Какой конь самый красивый? Об этом точно можно узнать у писателя Бориса Алмазова.

Он большой любитель и знаток коней. В 1978 году выпустил энциклопедию «Прощайте и здравствуйте, кони!», в которой увлекательно рассказал, когда человек приручил коней, где и как использовал их в разные века, кто и как ездил, кто такие аргамаки и мустанги, Буцефал и Хирон…

А сейчас эта книга переиздана, расширена и дополнена фотографиями, красочными иллюстрациями и репродукциями картин. В ней 7 глав, повествующих об эволюции лошади, породах и масти, гужевом транспорте, о появлении ипподромов, истории о конях на арене цирка и в в кино. Самая же последняя глава содержит связанные с конями сведения из мифологии, сказок, литературы, искусства. По тому, с какой любовью автор пишет «лошадиную энциклопедию», видно, что восторг от общения с конями у него с годами не прошёл, и он по-прежнему удивляет своих читателей малоизученными и интересными фактами, ставит провокационные вопросы и предлагает заглянуть в историю, где встречается много необычных совпадений. Язык книги настолько лёгкий, что возникает ощущение близкого присутствия автора, ведущего с читателем беседу-диалог. С ним можно спорить, возражать и, конечно, узнавать новое. 

По мнению Бориса Алмазова, самый красивый конь — Конус из книги «Самый красивый конь». Высокого, тёмно-гнедого, тоненького и в то же время мускулистого коня с тёмно-фиолетовым глазом, который при повороте головы становился солнечно-янтарным, читатель запомнит, когда познакомится с первой книжкой писателя. Она принесла ему известность и убедила создавать новые произведения для детей.

В книгах «Я иду искать», «Посмотрите — я расту!», «Считаю до трёх!», «А и Б сидели на трубе» герой взрослеет, учится принимать решения без оглядки на взрослых, самостоятельно делая выбор между тем, что очень хочется, и тем, что нужно вопреки всему. Автор пишет о дружбе мальчишек и отношениях со взрослыми дома и в школе, о смелости и доброте, о сострадании и честности, о взаимовыручке и любви к животным (не только к коням, но и собакам).

Борис Алмазов — наш современник. Он родился в Ленинграде в 1944 году, его родители были родом из казачьей станицы и ещё в 1932 году, спасаясь от голода и репрессий на Дону, перебрались в город на Неве. Отец умер от ран, полученных в составе штрафного батальона при разминировании Кёнигсберга в 1946 году. Во время войны мать служила лейтенантом медицинской службы, получив серьёзные повреждения позвоночника, осталась инвалидом. Юноша занимался в музыкальной и художественной школах, посещал секцию конного спорта, учился в институте театра, музыки и кинематографии, увлекался журналистикой, потом работал в школе, где преподавал авторский курс по искусству. Узнать подробнее о жизни Бориса Алмазова поможет очерк его друга Георгия Аршинникова «Будем добры».

Георгий Аршинников

Будем добры

Шести лет он страшно боялся, что никогда не научится читать. Это казалось таким немыслимым, таким невероятным чудом, что, едва научившись читать, он сразу принялся писать: раз случилось одно чудо — получится и другое!

Его первый роман начинался внушительной фразой: «Наша станица стоит на высокой горе». И на этой же фразе... закончился: станица, где жил мальчуган, располагалась отнюдь не на горе, а наоборот — в низине.

Попытка была небольшой, посему и огорчение было недолгим. Но запомнилось и заставило призадуматься: так что же такое литература?

А станица-то его и на самом деле была просто замечательная. И люди в ней жили отважные, хваткие, щедрые и гордые. Из поколения в поколение передавались истории о славных деяниях предков.

Ещё до школы Боря Алмазов знал, что уже прапрапрадеды его верой и правдой служили Отчизне.

Его отец умер от ран, полученных в Великую Отечественную. Мать с начала войны с белофиннами и до 1944 года — медсестра на фронте.

Что должен делать единственный в роду оставшийся в живых мужчина? Конечно, тоже стать бойцом. И стать врачом — помогать людям, как мама. Другой судьбы мальчик не представлял.

Но какой казак не поёт? Шести лет Боря Алмазов был принят в ленинградскую Капеллу. Однако необходимо было учиться и жить в интернате. А мать не могла с ним расстаться. Тогда мальчик поступает в семилетнюю музыкальную школу и заканчивает её по классу скрипки.

Получать два образования сразу — штука нелёгкая. Особенно, когда хочется получить и третье — некоторое время Борис занимается ещё и скульптурой в художественной школе. Сил на всё не хватило и вот результат: семь троек в табеле.

Мать решила по-солдатски: на всё лето отдала его в пастухи. Четырнадцати лет он научился ездить верхом и, бывало, проводил в седле по 14—16 часов в сутки.

Когда он вернулся в школу, с удивлением понял: что-то случилось. «До этого,— вспоминает Борис,— со мной никто почти не дружил, и за дело: был я тогда хилым, сутулым и жутко высокомерным. А тут почувствовал, однокашники ко мне потянулись, им стало интересно со мной. Почему? Теперь я думаю потому, что за это пастушечье лето я лучше понял себя, понял людей... Главное, добрее стал».

Он заметил и другое: семья живёт трудно, ведь мужчины в доме нет. После девятого класса Борис пошёл на химический завод прибористом — не приняли по возрасту. Тогда он стал работать слесарем и достиг в этом деле 3-го разряда. Потом овладел специальностью токаря — а тоже интересно!

Пора выбирать институт. На семейном совете бабушка сказала: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на нелюбимое дело. Кем ты хочешь быть?» — «Актёром!» Борис поступил на актёрское отделение Ленинградского института театра музыки и кинематографии. А через месяц ушёл оттуда: решил, что недостаточно талантлив. Он стал рабочим сцены в институтском театре. А в свободное время ходил на лекции в университет, в пединститут, заглядывал в медицинский: мечта стать врачом влекла по-прежнему.

Кончилось так: он поступил на театроведческий факультет своего же института — вторым из абитуриентов! И сразу почувствовал: он на своём месте. По душе было всё: и предмет, и преподаватели, мастера своего дела. Учился Борис вечером, а днём работал массажистом. Потом была армия, служба в самых что ни на есть романтических войсках — в десанте, закалка на всю жизнь. После армии работа в геологических партиях на Крайнем Севере. Была мечта снова вернуться в конный спорт — он занимался в манеже с пятнадцати лет, но в 1972 году упал на соревнованиях и основательно повредил позвоночник...

Теперь, наверное, многие из вас воскликнут: «Ага, всё ясно! Борис Алмазов — конечно тот, кто написал книгу «Самый красивый конь». А сейчас вот и фильм такой вышел... Значит, он всё это про себя написал».

Тот самый — да. А вот только ли про себя — вопрос сложный. Верно, Борис Александрович Алмазов написал про учителя Бориса Степановича Хрусталёва. Правильно, Б.А. Алмазов тоже учитель и десятый год преподаёт в школе факультативный курс по истории искусств. Но и в книге, и в фильме — не близнецы автора, не его копии, а совсем другие люди, только в чём-то похожие на него. И тренер Борис Платоныч вобрал в себя черты четырёх реальных людей, тренировавших в разные годы Бориса Алмазова. Потому что копировать людей — не задача искусства. Его задача воспитывать людей. Воспитывать не поучениями, а красотой.

«Раскрыть глаза души человеческой призвано искусство»,— говорит Борис Алмазов.

...В Новый год за одним столом собрались разные знакомые и полузнакомые люди: кто-то пришёл сам, кто-то привёл приятеля. Тут были и врач, и токарь, и литератор, и химик, и журналист. Хозяин дома был широкоплеч, бородат, кудряв, и непрерывно веселил гостей, рассказывал байки, охотно брал гитару и пел любую песню, какую просили — от самой старинной, до последней эстрадной новинки.

Случилось так, что гость-журналист в какую-то паузу потолковал с хозяином и договорился о новой встрече. После неё на страницах газеты «Ленинские искры» было напечатано 20 очерков о культуре поведения под рубрикой «Ежели вы вежливы...» Как звали гостя — неважно, а вот хозяина и автора этих очерков звали Борис Алмазов.

На писателя не учат, писателями рождаются. А как ими становятся — вы уже прочли. Газета напечатала затем первую повесть Б. Алмазова «Самый красивый конь», потом его же «Чалых, гнедых, вороных» (очерки о лошадях и конниках), потом новую повесть «Деревянное царство». Первая повесть стала книгой и фильмом. В прошлом году опубликовал повесть «Посмотрите, я расту!» В том же году эта повесть получила премию Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей.

Борис Алмазов успел много. Вероятно, потому что ему и многое дано природой, родителями, наставниками, всей нашей советской страной. Есть такая пословица: «Если у человека слишком много способностей, пусть не расстраивается — он ещё может стать журналистом». Журналистом и профессиональным, Борис Алмазов стал давно. Писателем? Об этом вы вполне можете судить сами.

Часто, видя разносторонне одарённого человека, мы качаем головой: «И как это, зачем одному так много дано?» На этот вопрос может быть только один ответ: «Чтобы раздать всё это другим людям!»

— Когда я выступаю в школах,— говорит Борис Алмазов,— я часто спрашиваю ребят: «Какими вы хотите быть?» Отвечают: «Смелыми, умными, сильными...» И никто не говорит: «Добрыми». Однако спроси кого-нибудь: «Почему ты с тем-то дружишь?» Подумает и обязательно скажет: «Он добрый». Убеждён: доброта — самое главное качество человека, учить доброте — самая главная задача всех пишущих для детей.

Литература

  1. Аршинников Г. Будем добры // Искорка. — 1978. — № 1.
  2. Мельникова Мария Александровна //Я всю жизнь знал, что буду писателем… Беседа с писателем Борисом Алмазовым на сайте https://azbyka.ru/fiction/ja-vsju-zhizn-znal-chto-budu-pisatelem/
  3. Писатели нашего детства: Борис Алмазов на сайте https://sakhodb.ru/news/post/6201/
  4. 80-летие со дня рождения Бориса Алмазова на сайте https://ndbmarshak.ru/news/6221/

Яндекс.Метрика