Поэт, прозаик, переводчик, драматург Фёдор Кузьмич Сологуб (1863-1927) принадлежал к течению символистов первого поколения (их называли "старшие символисты").
Его настоящая фамилия Тетерников, однако из-за преподавательской деятельности и по велению поэтической моды пришлось выбрать звучный псевдоним.
Будущий писатель вырос в бедной семье, рано потерял отца, но благодаря покровительству крёстной матери много читал, бывал в театрах, поэтому получил неплохое образование — окончил уездное училище и Учительский институт.
Исключительное впечатление на юношу оказали три книги: "Приключения Робинзона Крузо" Дефо, трагедия "Король Лир" Шекспира и роман Сервантеса о Дон Кихоте. Отсюда вынес он свой творческий идеализм, любовь к театру и ко всему фантастическому. Рано стал сочинять стихи и переводить немецких романтиков, но никому не показывал свои первые литературные опыты.
Фёдор Тетерников был учителем математики в провинции, потом переехал в столицу, стал печататься в журнале "Северный вестник". Критики отмечали простоту и тончайшие музыкально-поэтические образы в его лирике, прочили блестящее будущее.
Я — бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Неприятие социальной несправедливости, раздумья о повседневном и идеальном — вот излюбленные темы стихотворений Сологуба. Он сразу вошёл в литературу, будто очертил свой круг и не выходил из него, настолько неразличимы написанные в разные годы стихи поэта.
Тихие берега синего Лигоя, волшебно далёкая планета Ойле, сияющая звезда Маир были придуманы им, чтобы найти желанный исход из страдальческой земной жизни. Фантазии и мечты уводили замкнутого и сумрачного поэта от пошлости и убожества реальности. Во всём он был непохож на других: и внешностью, и биографией, и творчеством.
Роман "Мелкий бес" приносит Сологубу вполне заслуженную славу талантливого прозаика. Угрюмый и мрачный учитель Передонов, ненавидящий даже близких, подозревает их в зависти и ненависти к себе любимому (чем не Нарцисс!), постепенно деградирует и теряет рассудок. Предвестием конца становится появление пляшущей недотыкомки — символа зла и безумия.
... Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою, —
Помоги мне, таинственный друг!
Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами,
Или наотмашь, что ли, ударами,
Или словом заветным каким...
Очень необычны и грустны детские рассказы Сологуба. Их герои, как правило, это дети, ранимы, уязвимы и непонятны взрослым. В рассказе "Червяк" чудовищное воздействие на ребёнка оказывает угроза, что наказанием за провинность — разбитую чашку — будет червяк, который ночью заползёт в рот. Эта выдумка так пугает впечатлительную Ванду, что она мученически умирает.
У Сологуба много мифологических существ, всякой нежити, проникающей из фантазий в настоящую жизнь. В "Январском рассказе", например, мальчик Сима переживает о судьбе хозяина срубленной ёлки — ёлкиче, которого никто, кроме него, не видит. Никакие уговоры и песенки не помогают его прогнать. А в финале мальчик, бросившись спасать брата, гибнет от штыков солдат.
Прочитаем сказку "Мухомор в начальниках" и найдём излюбленные мотивы писателя.
Мухомор в начальниках
Из цикла "Сказочки"
Жил на свете мухомор.
Он был хитрый и знал, как устроиться получше: поступил в чиновники, служил долго, и сделался начальником.
Люди знали, что он не человек, а просто старый гриб, да и то поганый, но должны были его слушаться.
Мухомор ворчал, брюзжал, злился, брызгал слюной и портил все бумаги.
Вот один раз случилось, когда мухомор выходил из своей кареты, подбежал к тому месту босой мальчишка и закричал:
— Батюшки, какой большой мухомор да какой поганый!
Городовой хотел дать ему подзатыльника, да промахнулся.
А босой мальчишка схватил мухомора и так швырнул его в стену, что мухомор тут и рассыпался.
Босого мальчишку высекли, — нельзя же прощать такие шалости, — а только все в том городе были очень рады. И даже один глупый человек дал босому мальчишке на пряники.
Сказка эта и сегодня звучит весьма актуально: хитрость вся в том, что устроиться получше в жизни можно, только сделавшись чиновником. Какой абсурдный образ мухомора! И ворчит, и брюзжит, и злится, и бумаги портит... В нём воплощено всё низменное, безобразное, что есть в мире. Главное — об этом знают, но ничего поделать нельзя, слушаются поганого мухомора и терпят. Так, сочетая привычное с необычным, Сологуб утверждает, что преображение действительности возможно посредством смелого поступка — лишь слово погубит зло. Именно ребёнок, непосредственно воспринимающий окружающий мир, по мнению Сологуба, становится наиболее близок к пониманию светлых и тёмных сторон жизни.
Как видим, и в этой сказке Сологуб верен себе: первый мотив — босой мальчишка (знак бедности и свободы); второй — порка, мальчишку высекли (через боль физическую к отпущению грехов) и отблагодарили (метод кнута и пряника как воспитательное средство!).
Жена писателя Анастасия Николаевна Чеботаревская, литературный критик, переводчица Метерлинка, сумела счастливо и плодотворно организовать не только семейный быт, но и блестящий литературный салон, который посещали поэты, критики, актёры, режиссёры, художники, музыканты, философы, журналисты. Она была ревностной служительницей при знаменитом муже. Вместе с ней Сологуб обсуждал идеи новых произведений, писал пьесы, издавал журнал, собирал гостей в доме.
После революции Сологуб хотел покинуть Россию, но остался, занимался общественной деятельностью и уже не печатался. После трагической гибели жены поэт так и не смог оправиться, словно жизнь потеряла для него всю свою прелесть:
Каждый год я болен в декабре,
Не умею я без солнца жить...
Тьма меня погубит в декабре,
В декабре я перестану жить.
Литература
1. Русские писатели, ХХ век. Биобиблиографический словарь в 2 частях: часть 2, М-Я / Под ред. Н.Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998. - С.386-392.
2. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX - начала ХХ века и первой эмиграции: пособие для учителя. - М.: Изд. центр "Академия", 1998. - С.125-131.
3. Гарин И.И. Серебряный век: в 3 томах. Том 1. - М.: ТЕРРА, 1999. - С. 211-313.
4. Гавриш Т.Г. "Безрадостный гений"// Литература в школе. - М., 2004. - № 5. - С. 2-7.