Волшебство и превращение, сказочное и фантастическое идут рука об руку вот уже много веков.

Народное сознание давно грезило о кушаньях, которые берутся ниоткуда, летать по воздуху и бегать по земле быстрее ветра, быть невидимым и защищаться от врагом чем придётся, да хоть бы и гребешком, испить живой воды после мёртвой…

А теперь давайте домыслим: ролики и самокаты, машины и поезда, самолёты и корабли, космические ракеты доставят нас в пункт назначения; скатерть-самобранку раскинут курьеры; вылечат, но не подарят бессмертия доктора, роботы выполнят сложную работу от уборки до конструирования, а искусственный интеллект распознает лица, тексты, исправит ошибки и даже найдёт или сочинит желаемое.

Герой волшебных сказок жил в своей волшебной вселенной и неплохо в ней ориентировался, шёл туда, куда его посылали, приносил то, что заказывали. Ничто ему не казалось невероятным, не поддающимся человеческому разуму. Такое поведение свойственно и героям научной фантастики. За механической маской кибернетического существа вдруг проступают древние черты сказочного лица. Неслучайно роботы безуспешно пытаются стать человеком. Что ни говори, а налицо поистине волшебное преодоление границ человеческой природы, победа над невозможным.

Самый популярный мотив фантастической книги чем не сказка? Герой отправляется в неизвестный, чудесный мир. Его ждут интриги, сложный выбор, приключения, опасности, важные выводы и открытия.

Если обратиться к опыту научной фантастики Айзека Азимова, то в его мире легко заблудиться, как в лесных дебрях, неопытному первопроходцу.

В 1968 году американская ассоциация писателей-фантастов выбрала рассказ «Приход ночи» лучшим в истории жанра. Роман в новеллах «Я, робот» относится к одной из самых важных работ в истории фантастики. Сформулированные Азимовым три закона роботехники легли в основу науки об Искусственном интеллекте.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Искусственный интеллект советует нам начать знакомство с творчеством фантаста с произведениями «Сердобольные стервятники», «Робби» и «Камешек в небе».

«Сердобольные стервятники» рассказывает об инопланетной цивилизации, живущей мародёрством других планет, но при этом придерживающейся строгих этических правил относительно причинения вреда разумному существу собственными руками.

«Робби» знакомит нас с историей про немого робота-няньку и девочку Глорию. Это первый рассказ Азимова про роботов, из которого выросла вся серия.

«Камешек в небе» посвящён временам расцвета Транторской Империи, когда уже заселены миллионы миров и забыто даже само происхождение людей. 

С какого начать? С первого? Написанного в 1957 году? У этого рассказа странное название. В переводах на русский язык оно звучит по-разному: «Добрые стервятники», «Кисейные грифы». Сюжет таков: харриане, разумная цивилизация с невозможностью к насилию, последние 15 лет содержат базу на обратной стороне Луны, ожидая начала ядерной войны на Земле. Несмотря на свою нейтральность, они помогали другим народам после войн, взимая за это плату в виде природных ресурсов. Однако на Земле вместо конфликта продолжалась холодная война, что стало причиной их разочарования и ожиданий.

Чтобы понять человеческую логику, харриане похитили землянина, который сравнил их с грифами, ожидающими смерти, чтобы пожирать падаль. Вместо того чтобы пытаться остановить войну на Земле, харриане лишь ждут её завершения и хотят предложить свою помощь, что вызывает вопросы о их истинных намерениях и роли в конфликте. Похищенный инопланетянами человек назвал их «добрыми стервятниками», подобно этим птицам, они не пытаются предотвратить несчастье, а живут им. А в финале совестливые инопланетяне вдруг перестали паразитировать на войнах, потому что им стало стыдно за подобное своё поведение. Вот почему был отдан приказ демонтировать лунную базу.

Ну что же, с другими рассказами можно справиться и без моих подсказок. Однако сделаем паузу и познакомимся с автором – Айзеком Азимовым. Фамилия его удивительна и звучит по-русски, как Озимов. Да и имя как славянское Юрик, только искажённое.

Разгадка проста: писатель родился под Смоленском в еврейской семье в 1920 году, по приглашению родственников родители переехали в Америку и осели в Нью-Йоркском Бруклине, занимаясь мелкой торговлей в кондитерской лавке. Мальчик не знал русского языка, потому что дома говорили на иврите. Настоящее имя его – Исаак, а фамилия, видимо, образовалась из-за того, что отец в России торговал зерновыми – озимыми.

Весьма умный и трудолюбивый юноша окончил колледж, увлёкся химией, поступил в университет, но работу над диссертацией прервал, работая химиком в Филадельфии и помогая военным. Он считал, что это его скромный вклад в борьбу с нацистской Германией. Фантастика была ему интересна, как и наука. Это увлечение сделало его имя известным всему миру. Азимов написал книг больше, чем кто-либо ещё в научно-фантастическом жанре. Ему был интересен сам процесс написания произведений разных по стилям, жанрам, сюжетам. Фантаст он был трудолюбивый и очень изобретательный!

Известность пришла к двадцатилетнему молодому человеку после первой публикации в 1939 году. Эти первые рассказы о роботах впоследствии станут классикой научной фантастики. Ему удавалось создавать и научно-популярную литературу по физике, биохимии, астрономии, технике, истории. И не удивляйтесь! Сделать комментарий к Библии и «Потерянному раю» Мильтона! Он с удовольствием занимался изданием журнала по фантастике. Установка на эксперимент и научное познание позволила писателю создавать воображаемые миры и наглядные образы. Он использовал увлекательные сюжеты, смешав фантастическое с детективом, приключением, авантюрой. Ему удалось совместить интерес к будущему и доверие к возможностям науки, логику и фантазию и при этом утвердить приоритет нравственно- этических ценностей.

 «Мой читатель всегда знает, что именно случилось и почему. Даже если не все мотивы ясны ему сразу, он уверен, что в конце полная ясность наступит обязательно. Он знает также, что мой стиль будет неизменно четким и что повествование в целом окажется самосогласованным и логически завершенным», – так говорил Азимов о наиболее сильной стороне собственного творчества.

В трилогии «Установление» (в других переводах «Основание», «Академия»), написанной ещё в 1942 году, фантаст впервые сформулировал идею править миром с помощью санкций. Иначе говоря, это идея об управлении историей, когда некоей группой во имя блага человечества будущего за него и помимо него принимается ответственность за судьбы цивилизации и население целых планет приносится в жертву .

Сам писатель формулирует свою позицию устами героини антиутопии «Конец вечности»: «Любая система, которая... позволяет кучке людей принимать решения за всё человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность – синонимы посредственности». По мнению автора, прогресс невозможен без его человеческого содержания.

Очень хочется, чтобы страшные фантастические догадки Айзека Азимова в настоящей жизни не сбывались!

Литература

  1. Азимов А. Я, робот. – М.: Центрполиграф, 2003.
  2. Азимов А. Три закона роботехники. – М.: Мир, 1979.
  3. Левин А. Фантастика Айзека Азимова // Детская литература. – 1977. – № 8.
  4. Неёлов Е. Лёгкое дыхание волшебной сказки // Детская литература. – 1977. – № 8.

Яндекс.Метрика