Только что изучили многозначные слова, научились находить их в толковом словаре.
И вот перед нами ОМОНИМЫ. Термин греческого происхождения (homos «одинаковый» и onyma «имя») пришёл в русский язык из французского в первой половине XIX века (homonymos «одноимённый»).
Исследуем примеры из стихов детских поэтов:
Падай с ели, шишка! Шишка у Мишки от шишки.
Скосит розовую кашку и сварит деткам вкусную кашку.
Видим, что поэты используют имена существительные.
А могут другие части речи быть омонимами? Предполагаем, что могут, и рассматривает другие примеры: вода стекла со стекла; косить косой – косой взгляд; три плюс три – три молча; потолок картошку – побелил потолок.
Убедимся теперь, что произносить омонимы можно по-разному: зАмок и замОк; мУка и мукА; дУхи и духИ; зАпах и запАх; сЕло и селО; Орган и оргАн; Атлас и атлАс, пАрить и парИть; Угольный и угОльный; рефлЕкторный и рефлектОрный; бЕрег и берЁг; вЫчитать и вычитАть; плАчу и плачУ.
Какие же признаки омонимов мы заметили в примерах?
- Есть полное совпадение по звучанию, написанию и произношению.
- Все имеют разное лексическое значение.
- Одинаковая часть речи у одних и разные части речи у других.
- Произносятся, то полностью совпадая, то различаясь ударением.
- Пишутся то одинаково, то нет.
- А главное: все они имеют разное лексическое значение.
Сразу очевидно, что омонимы можно отсортировать по группам.
Самая многочисленная группа – лексические (полные) омонимы: союз, предлог, кисть, лук, кран, коса, брак.
Значит, омонимы звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
Омофоны – созвучные слова, но разные в написании: гриб и грипп; порог и порок; бал и балл; прут и пруд; туш и тушь, плод и плот; луг и лук.
Омографы одинаково пишутся, но различаются ударением: трУсить и трусИть; Орган и оргАн; Ирис и ирИс; хлОпок и хлопОк, стрЕлки и стрелкИ.
Омоформы – слова разных частей речи: печь (сущ.) и печь (гл.); голубей (сущ.) и голубей (прилаг.).
Омонимы появились в результате распада значений многозначного слова. У многозначного слова все значения связаны друг с другом. У омонимов совершенно разные значения, ничего общего у них нет, а без слова и сочетания иногда сложно понять, о чём идёт речь.
Проанализируйте примеры с многозначными словами:
Раковина моллюска по форме похожа на раковину с горячей и холодной водой, в которой моют руки.
Ручка дверная, ручка шариковая, ручка чайника похожи назначением. Этот предмет берут в руку, он служит опорой для рук.
Не хочешь промочить горлышко? Ах, у меня болит моё горлышко.
Бабочка порхала с цветка на цветок и грелась на солнышке. Надень сегодня бабочку на концерт.
Сломались две иглы, поэтому не могу зашить носки. Иглы осыпались у ствола сосны. У ёжика иглы есть даже на брюшке. Иглы на шприцы ещё не надели.
Мне подарили золотое кольцо и серьги. Луч солнца золотой не мог проникнуть сюда. У него золотые руки. Здесь гуляла золотая молодёжь. Мои родители справили золотую свадьбу.
Девочка не переставала скакать и болтать. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве. У неё не тот возраст, чтобы скакать с квартиры на квартиру. Температура стала скакать у больного.
Одни омонимы пришли из других языков, например, skat – крупная рыба с плоским телом и острым хвостом; исконное «скат» – пологий спуск. Другие возникли в результате словообразования: норка – нор+ к|а (маленькая нора) и зверёк «норка»; за+ставить (комнату мебелью) – за+ставить (сделать уроки).
В толковом словаре омонимы легко найти по опознавательному признаку: индексу справа вверху над словом (ключ1 – родник; ключ2 – предмет для открытия замка).
Найдите омонимы и объясните их значение в этих предложениях:
Друг смотрит на голову, а враг – на ноги. Ноги моей здесь не будет!
Если чужеземцы вызывают на бой, значит, надо выходить. Больного она сумела выходить.
Уже солнце зашло за тучи. Это кусочек ткани уже.
У этой рыбы крепкий посол. Русский посол в декабре нынешнего года был отправлен с миссией в Германию.
Я сунул руку в карман и крепко сжал платок в кулаке. Кулак заставлял батраков работать на себя.
Ключевой вопрос нам не удалось решить. Ключевой хвостик сломался. Саша умылся ключевой водой.
Разве классика не нужна молодёжи? Недавно сняли фильм по одноимённому роману классика русской литературы.
Я вошёл в базилику и стал осматривать её особенности. Мой сосед на даче выращивал базилику.
На рыбалку взяли бутерброды со шпиком. За мною сегодня увязался шпик.
Джемма не слишком жаловала Гофмана. Его благородие мне жалует шубу с своего плеча.
Литература
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь омонимов русского языка. – М., 2005.
- Мельникова А.И. Пути возникновения и развития омографии в русском языке // Русский язык в школе. – 1988. – № 4.