Родители часто говорят, что ребёнок дома не воспринимает советы и требования по выполнению домашних заданий.
Нередки и замечания учителей о том, что ученик, напротив, следует совету кого-либо из членов семьи, игнорируя рекомендации учителя. В любом из указанных случаев страдает эффективность образовательного процесса.
Очевидна целесообразность объединения усилий родителей и педагогов – прежде всего в вопросе возбуждения интереса обучающегося к чтению вообще, осмысленному чтению в частности, а главное – к функциональной необходимости осмысленного чтения на любом из школьных уроков для успешного продвижения по индивидуальной учебной траектории.
Традиция семейного чтения как совместной познавательной (обучающей и воспитательной) деятельности может возродиться при помощи педагога на занятиях совместного сознательного чтения.
Говоря о трёх участниках воспитательного процесса – педагогах, обучающихся и родителях, необходимо актуализировать вопрос совместного чтения как способа взаимодействия трёх обозначенных сторон, как эффективного инструмента воспитательного воздействия. Взаимодополнение родительского и учительского авторитета оказывает большее воздействие на ученика. Кто бы из родителей не участвовал в уроках совместного чтения, это в любом случае продуктивно.
Традиционная роль отца в семье как руководителя и организатора единого, целостного пространства позволит после уроков совместного чтения продолжить выстраивание своего дома как образовательного пространства, установить традицию домашнего осмысленного чтения. Роль матери как хранительницы «традиций семейного очага» заключается в сохранении, поддержании семейного чтения как нормы данной семьи, наполнении её верным аксиологическим содержанием и индивидуальными особенностями.
Вот почему представляется полезным возрождение традиции совместного чтения детей и родителей.
Чтобы эта традиция формировалась в педагогически верном ключе, предлагаем осуществлять обозначенное взаимодействие в условиях образовательного учреждения – на классных часах, дополнительных занятиях и даже во время уроков литературы. Такие уроки содействуют укреплению связей между школой и семьёй, повышают интерес обучающихся к чтению, содействуют развитию навыка сознательного чтения.
Следует отметить ещё один важный аспект рассматриваемого взаимодействия. Выводы из прочитанного на школьных уроках часто воспринимаются как аксиомы, единственно верные выводы. Желание не согласиться, высказать иную точку зрения подавляется учеником (вследствие неуверенности, признания авторитета педагога) или, к сожалению, учителем (вследствие убеждённости в своей правоте или нехватки времени для дискуссии). Такое мнение рождает уверенность в схоластичности школьного чтения, уничтожает интерес к нему. Чтение вместе с родителями влияет на раскованность детей, их желание говорить – причём высказывать как «правильные», так и «неправильные» по их мнению суждения. Педагог и родители могут увидеть аксиологические приоритеты детей и выработать совместную тактику, если необходима корректировка.
Обозначим, что необходимость таких уроков совместного сознательного чтения определяется как необходимейшая практика именно в подростковом возрасте обучающихся, поскольку именно в этот период установление ценностной иерархии, сохранение желания определять свою позицию честно, но справедливо – всё это требует пристального внимания и корректировки со стороны взрослых.
Нельзя упустить ещё один важнейший аспект. Ещё в начале XX подчёркивалось, что именно посредством родного языка осуществляется ориентация в явлениях духовно-исторического мира и их адекватная оценка. Родному слову, оттенкам его значения и исторической трансформации этого значения, функционированию слова в устной и письменной речи следует уделять внимание на совместных занятиях сознательного чтения.
В практической деятельности это можно осуществлять в трёх направлениях:
- в работе со словом как концептом,
- в исследовании изобразительно-выразительных составляющих текста,
- в анализе устойчивых выражений различного происхождения (фразеологизмов, пословиц, афоризмов).
Остановимся на ряде примеров.
Родное слово (особенно отвлечённое) в сознании носителя языка, помимо основного (или основных), словарного (словарных) значения (значений), обладает оттенками смыслов, которые даже не всегда фиксируются сознанием говорящего/пишущего, но могут быть восприняты. Демонстрации этих осознанных и неосознанных оттенков и посвящена работа с концептом в процессе совместного сознательного чтения. Знание (и ОСО-знание) педагога, родителя и ученика взаимно обогащается, объединяет всех участников процесса, погружает в культурно-исторические глубины, укрепляет связь поколений.
Так, например, мы провели занятие с родителями и учениками 6 и 8 класса по концепту «Душа». В качестве литературно-художественного материала использовались два варианта мифа об Амуре и Психее, адаптированный пересказ поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька», рассказ А.П. Чехова «Душечка» и спектакль по мотивам указанного рассказа А.П. Чехова в постановке Брянского областного драматического театра.
Участникам мероприятия удалось построить смысловую цепочку «душечка – душенька – душа – Психея – ψυχή – психология», проследили процесс нарушения запрета «душой» и испытаний «души», поразмышляли над символикой заданий:
1) увидеть общую картину можно, посмотрев как бы со стороны, тогда поймёшь суть и получишь именно то, что нужно;
2) прежде чем принимать существенные решения, часто вначале нужно привести в порядок свои мысли и чувства;
3) на намеченном пути не следует ни останавливаться, ни отклоняться в сторону, поддаваясь соблазнам, иначе можно стать беспомощным;
4) не следует брать больше, чем требуется, и осуществлять работу нужно спокойно.
При работе по второму направлению – выявлению изобразительно-выразительных возможностей составляющих текста – учитель часто сопрягает уроки русского языка и литературы: например, при изучении сказки-были «Кладовая солнца» в 6 классе в рамках обучения комплексному анализу текста обучающиеся исследуют средства выразительности в отрывках о сосне и ели, «ёлочках-старушках», полезных свойствах клюквы, создают иллюстрации, заучивают эти отрывки наизусть и рассказывают вместе с родителями.
Совместное чтение позволяет избежать ошибок в рисунках, сделать их оригинальными, формирует навык осмысленного заучивания наизусть, объединяет деятельность родителей, педагога и учеников, повышая значимость и качество учебного процесса.
Анализ устойчивых выражений различного происхождения (фразеологизмов, пословиц, афоризмов) на уроках совместного сознательного чтения (третье направление) можно выстраивать, опираясь на следующее задание ВПР:
«Объясните значение фразеологизма …, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений».
Так, например, на занятии совместного чтения рассказа братьев Стругацких «Чрезвычайное происшествие» между папой и сыном возник спор, можно ли описать ситуацию, предложенную в произведении выражением «делать из мухи слона». Дискуссия между родителями и детьми на учебные темы интегрирует образовательное пространство в семью, связывая школу и дом, подчёркивая общность целей и ценностей в образовании для всех участников этого процесса.
Таким образом, уроки совместного сознательного чтения призваны актуализировать, стимулировать совместную деятельность всех участников образовательного процесса по развитию функциональной грамотности, сознательного чтения, что способствует организации единого образовательного пространства – с одинаковыми, понятыми и принятыми, задачами.
При такой организации учебной деятельности система ценностей, культура и знания передаются от старшего поколения младшему с помощью семьи при координации педагогами совокупностью разнообразных факторов, способных оказать влияние на формирование личности, уважающей прошлое и устремлённой в будущее на верной аксиологической основе.