О фатальных датах и цифрах, обращаясь к поэтам, он скажет так: "Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт". Среди них Лермонтов и Есенин, Байрон и Рембо. И ВЫСОЦКИЙ. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980).
Поэты ходят пятками по лезвию ножа -
И режут в кровь свои босые души!
Хрипловатый, ни с чьим не сравнимый голос. Переписываемые от руки, нигде не публиковавшиеся стихи и запрещённые песни. Талантливо сыгранные роли в кино и театре. Поступки наперекор всем обстоятельствам. Постоянное сопротивление заведённому порядку вещей. Попытка отстоять себя и свою самобытность. Верность своим темам. Одним словом, насыщенная разными событиями и идеями жизнь подлинно свободного человека...
Гитара опять
Не хочет молчать –
Поёт ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами!..
К самому себе он был безжалостен так же, как и к другим. Трусость, самоуспокоенность, способность приспосабливаться и жить мелкими интересами, "в рассрочку" вызывали у него язвительную насмешку и открытый протест (песня "Я не люблю"). Кодекс чести был выработан непреложный!
И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель - всегда презираем...
Известно, что Владимир Семёнович высоко ценил дружбу, имел преданных друзей. Бывало, конечно, что друг оказывался "и не друг, и не враг, а - так". Только определить, плох или хорош человек, можно было, лишь оказавшись "в связке в одной": на войне ли, в горах ли - всё одно.
Здесь вам не равнина, здесь климат иной -
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад, -
И можно свернуть, обрыв обогнуть, -
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа!
Кто здесь не бывал, кто не рисковал -
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес:
Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес…
В бескомпромиссных ситуациях, а Высоцкий любит их изображать, смутные ощущения проверяются всегда на 100 %. И сердце ёкает, срывается вниз или от страшного открытия, или от потрясающей храбрости и бесстрашия: "В мире нет таких вершин, что взять нельзя".
Отвесные стены… А ну, не зевай!
И здесь на везение не уповай:
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала!
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк -
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени… Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди!
Тема гор, преодоления сверкающих вершин, изумрудных льдов, ещё не пройденных маршрутов – отдельная тема в творчестве поэта. Это было связано и с фильмом «Вертикаль», и с то близкой, а то и неласковой скалолазкой.
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас и зовут нас остаться,
Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем -
Потому, что всегда мы должны возвращаться.
И с поразительным случаем на Кавказе о двух альпинистах, русском и немецком, которые вместе покоряли Эльбрус в сороковом году, в сорок третьем же воевали друг против друга. Приходилось спускаться вниз с покорённых вершин – ведь «и боги спускались на землю», но сердце навсегда «оставалось в горах».
Так оставьте ненужные споры.
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Правда и только правда, никакой лжи, любил повторять Высоцкий. Да и какой резон притворяться и лгать? Никто никому ничего не должен, и всё-таки... ПРАВДА любой ценой, вся до капельки. И это важный принцип поэта Высоцкого.