Нам с вами сегодня выпала возможность работать в условиях широкого информационного Интернет-пространства.
Зная о том, что наши обучающиеся являются его активными пользователями, мы просто не имеем права не знать его законов и не быть его пользователями.
Так как же можно соединить, казалось бы, совсем разные понятия «интернет-пользователь» и «грамотный читатель», сблизить их и таким образом попытаться решить проблему формирования читательской компетентности? Что несёт Интернет-пространство для чтения: пользу или вред?
Попытаемся ответить на эти вопросы. Но для начала давайте разберёмся с терминами.
Интернет-пользователь — это тот, кто обращается за информацией в веб-пространство.
Грамотный читатель — это тот же интернет-пользователь, но умеющий осуществлять поиск ресурсов и работать с разными типами информации, владеющий навигационными навыками в потоке информации, имеющий критически осмысливать найденную информацию и отбирать доверительные источники.
Надо уточнить значение ещё двух понятий: «компьютерная грамотность» и «информационная грамотность».
Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач.
Информационная грамотность предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.
В Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если есть доступ к Сети, можно «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Пионер» за 1940 год. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, становится понятно, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАВИГАЦИЮ В ПОИСКЕ НУЖНОГО?
Формируется информационная грамотность не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам. Получив тему очередного сообщения или проекта, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?
- Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
- Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
- Если необходимо, переформулировать вопрос.
- Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
- Сохранять найденную информацию с указанием источников.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ НА ВЕБ-РЕСУРСЕ?
О важности умения критически оценивать информацию должен знать каждый, кто пытается найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависят важные решения. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:
- Кто её автор и является ли он экспертом?
- Когда сайт был создан и когда обновлялся? Есть ли дата публикации статьи?
- Откуда пришла эта информация?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ПРОДУКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕБ-РЕСУРС ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ К ЧТЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ИНТЕРЕСА?
- Чтобы поддержать падающий интерес к познавательной литературе, мы подбираем информативные тексты для диктантов из научно-популярной литературы.
- Поскольку просмотровое чтение постепенно вытесняет аналитическое чтение, мы используем тексты с вопросами после прочтения какой-то его части.
- В разделе «Даты и события» ведём календарь литературных дат с ссылками на материалы о жизни и творчестве писателей.
- В разделе «Любимые писатели» собрано несколько сотен материалов о русских и зарубежных писателях.
- В разделе «Времена года» произведения отсортированы по четырем сезонам.
- Лучшие работы учащихся (сочинения, исследования, проекты, рецензии, очерки) по литературе опубликованы в разделах «Что почитать?» («Читальный зал», «Выбор читателя», «Книги о школе», «Книги моего детства»).
- Привлекаем краеведческий материал: для расширения представлений о жизни и творчестве Е. Носова и К. Воробьева опубликованы статьи сотрудника Литературного музея Спасской Е.Д.
- О понятиях «книжник», «книгочей» размышляет в своих очерках Борис Тебиев, профессор РГГУ из Москвы.
Выводы:
- Нужно максимально эффективно использовать интернет для поддержки культуры чтения.
- Нужно знакомить детей с лучшими новыми произведениями детской литературы, освещать результаты литературных конкурсов для детских писателей.
- Нужно руководить чтением подростков, предлагать им самим становиться рецензентами книг, обсуждать их в группах по литературным предпочтениям, чтобы сделать этот процесс полезным досуговым времяпрепровождением.
- Сделать тематические указатели, рекомендации к спискам для чтения по возрастным группам.