Какова сегодня роль методического объединения в профессиональном становлении учителя? Методическое объединение воспринимается как целостная общность учителей, которая имеет свои цели и задачи, направления деятельности и программу развития.
Это проверенная временем форма сотрудничества и обмена опытом, распределения обязанностей и учёта реальных возможностей каждого учителя.
Сегодня каждый должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи:
- реализовывать образовательные программы,
- внедрять новые технологии;
- диагностировать уровень развития обучающихся,
- быть проводником в огромном «море» информации.
В этой связи особое значение приобретает методическое объединение учителей, способствующее развитию педагогического мастерства.
Одно из главных направлений в работе МО – информационно-консультативное.
Осуществляем рассылку официальных документов, методической литературы, объявлений о конкурсах. В целях освоения новых образовательных практик оказываем квалифицированную методическую помощь по вопросам технологии обучения.
Второе направление - опытно-экспериментальное.
Для успешного внедрения новых федеральных стандартов учителя принимают участие в создании технологического обеспечения учебных комплексов, участвуют в работе стажировочной площадки. Это полезный и необходимый опыт для повышения своей профессиональной подготовки.
В системе ведётся внеклассная работа по предмету, проводятся массовые мероприятия, занятия кружков и элективов. Прочно вошли в практику взаимопосещение уроков и обмен опытом.
Сегодня мы уже не можем обойтись без применения технических средств обучения как на уроках, так и во внеклассной работе. Из восьми кабинетов 4 обеспечены необходимой аппаратурой. Все учителя объединения - уверенные пользователи компьютерных систем, публикуют свои материалы в сетевых сообществах, на лицейском и предметном сайте РУСЛИТА.
Третье направление: организационно-методическая деятельность.
Учителя своевременно проходят курсовую подготовку, в том числе в качестве экспертов по проверке ОГЭ и ЕГЭ, посещают семинары, конференции, круглые столы-встречи с авторами учебников, работают по индивидуальным планам самообразования. Подготовка к аттестации осуществляется в течение нескольких лет и наиболее интенсивно в доаттестационный период, учителя участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Последнее направление: диагностическая и коррекционная деятельность.
Материалы для контроля по очередности готовятся индивидуально и в малых группах, формы отчётности сдаются всегда своевременно и динамично.
На протяжении ряда лет МО создавало условия для профессионального роста педагогов.
Какие условия мы использовали?
- взаимопомощь для повышения уровня продуктивности деятельности учителя.
- изучение и освоение новых педагогических технологий для развития профессиональной компетентности учителя.
- внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс для повышения качества обучения.
- стимулирование творческой потребности учителей в постоянном самообразовании.
Нам удалось выявить важные критерии эффективности деятельности МО – это технологичность, гибкость, оперативность и своевременность, конкретность рекомендаций, обоснованность и оптимальность действий.
Структура управления методобъединением отличается мобильностью и эффективным взаимодействием между коллегами. Общее руководство методобъединением осуществляет заместитель директора Шумакова Т.В. Это современный управленец и активный образовательный менеджер. Она мотивирует учителей собственным примером, применяет "мягкую силу" для решения проблемных ситуаций, сохраняет традиции и переводит деятельность объединения в режим постоянного и безостановочного развития.
Наше объединение возглавляла заслуженный учитель РФ Емельянова Л.Н. Мы знаем, как отечески опекала она молодых учителей, на высоком уровне руководила методической работой. Людмила Николаевна и сейчас продолжает идти в ногу с современностью, не боится инновационных трудностей, изучает информационные технологии, одна из первых начала участвовать в педагогических сообществах.
Продолжила её деятельность Гриценко И.И. Она руководила МО с 2005 по 2009 год, перевела с языка бумажного в электронный формат всю необходимую документацию, одна из первых реализовала идеи разновозрастных уроков, провела серию дистанционных уроков в режиме видеоконференции.
Елагина Н.И. выпустила несколько поколений обучающихся гуманитарного профиля. Власова И.Л. уверена, что проект должен быть «осязаемым»: результат можно увидеть, осмыслить и применить на практике. Основа технологии проектов – направленность на реальный продукт, который получается при решении значимой проблемы.
Горяйнова Н.С. формирует навыки публичного выступления. Литературно-музыкальные постановки надолго остаются в памяти не только тех, кто принимал в них активное участие, но и тех, кто был обычным зрителем.
При объяснении нового материала Прокудина Т.В. использует возможности ИКТ-технологий. При этом существенно меняется формы изучения нового.
Красочные опорные сигналы, которые использует Малыхина Ольга, притягивают, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, осмысленность представлений учеников об основных закономерностях и понятиях.
Гусенцова Л.Д. организует работу с текстом, используя возможности интеллект-карты. На уроках обучающиеся устанавливают логические связи между героями произведения, пытаясь понять авторскую позицию.
Внимание всех учителей МО направлено не только на тех учащихся, кто испытывает трудности в обучении, но и на одаренных детей, о чём свидетельствуют победители и призёры многочисленных олимпиад и творческих конкурсов различного уровня.
Что удалось сделать МО для повышения уровня профессиональной деятельности учителя?
Первое. Обогатили специальными знаниями и профессионально необходимыми умениями, вызвали потребность в саморазвитии, следовательно, повысили продуктивность педагогической деятельности.
Второе. Обеспечили сохранение лучших традиций и единство подходов в обучении.
В итоге создали новый опыт работы МО в школе, влияющий на профессионально значимые свойства учителя.