Предлагаем 7-9 разноплановых заданий для двух этапов школьной олимпиады по русскому языку в 9 классе.
РУССКИЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС
1 этап
№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!
Я знаю ее и ее июльское увлечение…
Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.
№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:
Антон – Антонов – Антоновна; Илья – Ильин – Ильинична; Гаврила – Гаврилов – Гавриловна; Иван – Иванов – Ивановна; Кузьма – Кузьмин – Кузьминична; Петр – Петров - Петровна; Никита – Никитин – Никитична; Фома – Фомин – Фоминична.
От одного из имён фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.
№3. Прочитайте слова с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.
Пасечник – это человек, который пасёт стадо.
Помощник – это человек, равный мне по мощи.
Денщик – это человек, который ест каждый день щи.
Погонщик – тот, кто носит погоны.
Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.
Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.
№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.
Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.
№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.
№7. Постройте словообразовательные цепочки.
Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.
№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
«Радиостанция, которую не стоит слушать»;
«Фильм, который не стоит смотреть».
№9. Истолкуйте лексическое значение слов.
Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.
2 этап
№1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд). В каких случаях употребление Ё всё же необходимо? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до её появления в алфавите?
№2. Какая связь существует между словами текст и текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?
№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.
№4. Чем объясняется комический эффект фразы?
Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.
№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.
Вчера вечером я покупал билет в Москву.
Вчера вечером я случайно встретил Костю.
Костина сестра училась со мной в одном классе.
Мы с Костей не виделись лет десять.
Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.
Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.
Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.
№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.