всегда, когда сердилось, море вскипело волнами, покрылось белыми барашками. Пенистые гребни обрушились на берег, и в несколько мгновений начался шторм.
Услышав шум, дети бросились к окну.
– Смотрите, какое бурное море!
– Какие высокие волны!
Море сердито спросило:
– Так какого же я цвета? Теперь видите, когда сержусь, то делаюсь жёлтым, зелёным, коричневым и даже белым – посмотрите на мои волны!
– По местам! По местам! – велела учительница, и дети вернулись за парты.
– О чём мы говорили? Ах да, какого цвета море?
И хор голосов ответил:
– Голубого!
– А теперь попробуйте нарисовать его.
Достав коробки с цветными карандашами, школьники взяли только голубые.
Море вздохнуло и смирилось: бесполезно спорить. Все привыкли, что оно чаще всего голубое и рисовать его нужно только голубым цветом.
Литература
- Арджилли М. Сказки про художников и краски: сказки про краски; пер. с ит. И.Константиновой // Костер. – 1997. – № 4.
- Дерябина Е. Французские маринисты // Юный художник. – 1988. – № 1.
- Зайцева М. Художник и море // Читайка. – 2006. – № 9. – С.8.
Сведения об авторах
Арджилли Марчелло (1926-2014) – итальянский писатель и журналист, написал более 30 книг, создатель коротких сказок и историй, сценарист.
Зайцева Мария – молодой автор раздела «Свой голос» в журнале «Читайка» из Нижнего Новгорода.
Дерябина Екатерина Вадимовна – старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.