Предлагаем познакомиться с исследовательским проектом «История развития школьных библиотек в России с зарождения до настоящего времени».

Знакомство с нашим проектом начинаем с его паспорта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «История развития школьных библиотек в России с зарождения до настоящего времени».

Аннотация проекта: История возникновения и развития школьных библиотек тесно связана с развитием отечественного  образования. Это прослеживается и в современном периоде времени, когда облик библиотек  определяют новые носители информации и современные технологии.

Цель проекта: изучить процесс становления и развития школьных библиотек в России как структурного подразделения образовательного учреждения.

Задачи:

  1. рассмотреть исторический процесс возникновения  библиотек в учреждениях образования;
  2. изучить деятельность современной школьной  библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения;
  3. вспомнить историю и  рассмотреть роль библиотеки лицея в жизни образовательного учреждения.

Объект исследования: школьные библиотеки на разных этапах развития, летопись библиотеки МБОУ «Лицей № 21» города Курска

Предмет исследования: этапы развития школьных библиотек

Методы исследования: изучение литературы, сбор информации, интервьюирование, анализ.

Практическая значимость работы состоит в том, что проект можно использовать для привлечения внимания школьных библиотекарей и учителей к истории и развитию школьных библиотек с XI  до XXI вв.

 

Содержание

Введение 

Глава 1. История возникновения школьных библиотек  в России 

1.1 Зарождение библиотечного дела на рубеже Х-ХVII вв.

1.2 Формирование школьных библиотек в XVIII-XIX вв.

1.3 Развитие школьных библиотек в XIX – начале XX в.

Глава 2. Школьные библиотеки XX-XXI в.

2.1 Преобразовательный период школьных библиотек (конца XX – начала XXI века)

2.2 Новые структурные преобразования на базе школьной библиотеки

Глава 3. Летопись школьной библиотеки МБОУ «Лицей № 21» 

3.1 История образования библиотеки 

3.2 Воспоминания работников лицея о становлении школьной библиотеки 

3.3 Библиотека лицея на современном этапе 

Заключение 

Список литературы 

Введение

История возникновения и развития школьных библиотек тесно связана с развитием отечественного  образования. Это прослеживается и в современном периоде времени, когда облик библиотек  определяют новые носители информации и современные технологии.

Библиотека – это кладезь накопленного человеческого опыта, знаний. Даже в условиях современной компьютеризации школьная библиотека продолжает оставаться «тихим уголком» для личного общения с книгами, справочной литературой, журналами и газетами. Никакой компьютер не  заменит живое общение с книгой. Сейчас очень трудно представить современную школу без школьной библиотеки. А ведь были времена, когда при школах библиотек вообще не было.

 Появление в России школьных библиотек как особого типа учебных библиотек относится к концу XVII века. Формирование и развитие библиотек при учреждениях образования  приходится на конец XVIII – начало XIX вв. Большие изменения коснулись школьных библиотек в 30-е годы XX века, когда был принят ряд постановлений правительства о расширении и укомплектовании учебных библиотек литературой. В 70-е годы продолжается поддержка библиотек образования, было введено типовое «Положение о школьной библиотеке», именно в эти годы  обучающиеся обеспечиваются бесплатными учебниками и большое внимание уделяется  формированию фонда  художественной и отраслевой литературы.

Школьная библиотека в  XXI веке не только обеспечивает текущий учебный процесс литературой, руководит чтением школьников, но и является сегодня ресурсной базой обновления школьного образования, школьным информационно-библиотечным центром для учителей и учеников.

 

Глава 1. История возникновения школьных библиотек в России

1.1 Зарождение библиотечного дела на рубеже Х ХVII вв.

Развитие массовой письменной культуры стало следствием принятия христианства на Руси. Это облегчило процесс первоначального школьного образования. Многочисленные источники говорят о том, что школы существовали во многих городах Древней Руси уже в XI–XII веках. Книжные знания были в основном достоянием привилегированного класса феодального общества и духовенства.

Рассмотрим значение библиотечного дела в целом для российского образования. В Киевской Руси обычно при монастырях существовали библиотеки. Крупные библиотеки, сложившиеся при академии Ярослава Мудрого в стенах Печерского Киевского монастыря, Новгородского Софийского собора и в других крупных монастырях, соборах, княжеских резиденциях, были базой относительно широкой просветительской и школьной деятельности. В последующий период отечественной истории распространение книжного образования было существенно затруднено объективными факторами, в основном связанными с участием Руси в многочисленных войнах. Особенно пагубные последствия для развития отечественного образования имело нашествие татаро-монгольских завоевателей и разгром русских городов в XIII веке: прекратили свою образовательную деятельность училища и школы, были уничтожены библиотеки. Поэтому до наших дней сохранилась лишь незначительная часть книг средневекового периода: от XIII–XIV веков до нас дошло 583 рукописные книги, тогда как только в период XI – XIII веков на Руси обращалось, по предположениям ученых, 85 000 только церковных книг [9].

Церковное образование в этот период было единственным для всех: представителей богатых и бедных сословий, мальчиков и девочек. Процесс образования заключался в изучении Священного писания и церковно-богослужебных книг, учителями были духовные и светские лица. Собрание книг размещалось непосредственно в классной комнате или комнате учителя, и именно учитель выдавал книги ученикам. В этот период школьной библиотеки как системы практически нет, поскольку в ее структуре такие элементы, как персонал и материально техническая база, организованы по-иному. Учитель выполнял роль библиотекаря, а материально-техническая база была сведена к минимуму: шкафам или полкам в классной комнате.

Появление в России школьных библиотек как особого типа учебных библиотек относится к концу XVII века. Открытые в Москве так называемые «гимнасионы» являлись светскими учебными заведениями, но их количество было невелико. В дальнейшем библиотеки создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, средних и низших учебных заведениях, церковно-приходских школах и других учебных заведениях. Сеть школьных библиотек соответствовала структуре образования и образовательных учреждений в России.

1.2 Формирование школьных библиотек в  ХVIII – ХIХ вв.

В ХVIII веке в России положено начало формированию государственной системы образования. Для каждого сословия создавались свои школы, при которых появлялись библиотеки. Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков в «Пропозициях» (1712 г.) вносил предложение о создании в России академий-гимназий, а при них обязательно наличие библиотек с книгами на разных языках и о разных науках [2]. Ф. Прокопович в «Духовном регламенте» (1721 г.) отводил большую роль библиотекам при учебном заведении [2]. М.В. Ломоносов большое значение придавал обеспечению учебной литературой каждого ученика и тем самым способствовал организации в школе пунктов выдачи книг, то есть библиотек.     

В 1812 году создается Царскосельский лицей с богатой библиотекой. Надо отметить, что библиотека Царскосельского лицея – первая модель школьной библиотеки, подробно описанная в печатных источниках. Она характеризуется наличием таких элементов, как фонд и материально-техническая база  [3].

Увеличение фонда влечет за собой необходимость в создании специального помещения для книгохранения и, следовательно, должен появиться человек, который бы присматривал за фондом, вел учет, выдавал книги. Это еще не библиотекарь, а, скорее, смотритель, полномочия которого ограничивались хранением, выдачей книг и их сбором. Такие функции мог выполнять и учитель или завхоз по совместительству, библиотекаря как штатного работника еще нет.

1.3 Развитие школьных библиотек в конце ХIХ – середина ХХ вв.

В конце 1850-х – начале 1860-х гг., возникла мысль об учреждении библиотек при церквях, вышло предписание заводить духовные книги для чтения. В результате при приходах стал появляться определенный набор книг, начинается практическая организация церковных библиотек. Позже, в 70-80-е годы, церковь и местные власти в первую очередь старались создавать школы, на библиотеки просто не хватало средств, они были преимущественно школьными. Осуществлялась рассылка комплектов книг для приходов. Так, в 1894 году 6 тысяч приходов получили книги, тем самым положив начало образованию там библиотек.

В архивах этого периода хранятся отчеты о деятельности образовательных учреждений, в которых упоминаются школьные библиотеки. В музеях старых образовательных учреждений находятся печатные и фотографические материалы о деятельности библиотек и их участии в учебно-воспитательном процессе школы. В это время появляется сотрудник библиотеки – библиотекарь, это  указывает на то, что библиотека становится структурным подразделением образовательного учреждения и начинает функционировать как отдельная система. Она наделяется информационными, образовательными, воспитательными функциями и становится полноправным участником учебно-воспитательного процесса.

К концу XIX века библиотеки существовали в 2/3 школ. Прогрессивная демократическая общественность ставила вопрос об обеспечении школьных библиотек необходимыми книгами. Организовывались книжные склады, через которые  можно было получать книги, учебники и письменные принадлежности.

В 1914 году в России было около 76 тыс. библиотек, большинство из которых находились при гимназиях, городских училищах и земских школах (до 78%). После Октябрьской социалистической революции декретом СНК РСФСР (от 3 ноября 1920 года) школьные  библиотеки  были включены в единую государственную  библиотечную сеть. Большую роль школьных библиотек в воспитании и обучении детей подчёркивала в своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская. При её активном участии было подготовлено принятое в 1936 СНК СССР постановление «О развёртывании сети школьных библиотек и изданий литературы для них», создавшее необходимые условия для расширения сети школьных  библиотек  и улучшения их снабжения литературой для детей.[5]

Как свидетельствуют архивные документы, начиная с 1937 года проведено  доукомплектование уже существующих при школах ученических библиотек и началось создание ученических библиотек во всех начальных, неполных средних и средних школах, в которых ученических библиотек не имеется. Постановлением СНК СССР для библиотек всех школ  – начальных, неполных средних и средних – дана на 1937 г. огромная сумма в 70 млн. рублей и указано о напечатании для этих библиотек 42.500 тысяч книг.[4]

Кроме того, было решено, что в сметах школ ежегодно должны предусматриваться специальные ассигнования на школьные библиотеки. Наркомпросам союзных республик поручалось утверждение списков книг, рекомендуемых или допускаемых в школьные библиотеки. Таким образом, к началу 1939 г. число школьных библиотек увеличилось более чем в 3 раза и составило 144,4 тысяч, а книжный фонд всех школьных библиотек возрос более чем в 2 раза и достиг почти 60 миллионов книг.

Великая Отечественная война внесла серьезные изменения в состояние и организацию библиотечной сети. С первых ее дней условия работы библиотек резко осложнились. Большое количество школ, а с ними и  школьных библиотек было разрушено при налетах фашистской авиации и во время боевых действий. Сеть школьных библиотек была полностью восстановлена в послевоенной пятилетке и в 1950 г. превысила довоенные размеры на 15%. Руководством к действию для школьных библиотек явились постановления партии и правительства о школе, принятые в 60 – 70-е гг.

В 70-е годы ХХ века были опубликованы и введены в действие ряд постановлений, касающихся школьных библиотек, а именно: письмо Министерства Просвещения СССР от 14 мая 1975 года «О введении типового положения о школьной библиотеке», в котором определялись задачи и содержание работы школьной библиотеки, функции и обязанности школьного библиотекаря, определялся минимум библиотечной техники для школьных библиотек; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 ноября 1977 года «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ», в соответствии с которым  во всех школах страны были созданы библиотечные фонды учебников. На школьные библиотеки возложены функции распределения учебников в классах. В это время школьные  библиотеки развивают и углубляют интерес школьников к книге, к чтению.

Дети помогают библиотекарям в работе с книгами, учатся проводить беседы, обзоры. Вместе с пионерской и комсомольской организациями школы библиотеки участвуют в воспитании общественной активности детей, вместе с учителями руководят внеклассным чтением. В книжный фонд входят  художественная детская и педагогическая литература, научно-популярные издания, методические пособия, периодика. Библиотекари устраивают выставки, составляют рекомендательные списки, картотеки, помогают учащимся усвоить основы библиотечных знаний. К середине 70-х г.  библиотеки существуют в каждой школе (в 1979 – свыше 150 тыс. школьных библиотек).

В советское время учебные пособия по библиотечному делу рассматривают школьные библиотеки уже как отдельный тип библиотек. С 1984 г. для них действует специализированный научно-методический центр (ГНПБ им.К.Д. Ушинского АПН СССР), выходят специальные учебные, методические, справочные пособия.

Подводя итог вышесказанному, делаем вывод: своего рода школьные библиотеки зародились еще в XI в. при храмах и монастырях, а становление  и развитие их можно отнести к XVII в., когда началась формироваться государственная система образования. Наибольшее значение школьные библиотеки приобрели в 30-х годах XX в., когда вступили в силу ряд постановлений о расширении сети школьных библиотек и улучшении снабжения их литературой.

Глава 2. Школьные библиотеки в настоящее время

2.1 Преобразовательный период школьных библиотек в конце ХХ – начале XXI вв.

Начало 90-х гг. – тяжелое время для библиотек. Экономические трудности, инфляция, сложности с книгоснабжением и книгоизданием до сих пор дают о себе знать. После распада СССР в особенно сложном положении оказались библиотеки союзных министерств и ведомств. Многие партийные, профсоюзные, заводские библиотеки перестали существовать.

К концу 90-х годов ХХ века развитие  школьных библиотек становится неустойчивым. Образовательные вызовы постиндустриального общества диктуют необходимость их модернизации. В начале двухтысячных годов появляются профессиональные периодические издания (газета «Библиотека в школе», журнал «Школьная библиотека»), к середине – создаются общественные библиотечные организации (секция в РБА, Русская школьная библиотечная ассоциация и их региональные отделения).

В образовательной организации школьная библиотека становится своего рода центром управления образовательными и информационными ресурсами. На базе школьной библиотеки предоставляется возможность организовать новые структурные образования: медиатеку, пресс-службу, сектор связей с общественностью, сектор фандрайзинга и т. п. Многократно возросло количество печатной продукции, посвященной теории и практике библиотечного дела. Серьезное развитие получила вся система высшего и среднего библиотечного образования. Значительно возрос международный авторитет библиотечной науки.

В XXI веке книга перестает быть основным носителем информации. Более универсальным средством на ее месте оказываются электронные носители. Аккумулирование, хранение и дистрибуция информации становится функцией компьютеров огромной мощности (серверов), способных объединяться в сети и доступные индивидуальным пользователям в любой точке мировой компьютерной сети Интернет. Это обстоятельство решительно меняет характер работы библиотек. Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс, руководит чтением школьников, но уже становится ресурсной базой для обновления школьного образования, информационным центром для учителей и учеников. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.

Началом процесса моделирования школьной библиотеки можно считать ряд материалов, опубликованных к середине первого десятилетия XXI века. Одним из первых документов, констатирующих тот факт, что «новые модели образования требуют и новых моделей школьных библиотек», стала аналитическая записка, подготовленная Отделом библиотек, медиатек и информационного обеспечения Министерства образования России по итогам паспортизации библиотек образовательных организаций страны, проведённой в течение 2002 года [7]. В ней отмечалась потребность школьных библиотек в «создании типовых положений о библиотеке, учитывающих тип образовательного учреждения, миссию библиотеки в данной конкретно взятой школе, объём работы и количество штатных сотрудников библиотеки» [7].

Следующим этапом стала деятельность Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке пакета регламентирующих документов для школьной библиотеки. В 2004 году Министерство образования и науки Российской Федерации направляет в регионы письмо «О Примерном положении библиотеки общеобразовательного учреждения» от 23.03.2004 № 14-51-70/13. Примерное положение можно считать официальной моделью школьной библиотеки начала XXI века. Именно эта модель являлась основой для создания положения о библиотеке конкретной общеобразовательной организации и распространялась на библиотеки следующих «общеобразовательных учреждений: начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад, школа-интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная)» [6].

Предложенная Примерным положением модель отличалась от традиционно сложившейся и официально закреплённой документами, действовавшими в XX веке. В результате получилась модель школьной библиотеки, сочетающей функции учебной, детской, юношеской, педагогической, семейной, публичной библиотек; информационного, образовательного, культурного, досугового, мультимедийного, коррекционного и других центров. Наиболее кардинальное изменение произошло в определении задач школьной библиотеки. Если ранее основные задачи школьной библиотеки были ориентированы на работу с источниками информации и обеспечение к ним доступа, то теперь школьные библиотеки обязаны работать непосредственно с информацией и обеспечивать «доступ к знаниям, идеям и культурным ценностям» [6].

2.2 Новые структурные преобразования на базе школьной библиотеки

В послании Президента России В. В. Путина  Федеральному собранию Российской Федерации в 2007 году о школьных библиотеках было сказано следующее: «они должны быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром».

В первых десятилетиях XXI века в  Российской Федерации приняты нормативно – правовые документы, регулирующие  деятельность школьных библиотек, обеспечивающие создание правовой базы для формирования открытого информационного общества. Задача библиотечного сообщества – использовать их в полной мере и защищать право каждого человека, каждого ребёнка в России на свободное получение нужной ему информации.

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров была утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 № 715  и определила основные направления модернизации школьных библиотек и их трансформации в школьные информационно-библиотечные центры. Согласно Концепции функции школьной библиотеки существенно расширяются и включают в себя образовательную, воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции [10].

Сегодня целесообразно модернизировать все школьные библиотеки в информационно-библиотечные центры. Для уточнения понятия «информационно-библиотечный центр» была разработана организационно-ресурсная модель, включающая нормативное, кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение информационно-библиотечной деятельности в образовательной организации, и сформулированы рекомендации по её внедрению, включают в себя критерии соответствия структурного подразделения статусу информационно-библиотечного центра и требования к организации его деятельности.

Определяются требования и правила организации деятельности и оснащения информационно-библиотечных центров, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования различных организационно-правовых форм. Несомненно, создавая информационно-библиотечный центр, необходимо сохранять оптимальное соотношение в применении традиционных и электронных носителей информации, и помнить  о том, что «печатные и электронные ресурсы в современной школьной библиотеке могут совершенно естественно сосуществовать в одном пространстве, демонстрируя пользователям множественность, взаимодополняемость и совокупную ценность источников информации».

Школьный информационно-библиотечный центр  как образовательная среда для формирования и развития информационной культуры всех участников образовательных отношений интегрировал в себе содержательные элементы ШИБЦ: центра по формированию читательских навыков; места коллективного мышления и творчества; цифровой среды для дистанционного взаимодействия и работы с информацией. Концепция развития школьного информационно-библиотечного центра предполагает динамично развивающуюся образовательную среду школы, которую создают, используют и расширяют сами участники образовательных отношений для проектирования вектора своего развития.

Образовательное пространство включает автоматизированную информационно-библиотечную систему (каталоги, путеводители, выход в электронные библиотеки страны), что позволяет индивидуализировать образовательный процесс, обеспечивать дистанционное взаимодействие.

Результатом использования ресурсов ШИБЦ становится информационный цифровой след обучающихся (продукты проектной деятельности, школьный медиацентр), педагогов (репозиторий лучших педагогических практик), что свидетельствует о динамике формирования информационной культуры.

 Для реализации функций ШИБЦ используются следующие информационные ресурсы:

  1. Электронная библиотека для детей и подростков «ЛитРес: Школа» с доступным и универсальным решением для школьных библиотек, которая обеспечит читателей электронной литературой любого жанра и e-формата.
  2. Национальная электронная библиотека (НЭБ) с актуальными изданиями, отобранными экспертами и востребованными школьниками, студентами, учеными и исследователями, а также широкими слоями пользователей, которым необходим доступ к систематизированным, доверенным и современным знаниям.
  3. Российская электронная школа (РЭШ) – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России, информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

На современном этапе, и  в связи с введением Федерального Государственного Стандарта нового поколения (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и  Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») школьные  библиотеки должны существенно перестраивать свою работу: школьные библиотеки необходимы школе в качестве ШИБЦ, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;  ШИБЦ должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях; квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования; ШИБЦ должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

Большое значение   уделяется оснащению библиотечно-информационных центров  современной мебелью, техникой и программным обеспечением ( Приказ  Министерства Просвещения России от 06.09.2022 N 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", (Подраздел 3. Библиотечно-информационный центр (с возможностью проведения онлайн трансляций).

Так, в части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо: обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях; создать единую технологическую платформу, объединяющую педагогических работников школьных библиотек, реализующую функции профессиональной социальной сети, реализации программ повышения квалификации (в том числе сетевой университет), аттестации педагогов-библиотекарей, возможность участвовать в разного рода голосованиях (онлайн-демократия), обеспечивающую доступ к научно-методическим наработкам, поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям образования; на базе школьных библиотек должны получить широкое распространение электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, поддержанные авторским информационно-образовательным контентом.

В результате выполнения данных мероприятий будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления работы и  содержания ШИБЦ.

Таким образом, изученные материалы показали, что в XXI веке в образовательной организации школьная библиотека становится центром управления образовательными и информационными ресурсами. На базе школьной библиотеки организуются новые структурные образования, создаются школьные информационные библиотечные центры (ШИБЦ), в которых все направления работы ШИБЦ связаны с формированием и развитием информационной культуры обучающихся, педагогов и родителей.

Продолжение следует...

Список литературы:

  1. Бунаков, Н.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н.Ф. Бунаков. – М., 1953. – 413 с.
  2. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России [Текст]: (XI – начало XXв.) / А.Н. Ванеев.-М.:Пашков дом,2003.- 304 с.
  3. Пущин И.И. Записки о Пушкине/ Предисл. А. Слонимского.- М.: Дет. лит., 1984. – 63с., ил. (Школьная б-ка).
  4. О школьных ученических библиотеках/ Отв. редактор Б. М. Волин. - М.: НАРКОМПРОС РСФСР,1937.-7 с.
  5. Крупская Н. К., О библиотечном деле, Избр. работы, М., 1976; В помощь детским и школьным библиотекам. Сб. методических и библиографических материалов, М., 1979.
  6. О примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения : письмо Минобразования России от 23.03.2004 г. № 14-51-70/13. – Текст : непосредственный // ОВД : межведомственный информационный бюллетень. – 2004. – № 16 (215). – С. 75–84. 3.
  7. Жукова, Т.Д. Состояние и проблемы развития школьных библиотек России : аналитическая записка / Т.Д. Жукова. – Текст : непосредственный // Школьная библиотека. – 2002. – № 10.
  8. Пантюхова Т.В. Школьная библиотека в образовательной системе [Текст] // Библиотечное дело.-2011.-№4(142). То же [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.bibliograf.ru/issues/2011/2/169/0/1616/
  9. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход [Текст].-М.,1981.-253 с.
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» от 15 июня 2016 г. N 715. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  11. Приказ Министерства Просвещения России "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", от 06.09.2022 N 804. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Яндекс.Метрика