Изучение темы "Способы передачи чужой речи" направлено на решение двух основных задач: овладение грамматической нормой и совершенствование пунктуационных навыков.
Основные способы передачи чужой речи изучены обучающимися ещё в 5-8 классах. В 9 классе мы обобщаем все известные сведения и устанавливаем различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.
Авторы УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений (Образовательная система "Школа 2100", серия "Свободный ум"). - М.: Баласс, 2013.
Цели урока:
- обобщить сведения о способах передачи чужой речи, формировать понятие "синтаксические синонимы";
- выявить отличия в способах передачи чужой речи;
- совершенствовать умение пунктуационного оформления предложений, передающих чужую речь;
- развитие информационной компетентности учащихся, умения извлекать информацию и обрабатывать её;
- развитие навыков самоконтроля, адекватной самооценки;
- выбор ценностных ориентиров;
- формирование активной личностной позиции.
Сценарий урока русского языка в 9 классе
I. Оргмомент. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность.
Учитель приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха:
- Наша деятельность очень напоминает работу садовника на своём участке. Он сажает в землю семя, своей заботой и трудом даёт возможность пробиться молодому зелёному ростку, который в конце концов сможет превратиться в необыкновенный, радующий глаз цветок.
Посадим же и мы в благодатную почву нашего познания зерно сомнения, работой дадим движение ростку суждений и попытаемся получить необыкновенный плод под названием "истина". Желаю успеха!
Подготовка класса к работе. 2 минуты
Самоопределение (Личностные - далее Л.). Понимание необходимости учения (Л.). Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные - далее К.)
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: контроль качества выполнения индивидуального задания.
Учитель организует повторение знаний, закрепление умений, использует ИКТ. Проводит работу с текстом: лексическую, орфографическую, пунктуационную.
Ученики слушают текст, который выразительно читает ученик. Фронтально отвечают на вопросы, составляют схемы, обозначают орфограммы. Слушают устное высказывание, оценивают. Работают с этимологическим словарём. 10 минут
Целеполагание, планирование (Регулятивные - далее Р.). Построение речевого высказывания (К.). Установление причинно-следственных связей (Познавательные - далее П.). Умение точно, ясно высказывать свои мысли (К.). Регуляция речевого поведения (К.)
III. Пробное учебное действие и анализ причины затруднений.
Цель этапа: организация проблемной ситуации, осознание внутренней потребности к построению нового способа действий, обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?).
Фронтальная работа.
Учитель организует повторение имеющихся знаний, закрепление умений. Создаёт проблемную ситуацию.
- Найдите предложение, выражающее главную мысль.
- Составьте предложение с прямой речью.
- Замените его предложением с косвенной речью.
- Изменилось ли содержание этой речи?
- Как называются конструкции, имеющие одинаковое содержание, но выражающие его по-разному?
Ученики делают записи, анализируют примеры, сравнивают, создают схемы, выбирают способ решения, обобщают, делают выводы. 5 минут
Анализ объектов с целью выделения признаков (П.). Формулирование проблемы (П.). Умение выражать свои мысли (К.)
IV. Формулирование темы и цели урока. Исследование (решение проблемы, проект выхода из затруднения).
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
Учитель организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации, ведёт подводящий диалог.
- Подберите другие синонимические конструкции, передающие чужую речь.
- Проанализируйте схемы. Какие из предложений могут передавать чужую речь?
- Приведите примеры.
- Прочитайте предложения, выделите чужую речь.
- Какими способами она передаётся?
- Для каких целей служит каждый из этих способов?
- Какой будет тема урока?
- Попробуйте сформулировать цели урока по схеме "вспомнить → узнать → научиться".
Учитель организует физкультминутку (упражнения для глаз). Коллективное обсуждение проблемы.
Ученики выдвигают гипотезы. Обсуждают в группах, парах. Анализируют схемы, приводят примеры. Читают предложения. Устное высказывание. Записывают тему в тетрадях и на доске. Обсуждение в группах. Формулируют цели.
Умение анализировать языковой материал (П.). Целеполагание (Р.). Постановка вопросов (К.). Самостоятельная формулировка темы (П.). Формулирование цели (П.). Планирование (Р.). Прогнозирование (Р.).
V. Реализация проекта.
Цель этапа: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять, интерпретация текста.
Учитель организует индивидуальную работу, работу в группах. Устанавливает осознанность восприятия нового материала.
Консультирует.
Ученики самостоятельно читают правила, находят подтверждение предположений. Работа в группах. Поиск и обработка информации. Составление схем. Редактирование. Отбор учебного материала. Конструирование предложений. 7 минут
Решение проблемы, построение логических цепочек, рассуждений, доказательств (П. - моделирование). Сотрудничество в поиске и выборе информации (К.). Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П. - общеучеб.). Управление поведением партнера (К.).
VI. Социализация, афиширование результатов.
Цель этапа: социализация, предъявление результатов деятельности обучающихся в форме выступлений.
Включение нового способа действий в систему знаний.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Наблюдает, направляет учащихся на выполнение намеченного плана. Руководит обсуждением результатов. Контроль, коррекция.
Ученики слушают, делают выводы о проделанной работе. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения нового материала.
1 группа: конструирование предложений.
2 группа: подбор примеров к формулировке правила.
3 группа: составление предложений по схемам.
4 группа: построение схем предложений
5 группа: медиагруппа работает в медиацентре с консультантом (исследование роли предложений, передающих чужую речь, в художественной литературе).
Индивидуально: редактирование предложений.
Поиск и выделение необходимой информации. Умение работать с опорными схемами, умение структурировать полученные знания (П. - общеуч.). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К.)
VII. Включение нового в систему знаний и повторение.
Цель этапа: усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач.
Учитель организует выполнение обучающимися заданий на новый способ действия, на проверку решений по эталону; исправляет ошибки, уточняет неточности, создаёт ситуацию успеха.
Ученики пишут самостоятельно сочинение-миниатюру по данной цитате, включив её в текст одним из изученных способов передачи чужой речи.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р.). Самоопределение (Л.). Нравственно-эстетическое (Л.). Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р.)
VIII. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности всего класса.
Учитель организует рефлексию, самооценку результатов методом "закончи предложение":
- Тема урока была...
- Мы узнали, что разные конструкции предложений, передающих чужую речь, называются ...
- Выявили отличия в способах ...
- Научились пунктуационно оформлять ...
- Узнали о роли изученных предложений в ...
Ученики осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. Выбирают Д/З. 5 минут
Умение выражать свои мысли (К.). Рефлексия (Р.). Смыслообразование (Л.). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.)
IX. Домашнее задание.
Цель этапа: дать комментарий, пояснить задание.
1. Для всех: упр.29;
2. Индивидуально: сочинение-миниатюра по цитате П.А. Вяземского "Русский язык упрям: без постороннего труда не переупрямить его".
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист
Фамилия___________________________________________________
Тема урока_________________________________________________
I. Работа с текстом:
Вот пишут: «Малая родина…» Но что это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить и измерить её?
По-моему, малая родина – это окоём нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле.
Малая родина на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
Евгений Носов
1. Словарная работа _______________________________________
2. Найдите в тексте устаревшее слово _________________________,
подберите синоним __________________________________________
3. Выпишите из текста синонимы _____________________________
4. Выпишите предложения с вводным словом
__________________________________________________________
Постройте схему предложения ________________________________
5. Выпишите слова с приставками на -з и -с, обозначьте орфограмму
__________________________________________________________
6. Выпишите слова с -н-, -нн- в суффиксах, объясните орфограмму _________________________________________________________
7. Найдите предложение, выражающее главную мысль. Прочитайте.
8. Запишите это высказывание в качестве прямой речи ____________
__________________________________________________________
Запишите новое понятие (синтаксические синонимы)_______________
9. Прочитайте предложения:
• Малая родина, по мнению Е. Носова, на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
• Малая родина, как сказал Е. Носов, на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
• Е. Носов считал малую родину окоёмом своего детства.
Есть ли в этих предложениях чужая речь?
10. Постройте схемы предложений, передающих чужую речь.
1. ________________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
4. ________________________________
5. ________________________________
Задания по группам
1 группа
Нет счастья вне Родины.
К.Д. Воробьёв
Задание. Включите высказывание К.Д. Воробьёва в различные синтаксические синонимические конструкции, передающие чужую речь. При затруднении обращайтесь к учебнику. Сделайте вывод.
2 группа
Задание. Прочитайте глаголы, используемые в качестве слов автора. Какие из них стилистически нейтральны, а какие экспрессивны? Какие слова особенно характерны для художественных произведений и являются средством характеристики героев?
Распределите слова по колонкам.
Глаголы:
Сказал, спросил, ответил, гаркнул, требовал, прибавил, зарычал, прохрипел, предложил, пробасил, заорал, подтвердил, бормотал, молил, сознался, горланил, заметил, бубнил, расспрашивал.
Сделайте вывод.
3 группа
Задание. Прочитайте предложения с прямой речью. Определите стилистическую роль чужой речи и слов автора.
- У-ух, ну, здравствуйте! - шумным выдохом подытожила бабушка и бережно приподняла на руке кулика.
- Неуж! – удивилась она весело, уже живая праздником, родившимся от чудотворности её рук.
Запишите свои наблюдения.
4 группа
Задание. Подберите примеры из данных текстов к формулировкам правила. Запишите их.
1. ...Сеял человек хлеб, ронял зёрна в землю... Теперь он же роняет заветные слова в человеческие души. Я думаю, что, при всей насущности хлеба, высокое слово поэта о земле, о человеке в данном случае важнее». (Е. Носов «Слова, творящие праздник».)
2. Заглядываю девчонке в лицо и приветствую вопросом:
– И откуда такая вода голубая?
Девчонка, невольно оглянувшись, заговорила о самом синем море, голубых далях, серебряных берегах… (Е. Носов «Майским утром».)
3. Все – и медперсонал, и мы, раненые, со дня на день, с часу на час ожидали близкой победы. По сообщениям не выключавшегося даже ночью радио, пал Будапешт, была взята Вена. Было видно, что теперь кончится без нас. (Е. Носов «Красное вино победы».)
5 группа
Задание.
1. Изучите самостоятельно тему «Способы передачи чужой речи» Воспользуйтесь либо учебником, либо материалами сайта http://www.gramota.ru/
2. Исследуйте отрывок из рассказа Е. Носова «Варька». Какие способы передачи чужой речи использует автор?
3. Замените прямую речь другими способами передачи чужой речи.
4. Сделайте выводы после проделанного исследования: с какой целью автор использует чужую речь?
На уроке используется презентация.
Скачать презентацию (файл ppt, размер 2,85 МБ).