2 марта 2013 года исполнилось 190 лет со дня рождения детского писателя, переводчика, журналиста и основоположника русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871). С датами вышла небольшая путаница: какой год считать годом рождения — то ли 1823, то ли 1824? Семья Ушинских уехала из Тулы в Полтаву через год после рождения Константина, а в архивах сведения затерялись.
Год смерти связан с расчётом дат по старому и новому стилям (умер Ушинский в декабре 1870, то есть в январе 1871 года, не пережив трагической гибели своего старшего сына Павла).
В юности Ушинский увлекался философией, историей, правом, естественными науками, изучал немецкий и французский языки. Имел прекрасную память, аналитический склад ума и независимый характер. Серьёзно занимался наукой в стенах Московского университета, начал преподавать в Демидовском лицее Ярославля, но попытка реформировать учебное заведение ему не удалась. Получая скудное жалованье, он прослужил несколько лет чиновником в петербургском департаменте, печатался в журналах и газетах.
Будучи инспектором классов в Гатчинском сиротском университете, Ушинский изучал педагогический опыт европейских стран, работал над статьями, книгами для чтения и хрестоматиями. Известность ему принёс сборник "Детский мир", состоящий из азбуки, упражнений, стихов, сказок и фрагментов художественных произведений.
За что бы ни брался Константин Дмитриевич, всё получалось: был подготовлен проект преобразований Смольного института, коренным образом изменился журнал министерства народного просвещения. Однако из-за различных причин, вынудивших оставить начатые дела, полностью сосредоточился на литературной деятельности.
В Швейцарии, находясь в длительной командировке, работал над составлением книг для первоначального обучения "Родное слово" и первых педагогических рекомендаций для наставников, обратился к фольклору, сам пересказывал народные сказки, отбирал оригинальные произведения русских поэтов и писателей.
Маленьким читателям писатель рассказывал о природе и путешествиях, животных и растениях, о родной стране и самых обычных предметах и явлениях жизни. Его тексты носили научно-познавательный и воспитательный характер, развивали логическое мышление и внимание, учили рассуждать, излагались в простой, доступной форме ("Как человек ездил по земле", "Как ездят без лошадей", "По воде на колёсах", "Как люди летают по воздуху", "Как рубашка в поле выросла"). Естественно, некоторые произведения устарели в техническом плане, но по ним вполне можно изучать историю цивилизации, культуры, техники.
Живое и образное повествование в рассказах "История одной яблоньки", "Бишка", "Четыре желания", "Ласточка", "Играющие собаки", "Ветер и солнце", "Гадюка", "Утренние лучи" таит мудрость, слагаемую веками, глубокий подтекст, скрытую гармонию, знакомит с бытом и укладом народа, его негласными законами, христианскими представлениями о мире и человеке.
Книги Ушинского были популярны и часто переиздавались, хотя было и такое, что признавались вредными и запрещались к использованию в учебных заведениях.
Испытывая всю свою жизнь материальные трудности, сопротивляясь болезни лёгких и тяжело преодолевая всякие жизненные препятствия, Ушинский находил время и для собственной семьи, стремился дать правильное воспитание своим пятерым детям.
Педагогические труды и художественные произведения Ушинского по-прежнему актуальны и полезны, а некоторые идеи стали классикой.
Из высказываний К. Ушинского
- Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...
- Человек рождён для труда, труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой его нравственности, и труд должен быть воспитателем человека.
- Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас.
- Заставьте ребёнка сидеть, он очень скоро устанет; лежать - то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности, и не устаёт ни на минуту.
- Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния.
Рассказы и притчи из книг К. Ушинского
Персики
Отец привёз из города пять персиков. Дети его в первый раз видели эти плоды и не могли насмотреться на хорошенькие яблоки с красными щёчками, покрытыми нежным пухом. Отец подарил каждому из детей своих по персику, а пятый отдал матери.
Вечером, когда дети собирались уже спать, отец спросил у них, вкусны ли показались им хорошенькие яблоки.
—Ах, очень, — отвечал старший сын, — моё было такое вкусное, сладкое, сочное. Я спрятал косточку, потом посажу её, и у меня вырастет целое дерево.
— Браво,— сказал отец, — ты будешь у меня хороший хозяин.
— Я свой тотчас же съел, — отвечал младший, — а косточку бросил. Матушка дала мне ещё половину своего. Какое вкусное яблочко: так и тает во рту!
— Ну, ты поступил не очень умно, — сказал отец, — но от тебя нельзя и требовать другого: время рассудка ещё придёт.
— Я, — сказал второй сын, — подобрал косточку, которую бросил младший брат, и разбил её. Там было превкусное зёрнышко. А персик мой я продал и взял за него столько денег, что когда поеду в город, то могу купить себе на них целую дюжину!
Отец покачал головою и сказал: «Умно, но не по-детски. Не дай бог сделаться тебе купцом. А ты, Эдмунд?» — спросил он, обращаясь к третьему сыну.
— Я отнёс мой персик, — отвечал Эдмунд, — сыну соседа, маленькому Георгу, который лежит в лихорадке. Он не хотел его брать: я положил персик к нему на постель и убежал.
— Скажите же мне теперь, кто сделал лучшее употребление из своего персика? — спросил отец.
— Брат Эдмунд! — отвечали все трое в один голос. Эдмунд же стоял и молчал. Мать обняла его со слезами на глазах.
Дедушка и внучек
Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колена тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом, то едва мог держать в руке ложку, проносил её мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили его в уголке за печкой, куда приносили ему скудную пищу в старой, глиняной миске.
У старика часто навёртывались слёзы на глаза, и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держали его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упрёками несчастному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши, поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно.
Несколько дней спустя, сын его и невестка увидели, что ребёнок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки.
— Что ты делаешь? — спросил его отец.
— Коробочку, — ответил он, — чтобы кормить из неё папашу с мамашей, когда они состарятся.
Муж и жена, молча, переглянулись, потом заплакали и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда больше не обращались с ним грубо.
Паук
Мальчик пошёл со своим отцом в виноградник. Там увидал он пчелу, запутавшуюся в паутину. Паук уже готовился вонзить свои ядовитые зубы в тело бедного насекомого, но мальчик разорвал сети хищника и освободил пчелу.
— Ты очень мало ценишь искусство этого насекомого, разрывая его хитрую сеть, — сказал отец мальчику.— Разве ты не видишь, как правильно и красиво переплетены эти тонкие ниточки?
— Я думаю, — отвечал мальчик, — что паук так искусно плетёт свою сеть для того, чтобы ловить в неё и потом убивать других насекомых, а пчёлка собирает мед и воск. Вот почему я освободил пчёлку и разрушил хитрое тканье паука.
Отцу понравилось суждение мальчика.
— Правда твоя, — сказал он сыну, — но, может быть, ты поступил с пауком не совсем справедливо. Развешивая свою ткань по ветвям винограда, он защищает зреющие кисти от мух и ос и истребляет вредных насекомых.
— Делает ли он это для того, — спросил мальчик,— чтобы сберечь для нас виноград, или для того, чтобы самому поживиться осами и мухами?
— Конечно, — отвечал отец, — ему нет дела до нашего винограда.
— В таком случае, — отвечал мальчик, — добро, которое делает паук, не может быть вменено ему в заслугу.
— Правда твоя, — отвечал отец, — мы должны благодарить за это природу, которая и вредных созданий умеет заставить делать добро и приносить пользу.
— Но скажите, батюшка, — продолжал мальчик,— почему паук в одиночку ткёт свою паутину, тогда как пчёлы целым обществом делают свои соты?
— Потому, — отвечал отец, — что только добрая цель может прочно соединять многих, союз злых разрушается сам собою.
Что знаешь, о том не спрашивай
Мужик воз сена везёт, а другой идёт ему навстречу.
— Здорово!
— Здорово!
— А что везёшь?
— Дрова.
— Какие дрова, ведь у тебя сено!
— А коли видишь, что сено, так зачем и спрашиваешь!
Тогда только мужик наш, почесав затылок, подумал про себя: «А ведь и вправду, для чего ж я спрашивал?»
Литература
1. Русские писатели. XIX век. Библиогр. слов. В 2 ч. Ч. 2. М-Я/ Под ред. П.А. Николаева. - 2 изд., дораб. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - С. 348-352.
2. Бойченко Г.Е. Ушинский К.Д. о нравственном воспитании на уроках русского языка/ Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 66-68.
3. К.Д. Ушинский и русская школа: беседы о великом педагоге/ Под общей ред. Е. Белозерцева. - М.: "Роман-газета", 1994.