Владимир Фёдорович Одоевский

Литератор, музыкант, философ-идеалист, педагог, чиновник, просветитель... Многие виды деятельности пытался охватить в своей жизни князь Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869), аристократ, потомственный дворянин, ведущий своё начало от Рюрика, двоюродный брат поэта-декабриста Александра Одоевского.

Образование Одоевский получил в Благородном пансионе при Московском университете, выбрав для себя изучение словесности и философии, закончил учёбу с большой золотой медалью и грандиозными планами на будущее. Тягу к философии Владимир реализовал в создании философского кружка "любомудров" и альманаха "Мнемозина". Его дом становится одним из самых посещаемых литературных салонов. С долей иронии С. Шевырев сказал об этом: «На диване у Одоевского пересидела вся русская литература». Бескорыстный хозяин вполне заслуженно снискал уважение в литературных кругах и приобрёл личные симпатии многих известных современников.

Владимир Одоевский не разделял идей декабристов, не участвовал в тайных обществах, отвергая любые насильственные перемены, но тем не менее приложил неимоверные усилия для смягчения участи двоюродного брата и друзей, и они видели в нём единомышленника.

Служба в Министерстве внутренних дел в Петербурге связана с благотворительной деятельностью Одоевского: открытием детских приютов, начальных училищ для крестьян, изданием научно-популярных книг для народа. Он не только помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея, но и председатель Общества бедных. Для одних он — западный прогрессист, для других — старовер-мистик. Сам же Владимир Фёдорович как истинный идеалист полагал, что служит людям и Отчизне.

Одоевский оставил заметный след в законодательстве, библиотечном деле, музыкальной критике, серьёзно увлечён был естествознанием, химией, электротехникой и даже кулинарией. И всё же литература оказалась более притягательной. Он публикует свои статьи, повести и рассказы в "Литературной газете", альманахе "Северные цветы", журналах "Современник" и "Отечественные записки", создаёт для крестьянства "Сельское чтение", выпускает "Детские книжки" для воскресных школ.

Владимир Фёдорович считал, что воздействовать на воспитанника можно убеждением, взывая к разуму, примерами из жизни, эстетическим влиянием музыки, живописи и литературы. Уважая личность ребёнка, опираясь на яркие фантазии детей, сочетая увлекательность изложения с простотой языка, Одоевский пишет свои "Пёстрые сказки".

Герой-рассказчик — alter ego автора — "магистр философии и член разных учёных обществ" Ириней Модестович Гомозейка не пересказывал уже известные сказки, а складывал новые, дополняя или изменяя знакомые традиционные сюжеты. С симпатией и иронией относится писатель к своему герою, сочинителю и собирателю сказочных историй, почтенному, но скромному человеку, учёному чудаку, очень похожему на самого Одоевского.

Фантастика, сатира, дидактика, философия, мистика, фольклор — всё нашло своё выражение в сказках дедушки Иринея. В одной из них приказной земского суда Севастьяныч (типичный бюрократ-взяточник!) решает проблему посетителя, который не имеет внешнего облика и просит вернуть своё утерянное тело. В другой сказке карты восстают против игроков и играют ими, перебирая масти столоначальников, начальников отделения. В третьей — непослушный мальчик пытается угодить невидимому Игоше (маленькому человечку в крестьянской рубашке, у которого не было ни рук, ни ног, а прыгает он всем туловищем) и совершает много дурных поступков.

Фантастическое превращение ждёт нас и в сказке, предупреждающей, как пагубно европейское влияние, как опасно доверять воспитание юной души "басурманам": став жертвой иностранного чародея, русская девушка превращается в куклу без чувств и мыслей.

«Купил — так лелей, одевай, утешай. Что мне за дело до твоей души и до твоего хозяйства! Видишь, я верна тебе, я не бегу от тебя — так будь же за то благодарен, мои ручки и ножки слабы; я хочу и люблю ничего не делать, ни думать, ни чувствовать, ни хозяйничать, — а твоё дело забавлять меня».

О судьбе и положении русской женщины, о бездушии светского общества Одоевский размышляет в повестях "Княжна Мими", "Княжна Зизи", "Катя, или История воспитанницы". О таинственных связях непознанного и сверхъестественного сочиняет мистические повести "Привидение", "Сильфида", "Саламандра". О гениальных и талантливых безумцах, о роли искусства пишет биографические этюды о Бахе, Бетховене.

Самыми любимыми и поныне остаются сказки "Мороз Иванович" и "Городок в табакерке". Эти сказки учат любознательности, скромности, бескорыстию, приветливости, уважению людей всех сословий, осуждают лень, жадность, равнодушие, строптивость, непослушание.

Трудолюбивая Рукодельница и минуточки не посидит, всякое дело в её руках спорится, а уж если упустила в колодец ведёрко, сама свою беду сумела поправить и убедилась, что вовсе не злой Мороз Иванович, а справедливый! Хоть угощенье принял и работать три дня заставил, а как умно объяснил, почему он в окна стучится и сидит весной в колодце, почему травка снегом прикрыта. Не досталось Ленивице ни серебряных пятаков, ни бриллиантовой булавочки. Вся-то награда ей — ледяная сосулька!

Интересны фантастические похождения маленького героя по игрушечному городку Динь-Динь в чудесной табакерке. Мальчик Миша движется постепенно вглубь, от незнания механического устройства к его узнаванию и открытию нового. Здесь свои законы и обычаи, всё разумно устроено. Есть царевна Пружинка, господин Валик, дядьки-молоточки.

Но разве счастливы его обитатели? Колокольчики жалуются, что у них нет книжек, картинок, уроков, родителей, надоело им такое однообразие. Герой жалеет бедных колокольчиков: они такие умные, добрые, а дядьки их постукивают. И тут же вспоминает о собственном надзирателе, который глаз с него не спускает и ругает за шалости.

Автор помогает маленькому Мише понять сложную для восприятия ребёнка философскую идею устройства общества: иерархия нужна для достижения гармонии. Царица толкает валик, валик вертится и цепляет молоточки, которые стучат по колокольчикам, из звона колокольчиков получается музыка. Герой убеждается, что вокруг столько занятного и увлекательного, интересно жить, когда хочешь понять непонятное.

Философские и фантастические сказки Одоевского всегда заканчиваются поучительной моралью. Не исключение и сказка о четырёх глухих. Её финал звучит очень современно:

«...бывают люди, большие и малые, которые хотя и не глухи, а не лучше других: что говоришь им — не слушают; в чём уверяешь, не понимают... Сделайте милость, друзья, не будьте глухи!»

 

Литература

1. Фризман Л.Г. Одоевский / Русские писатели. XIX век. Биобиблиогр. слов. Часть 2. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - С. 95-98.

2. Грязнова А.Т. Русская романтическая сказка ("Городок в табакерке" В.Ф. Одоевского) / Русский язык в школе. - 1996. - № 6. - С. 55-61.

3. Фёдоров А.В. Поиск истины. Владимир Фёдорович Одоевский / Литература в школе. - 2000. - № 6. - С. 14-21.

4. Шелестова З.А. "Нам даром, без труда ничего не достаётся...". Урок внеклассного чтения по сказкам В.Ф. Одоевского. V класс / Литература в школе. - 2003. - № 9. - С. 42-44.

Яндекс.Метрика