Задания по русскому языку в формате ГИА в 2015 году значительно обновлены. Да и сам экзамен уже называют на иной лад — ОГЭ.
Предлагаем познакомиться с тремя вариантами, составленными по текстам курского писателя Евгения Ивановича Носова. Тестовая работа состоит из трёх частей: изложения, теста, сочинения.
Звуковые файлы изложений есть на сайте ФИПИ, тестовые задания 2-14 требуют самостоятельного выбора ответа (нужно написать число, последовательность цифр, слово или словосочетание), из трёх вариантов сочинения нужно выбрать только одно задание из трёх предложенных.
Формулировка задания из части 1 такова: Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Текст звучит дважды с небольшим интервалом в десять минут. Нужно написать сжатое изложение, передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.
Здесь публикуем только вторую и третью части тестовой работы.
Вариант 1
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1)Недалеко от Курска, в поэтических верховьях местной речки, где некогда вдохновенно творил Афанасий Фет, живёт мой приятель Евсейка.
(2)Ему только минул десятый год, и ходит он в пятый класс.
(3)Мы познакомились в дождливый день на станции, когда он подвозил меня на своей телеге, запряжённой пегой лошадкой. (4)Тогда Евсейка спросил меня, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло:
-(5)Вы у нас летом не были? (6)У нас тут лес, речка. (7)А ягод сколько! (8)К нам из Москвы отдыхать приезжают.
(9)В телеге я уселся поудобнее и глубже натянул плащ. (10)От нечего делать стал следить за дождевыми каплями, которые катились вниз по капюшону и шлёпались мне на колени. (11)Незаметно я задремал, а проснулся оттого, что кто-то дёргал меня за рукав.
(12)Я открыл глаза и увидел возбуждённое лицо Евсейки.
-(13)Смотрите, какая радуга! (14)Вон там, над речкой!
(15)Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер разогнал тучи. (16)Золотистые лучи-ресницы солнца простёрлись над мокрой, озябшей землёй и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски: всё вокруг засверкало и заискрилось. (17)Вверху же, над ликующей долиной реки, висела радуга – огромная, словно проведённая гигантским циркулем, расцвеченная пёстрыми лентами арка. (18)Я никогда не видел радуги поздней осенью. (19)А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. (20)Главное – она была совсем близко от нас и оттого, может быть, казалась необыкновенно яркой и широкой.
-(21)Смотрите, смотрите, а радуга-то движется! – приподнялся Евсейка.
(22)И действительно, передний рукав радуги медленно шагнул на окраину села, и белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.
-(23)Врёшь, не уйдёшь! – неожиданно крикнул Евсейка и, лихо гикнув, помчал напрямик через поле.
(24)Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит лошадке ещё малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота. (25)Но чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.
-(26)Стой, – опомнился я. – (27)Зря гоним лошадь. (28)Всё равно радугу не поймаешь! – (29)И я стал объяснять, почему мы не догнали радугу. (30)Кажется, Евсейка не понял моих объяснений или не хотел верить в них. (31)Потому что, когда мы въехали в село, он пристально осматривал стены хат, по которым прокатилась цветистая полоса радуги.
-(32)Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила? – настороженно спросил он здешнего парнишку.
-(33)Какая радуга? – раскрыл рот мальчик. – (34)Нет, не проходила.
-(35)Слепая ты тетеря! – рассердился Евсейка. – (36)Был тут и не видел! – и маленький возница в сердцах хлестнул вожжами пегую лошадку.
(По Е. Носову)*
*Евгений Иванович Носов (1925-2002) – русский советский писатель, прозаик, участник Великой Отечественной войны. Многие его рассказы и повести посвящены людям из народа, их тесной связи с природой. Представленный фрагмент взят из его первого рассказа для детей «Радуга».
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Евсейка решил догнать радугу?»
1)(5)Вы у нас летом не были? (6)Лес, речка. (7)А ягод сколько в покос!
2)(15)Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер разогнал тучи.
3)(20)Главное – она была совсем близко от нас и оттого, может быть, казалась необыкновенно яркой и широкой. – (21)Смотрите, смотрите, а радуга-то движется! – приподнялся Евсейка.
4)(24)Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит лошадке ещё малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.
Ответ: ___________________________________.
3. Укажите, предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)Мы познакомились в дождливый день на станции, когда он подвозил меня на своей телеге, запряжённой пегой лошадкой.
2)Врёшь, не уйдёшь! – неожиданно крикнул Евсейка и, лихо гикнув, помчал напрямик через поле.
3)Вверху же, над ликующей долиной реки, висела радуга – огромная, словно проведённая гигантским циркулем, расцвеченная пёстрыми лентами арка.
4)Но чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.
Ответ: ___________________________________.
4. Из предложений 32-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?
Ответ: ___________________________________.
5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?
Ответ: ___________________________________.
6. Замените разговорное слово «зря» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ: ___________________________________.
7. Замените словосочетание «за дождевыми каплями», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
Ответ: ___________________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Ответ: ___________________________________.
9. Среди предложений 23-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
А такой пышной и праздничной, (1) как эта, (2) не приходилось видеть даже летом. Главное – она была совсем близко от нас и оттого, (3) может быть, (4) казалась необыкновенно яркой и широкой.
Ответ: ___________________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
От нечего делать стал следить за дождевыми каплями, (1) которые катились вниз по капюшону и шлёпались мне на колени. Незаметно я задремал, (2) а проснулся оттого, (3) что кто-то дёргал меня за рукав.
Ответ: ___________________________________.
13. Среди предложений 26-32 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
14. Среди предложений 19-22 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Часть 3
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста. Почему Евсейка решил догнать радугу?
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1)Уже поздним вечером, возвращаясь из птичника, недалеко от деревни, на приозёрном лугу, Варя снова увидела Сашку-цыгана, сидевшего у костра.
(2)Примечая в Сашке его буйную черноту волос, диковатый, летучий взгляд, гортанную картавость речи – всё то цыганское, что вызывало у деревенских жителей, особенно у девчонок, непонятную ей самой настороженную неприязнь, Варя смотрела на долговязого Сашку с добрым участием, дивясь его притягивающей необычности. (3)К нему как-то особенно шли и длинные, затоптанные на отворотах жарко-красные штаны, и полотняная рубаха без рукавов, и этот огонь, игравший на каштаново-чёрных плечах и руках влажными блуждающими бликами, даже сама ночь, которую он коротал неспешно и деловито.
-(4)Это твои лошади в логу? – спросила Варя.
-(5)А что? – сухим тоном ответил Сашка, видимо, ожидая, как всегда, какого-нибудь подвоха от деревенских.
-(6)Любишь лошадей?
-(7)Люблю … (8)Но я на трактор пойду работать, – неожиданного произнёс Сашка уже дружелюбно.
(9)Варя удивлённо посмотрела на Сашку и проговорила:
-(10)На трактор просто так не возьмут: учиться надо.
-(11)А я и учусь. (12)Вот купил книжку про трактор. (13)Коней пасу – картинки гляжу. (14)А слова не все понимаю, мудрёно написано.
(15)Сашка, несколько рассеянно глядя на Варю, замолчал, но было видно, что его всерьёз что-то волновало.
-(16)А ты, Саш, пока сказки читай, стихи, – посоветовала Варя. – (17)Тогда и про трактора поймёшь.
-(18)Я читаю…
(19)Сашка сгрёб в охапку котомку, лежавшую на земле, вытащил, расправил и подал Варе маленькую книжечку.
(20)Открыв книжку и повернув её к лунному свету, лившемуся серебряными струями с высоты, Варя узнала пушкинские поэмы. (21)Она узнала их как-то сразу, ещё до того, как разглядела название, одним только беглым взглядом на стройные, точёные колонны стихов. (22)Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка. (23)Совсем так, как звучно пела для неё одной скрипка, которую она каждый раз видела на гвоздике в сельском магазине (её восхищали и кожаный футлярчик для скрипки, и блестящий серебряный замочек на нём)…
-(24)Эту читать легко, – сказал Сашка.
(25)Он ревниво следил за Вариными пальцами, перелистывавшими страницы.
-(26)Про цыган написано. (27)Сандро Пушкин писал. (28)Читала?
-(29)Конечно, читала! (30)Кто же Пушкина не читал! (31)Только не Сандро, а Александр Пушкин!
(32)Сашка упрямо тряхнув черными кудрями, начал бурно возражать:
-(33)Н-нет, Сандро! (34)Я Сандро, и он Сандро! (35)Цыган тоже, как я. (36)Ты байки-то не рассказывай: тут есть его портрет. (37)Я глядел – точно цыган.
(38)Варя не собиралась вовсе уступать Пушкина, но спорить дальше не захотела. (39)Она была сегодня добрая и не стала разрушать наивную и гордую веру Сашки. (40)Пусть думает. (41)Она только сказала:
- (42)Это тоже Пушкин написал…
(43)И негромко, бережно отставляя друг от друга слова, сама завораживаясь торжественностью вещих стихов, стала читать «Памятник».
(44)Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
(45)Дочитав стихотворение до конца, Варя проговорила: «(46)Пушкин – он для всех…»
(47)Сашка молчал, задумавшись. (48)В двух шагах от них дремал конь, стоявший против лунного света и теперь казавшийся не белым, а будто высеченным их серого камня. (49)Варя глядела на него снизу, сквозь путаные стебли мятлика, и ей, возбуждённой только что прочитанными стихами, от которых всё вокруг обрело какое-то новое видение, конь показался вдруг сказочно высоким. (50)Он возвышался над ней узловатой, глыбистой громадой. (51)Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом.
-(52)Пушкин – он для всех, - снова задумчиво повторила Варя.
(По Е. Носову)*
*Евгений Иванович Носов (1925-2002) – русский советский писатель. Создал много рассказов, повестей о малой родине, жизни среднерусской деревни, внутреннем мире человека: «Шумит луговая овсяница», «Объездчик», «За долами, за лесами», «Варька», «Домой, за матерью», «Шопен, соната номер два» и др.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1)Как истинное искусство воздействует на человека?
2)Как отнеслась героиня к увлечению Сашки-цыгана чтением стихов Пушкина?
3)Как рождается классическое поэтическое произведение?
4)Почему героиня рекомендует мальчишке читать книги?
Ответ: ___________________________________.
3. В каком предложении средством выразительности является сравнение?
1)(2)Примечая в Сашке его буйную черноту волос, диковатый, летучий взгляд, гортанную картавость речи – всё то цыганское, что вызывало у деревенских жителей, особенно у девчонок, непонятную ей самой настороженную неприязнь, Варя смотрела сейчас на долговязого Сашку с добрым участием, дивясь его притягивающей необычности.
2)(22)Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка.
3)(21)Она узнала их как-то сразу, ещё до того, как разглядела название, одним только беглым взглядом на стройные, точёные колонны стихов.
4)(51)Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом…
Ответ: ___________________________________.
4. Из предложений 16-20 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?
Ответ: ___________________________________.
5. Из предложений 24-32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется -Н-»?
Ответ: ___________________________________.
6. Замените разговорное слово «байка(-и)» из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________________.
7. Замените словосочетание «кожаный футлярчик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 43.
Ответ: ___________________________________.
9. Среди предложений 45-51 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ___________________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Варя, (1) бросив на Сашку удивлённый взгляд, (2) воскликнула:
-Конечно, (3) читала! Кто же Пушкина не читал! Только не Сандро, (4) а Александр Пушкин!
Сашка, (5) упрямо тряхнув чёрными кудрями, (6) начал бурно возражать:
-Н-нет, (7) Сандро!
Ответ: ___________________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.
Ответ: ___________________________________.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Примечая в Сашке его буйную черноту волос,(1) диковатый,(2) летучий взгляд,(3) гортанную картавость речи – всё то цыганское,(4) что вызывало у деревенских жителей,(5) особенно у девчонок,(6) непонятную ей самой настороженную неприязнь,(7) Варя смотрела сейчас на долговязого Сашку с добрым участием,(8) дивясь его притягивающей необычности.
Ответ: ___________________________________.
13. Среди предложений 19-25 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
14. Среди предложений 45-52 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Часть 3
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Льва Николаевича Толстого: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Н. Толстого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Пушкин – он для всех, – снова задумчиво повторила Варя».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 3
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1)Витька накрутил пружину, перевернул пластинку и пустил диск. (2)Заиграла музыка, из патефона выпорхнули слова другой знакомой басни:
-(3)Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!
-(4)А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
(5)Умиляясь друг другом, Петух и Кукушка поочерёдно раздавали похвалы. (6)Но вот, не находя больше слов, они перешли на песни. (7)Из трубы вылетало то звонкое петушиное «ку-ка-ре-ку!», то вкрадчивое, разнеженное кукованье. (8)Обе птицы хвалили друг дружку с таким усердием, что Петух вдруг охрип и начал орать каким-то кошачьим голосом. (9)Витька и Колька покатились со смеху.
-(10)Дохвалился! Даже охрип, бедняга! – сказал Колька. – (11)А ну, давай сначала заведём.
(11)Пластинку завели снова, и птицы с новыми силами принялись состязаться в безудержных похвалах. (12)И вот, когда кукушкин друг собирался охрипнуть во второй раз, Витька и Колька услыхали, как откуда-то издалека, будто из-под земли, донёсся настоящий, живой петушиный голос.
(13)Ребята переглянулись.
-(14)Слыхал? – спросил Витька.
-(15)Слыхал…
-(16)Да ведь это же наш, обмороженный, запел! Бабушка! – вскочил со стула Витька. – Бабушка!..
(17)Из сеней с охапкой дров вошла бабушка.
-(18)Бабушка, наш петух запел! Не веришь?
(19)С этими словами Витька вернулся в комнату, схватил патефон, поставил его в кухне на пол и вытащил из-под печки петуха. (20)Бабушка недоверчиво смотрела на все эти странные приготовления.
-(21)Вот слушайте! – сказал он, накручивая патефонную ручку.
(22)Сначала петух подозрительно косился опухшим глазом на вращающийся и поблёскивающий никелем диск. (23)Но когда из глубины патефона раздался первый петушиный выкрик, он вдруг вытянул настороженно шею и издал то самое вопросительное «ко-ко-ко?», которое обычно означало: «Что там ещё такое?»
-(24)Слышите? Кокочет! – ликовал Витька.
(25)Между тем спела свою партию Кукушка и подошла очередь её партнёра. (26)И как только послышалось особенно отчаянное «ку-ка-ре-ку», Витькин петух вдруг выпятил грудь и сделал навстречу патефону свои два предупреждающих шага. (27)Вот ведь воинственная птица! (28)Даже с распухшей головой и заплывшими глазами петух не мог стерпеть, чтобы противник нагло горланил, спрятавшись в этом ящике.
(29)Сделав ещё два шага, петух пригнул голову, распустил на шее перья и сердито долбнул в пол клювом.
(30)Раздайся в эту минуту из патефона ещё хоть один петушиный клич, и Витькин петух, наверное, налетел бы на патефон, ударил бы по нему крыльями и дёрнул шпорами. (31)Но этого не случилось.
(32)Как раз в это время Петух из басни допелся до того места, где полагалось потерять голос, и он сбился, зафальшивил и задерябил драной кошкой.
(33)Готовый ринуться в бой, петух остановился, приподнял голову и снова скороговоркой проговорил своё «ко-ко-ко?». (34)Мол, что ж ты, братец, осип? (35)Эх, ты… (36)Потом он вытянулся на голенастых ногах, будто привстал на цыпочках, замахал крыльями, развевая по полу пшено, и вдруг закукарекал, да так, что у ребятишек заложило уши, а в железном нутре патефона что-то задребезжало. (37)Кончив победную песню, петух важно отошёл в сторонку и как ни в чём не бывало стал собирать раскатившееся по полу зерно.
(38)Витька ликовал. (39)Он с гордостью посмотрел на своего золотопёрого друга и радостно воскликнул:
-(40)Вот чёрт! Оттаял-таки!
(41)После этого он уже не сомневался, что никто не посягнёт на петушиную голову.
(По Е.Носову)*
*Евгений Иванович Носов (1925-2002) – русский советский писатель, прозаик, участник Великой Отечественной войны. Многие его рассказы и повести посвящены людям из народа, их тесной связи с природой. Представленный фрагмент взят из рассказа для детей «Как патефон петуха от смерти спас».
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что заставило петуха издать воинственный крик?»
1)Но когда из глубины патефона раздался первый петушиный выкрик, он вдруг вытянул настороженно шею и издал то самое вопросительное «ко-ко-ко?», которое обычно означало: «Что там ещё такое?»
2)Сделав ещё два шага, петух пригнул голову, распустил на шее перья и сердито долбнул в пол клювом.
3)Даже с распухшей головой и заплывшими глазами петух не мог стерпеть, чтобы противник нагло горланил, спрятавшись в этом ящике.
4)Раздайся в эту минуту из патефона ещё хоть один петушиный клич, и Витькин петух, наверное, налетел бы на патефон, ударил бы по нему крыльями и дёрнул шпорами.
Ответ: ___________________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)Умиляясь друг другом, Петух и Кукушка поочерёдно раздавали похвалы.
2)Он с гордостью посмотрел на своего золотопёрого друга и радостно воскликнул.
3)Сначала петух подозрительно косился опухшим глазом на вращающийся и поблёскивающий никелем диск.
4)Но когда из глубины патефона раздался первый петушиный выкрик, он вдруг вытянул настороженно шею и издал то самое вопросительное «ко-ко-ко?», которое обычно означало: «Что там ещё такое?»
Ответ: ___________________________________.
4. Из предложений 38-41 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?
Ответ: ___________________________________.
5. Из предложений 16-21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется -НН-?»
Ответ: ___________________________________.
6. Замените разговорное слово «горланил» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________________.
7. Замените словосочетание «хвалили с усердием», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 31.
Ответ: ___________________________________.
9. Среди предложений 33-37 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Мол,(1) что ж ты,(2) братец,(3) осип? Эх,(4) ты…
Ответ: ___________________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________________.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Даже с распухшей головой и заплывшими глазами петух не мог стерпеть,(1) чтобы противник нагло горланил,(2) спрятавшись в этом ящике.
Ответ: ___________________________________.
13. Среди предложений 8-12 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
14. Среди предложений 29-33 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Часть 3
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Язык обогащается вместе с развитием идей, и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «После этого он уже не сомневался, что никто не посягнёт на петушиную голову».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.