Моя малая родина

Изучение темы "Способы передачи чужой речи" направлено на решение двух основных задач: овладение грамматической нормой и совершенствование пунктуационных навыков.

Основные способы передачи чужой речи изучены обучающимися ещё в 5-8 классах. В 9 классе мы обобщаем все известные сведения и устанавливаем различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.

Авторы УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений (Образовательная система "Школа 2100", серия "Свободный ум"). - М.: Баласс, 2013.

Цели урока:

  • обобщить сведения о способах передачи чужой речи, формировать понятие "синтаксические синонимы";
  • выявить отличия в способах передачи чужой речи;
  • совершенствовать умение пунктуационного оформления предложений, передающих чужую речь;
  • развитие информационной компетентности учащихся, умения извлекать информацию и обрабатывать её;
  • развитие навыков самоконтроля, адекватной самооценки;
  • выбор ценностных ориентиров;
  • формирование активной личностной позиции.

 

Сценарий урока русского языка в 9 классе

I. Оргмомент. Мотивация к деятельности.

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность.

Учитель приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха:

- Наша деятельность очень напоминает работу садовника на своём участке. Он сажает в землю семя, своей заботой и трудом даёт возможность пробиться молодому зелёному ростку, который в конце концов сможет превратиться в необыкновенный, радующий глаз цветок.

Посадим же и мы в благодатную почву нашего познания зерно сомнения, работой дадим движение ростку суждений и попытаемся получить необыкновенный плод под названием "истина". Желаю успеха!

Подготовка класса к работе. 2 минуты

Самоопределение (Личностные - далее Л.). Понимание необходимости учения (Л.). Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные - далее К.)

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: контроль качества выполнения индивидуального задания.

Учитель организует повторение знаний, закрепление умений, использует ИКТ. Проводит работу с текстом: лексическую, орфографическую, пунктуационную.

Ученики слушают текст, который выразительно читает ученик. Фронтально отвечают на вопросы, составляют схемы, обозначают орфограммы. Слушают устное высказывание, оценивают. Работают с этимологическим словарём. 10 минут

Целеполагание, планирование (Регулятивные - далее Р.). Построение речевого высказывания (К.). Установление причинно-следственных связей (Познавательные - далее П.). Умение точно, ясно высказывать свои мысли (К.). Регуляция речевого поведения (К.)

III. Пробное учебное действие и анализ причины затруднений.

Цель этапа: организация проблемной ситуации, осознание внутренней потребности к построению нового способа действий, обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?).

Фронтальная работа.

Учитель организует повторение имеющихся знаний, закрепление умений. Создаёт проблемную ситуацию.

- Найдите предложение, выражающее главную мысль.

- Составьте предложение с прямой речью.

- Замените его предложением с косвенной речью.

- Изменилось ли содержание этой речи?

- Как называются конструкции, имеющие одинаковое содержание, но выражающие его по-разному?

Ученики делают записи, анализируют примеры, сравнивают, создают схемы, выбирают способ решения, обобщают, делают выводы. 5 минут

Анализ объектов с целью выделения признаков (П.). Формулирование проблемы (П.). Умение выражать свои мысли (К.)

IV. Формулирование темы и цели урока. Исследование (решение проблемы, проект выхода из затруднения).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Учитель организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации, ведёт подводящий диалог.

- Подберите другие синонимические конструкции, передающие чужую речь.

- Проанализируйте схемы. Какие из предложений могут передавать чужую речь?

- Приведите примеры.

- Прочитайте предложения, выделите чужую речь.

- Какими способами она передаётся?

- Для каких целей служит каждый из этих способов?

- Какой будет тема урока?

- Попробуйте сформулировать цели урока по схеме "вспомнить → узнать → научиться".

Учитель организует физкультминутку (упражнения для глаз). Коллективное обсуждение проблемы.

Ученики выдвигают гипотезы. Обсуждают в группах, парах. Анализируют схемы, приводят примеры. Читают предложения. Устное высказывание. Записывают тему в тетрадях и на доске. Обсуждение в группах. Формулируют цели.

Умение анализировать языковой материал (П.). Целеполагание (Р.). Постановка вопросов (К.). Самостоятельная формулировка темы (П.). Формулирование цели (П.). Планирование (Р.). Прогнозирование (Р.).

V. Реализация проекта.

Цель этапа: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять, интерпретация текста.

Учитель организует индивидуальную работу, работу в группах. Устанавливает осознанность восприятия нового материала.
Консультирует.

Ученики самостоятельно читают правила, находят подтверждение предположений. Работа в группах. Поиск и обработка информации. Составление схем. Редактирование. Отбор учебного материала. Конструирование предложений. 7 минут

Решение проблемы, построение логических цепочек, рассуждений, доказательств (П. - моделирование). Сотрудничество в поиске и выборе информации (К.). Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П. - общеучеб.). Управление поведением партнера (К.).

VI. Социализация, афиширование результатов.

Цель этапа: социализация, предъявление результатов деятельности обучающихся в форме выступлений.

Включение нового способа действий в систему знаний.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Наблюдает, направляет учащихся на выполнение намеченного плана. Руководит обсуждением результатов. Контроль, коррекция.

Ученики слушают, делают выводы о проделанной работе. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения нового материала.

1 группа: конструирование предложений.

2 группа: подбор примеров к формулировке правила.

3 группа: составление предложений по схемам.

4 группа: построение схем предложений

5 группа: медиагруппа работает в медиацентре с консультантом (исследование роли предложений, передающих чужую речь, в художественной литературе).

Индивидуально: редактирование предложений.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение работать с опорными схемами, умение структурировать полученные знания (П. - общеуч.). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К.)

VII. Включение нового в систему знаний и повторение.

Цель этапа: усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач.

Учитель организует выполнение обучающимися заданий на новый способ действия, на проверку решений по эталону; исправляет ошибки, уточняет неточности, создаёт ситуацию успеха.

Ученики пишут самостоятельно сочинение-миниатюру по данной цитате, включив её в текст одним из изученных способов передачи чужой речи. 

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р.). Самоопределение (Л.). Нравственно-эстетическое (Л.).  Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р.)

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности всего класса.

Учитель организует рефлексию, самооценку результатов методом "закончи предложение":

- Тема урока была...

- Мы узнали, что разные конструкции предложений, передающих чужую речь, называются ...

- Выявили отличия в способах ...

- Научились пунктуационно оформлять ...

- Узнали о роли изученных предложений в ...

Ученики осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. Выбирают Д/З. 5 минут

Умение выражать свои мысли (К.). Рефлексия (Р.). Смыслообразование (Л.). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.)

IX. Домашнее задание.

Цель этапа: дать комментарий, пояснить задание.

1. Для всех: упр.29;

2. Индивидуально: сочинение-миниатюра по цитате П.А. Вяземского "Русский язык упрям: без постороннего труда не переупрямить его".

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист

Фамилия___________________________________________________

Тема урока_________________________________________________

I. Работа с текстом:

Вот пишут: «Малая родина…» Но что  это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить и измерить её?

По-моему, малая родина – это окоём нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле.

Малая родина на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.

Евгений Носов

 

1. Словарная работа _______________________________________

2. Найдите в тексте устаревшее слово _________________________,
подберите синоним __________________________________________

3. Выпишите из текста синонимы _____________________________

4. Выпишите предложения с вводным словом
__________________________________________________________
Постройте схему предложения ________________________________

5. Выпишите слова с приставками на -з и -с, обозначьте орфограмму
__________________________________________________________

6. Выпишите слова с -н-, -нн- в суффиксах, объясните орфограмму _________________________________________________________

7. Найдите предложение, выражающее главную мысль. Прочитайте.

8. Запишите это высказывание в качестве прямой речи ____________

__________________________________________________________

Запишите новое понятие (синтаксические синонимы)_______________

9. Прочитайте предложения:

• Малая родина, по мнению Е. Носова, на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
• Малая родина, как сказал Е. Носов, на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
• Е. Носов считал малую родину окоёмом своего детства.

Есть ли в этих предложениях чужая речь?

10. Постройте схемы предложений, передающих чужую речь.

1. ________________________________      
2. ________________________________      
3. ________________________________
4. ________________________________
5. ________________________________

 

Задания по группам

1 группа

Нет счастья вне Родины.

К.Д. Воробьёв

Задание. Включите высказывание К.Д. Воробьёва в различные синтаксические синонимические конструкции, передающие чужую речь. При затруднении обращайтесь к учебнику. Сделайте вывод.

 

2 группа

Задание. Прочитайте глаголы, используемые в качестве слов автора. Какие  из них стилистически нейтральны, а какие экспрессивны? Какие слова особенно характерны для художественных  произведений и являются средством характеристики героев?

Распределите слова по колонкам.

Глаголы:   

Сказал, спросил, ответил, гаркнул, требовал, прибавил, зарычал, прохрипел, предложил, пробасил, заорал, подтвердил, бормотал, молил, сознался, горланил, заметил, бубнил, расспрашивал.

Сделайте вывод.

 

3 группа

Задание. Прочитайте предложения с прямой речью. Определите стилистическую роль чужой речи и слов автора.

- У-ух, ну, здравствуйте! - шумным выдохом подытожила бабушка и бережно приподняла на руке кулика.

- Неуж! – удивилась она весело, уже живая праздником, родившимся от чудотворности её рук.

Запишите свои наблюдения.

 

4 группа

Задание. Подберите примеры из данных текстов к формулировкам правила. Запишите их.

1. ...Сеял человек хлеб, ронял зёрна в землю... Теперь он же роняет заветные слова в человеческие души. Я думаю, что, при всей насущности хлеба, высокое слово поэта о земле, о человеке в данном случае важнее». (Е. Носов «Слова, творящие праздник».)

2.  Заглядываю девчонке в лицо и приветствую вопросом:
– И откуда такая вода голубая?
Девчонка, невольно оглянувшись, заговорила о самом синем море, голубых далях, серебряных берегах… (Е. Носов «Майским утром».)

3. Все – и медперсонал, и мы, раненые, со дня на день, с часу на час ожидали близкой победы. По сообщениям не выключавшегося даже ночью радио, пал Будапешт, была взята Вена. Было видно, что теперь кончится без нас. (Е. Носов «Красное вино победы».)

 

5 группа

Задание.

1. Изучите самостоятельно тему «Способы передачи чужой речи» Воспользуйтесь либо учебником, либо материалами сайта http://www.gramota.ru/

2. Исследуйте отрывок из рассказа Е. Носова «Варька». Какие способы передачи чужой речи использует автор?

3. Замените прямую речь другими способами передачи чужой речи.

4. Сделайте выводы после проделанного исследования: с какой целью автор использует чужую речь?

 

На уроке используется презентация.

Скачать презентацию (файл ppt, размер 2,85 МБ).

Яндекс.Метрика