Для практической работы и повторения изученных тем в 9 классе предлагаем использовать тексты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты предназначены для осложнённого списывания с объяснением орфограмм и пунктограмм.
Мы повторяем темы: «Однородные члены предложения», «Обособленные члены предложения», «Простые и сложные предложения», «Виды сложных предложений», «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении», «Сложное предложение с разными видами связи».
Повторение темы «Однородные члены предложения»
Человек и природа
1)Что пр..влекает нас в дикой природе? 2)Чем нас манят непр..ступные вершины ч..рные пасти пещер пучины океана звери..ые тропы, где не ступала нога человека? 3)(По)чему с охотой мы готовы отправит?ся в далёкое и опас?ное путешествие? 4)Или это (не)утомимая жажда чудес? 5)Или стремление уйти хотя(бы) в мыслях от распланирова..ого благоустрое..ого бытия, которым нас обеспечивает техника? 6)Или это атавистическая тяга к тому, что (не)когда окружало наших предков, миру загадочному стра..ому населё..ому (не)ведомыми созданиями? 7)Но ведь всё это безвозвратно ушло, и мы теперь не те, и природа вокруг нас иная…
8)…Когда я вспоминаю свои путешествия экспедицио..ую работу, то испытываю радость, что мне посчастливилось видеть первозда..ый мир жить в нём стремит?ся его познать. 9)Как хотелось(бы), что(бы) так было и впредь. 10)Человек должен ощущать своё единство с природой понимая её бе..мерное величие. (Р. Баландин).
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Дополнительные задания
1. Укажите способы словообразования: ОХОТОЙ, ПУТЕШЕСТВИЕ, БЕЗВОЗВРАТНО.
2. Из предложений 8-10 выпишите ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ местоимения.
3. Из предложения 10 выпишите все словосочетания, определите виды синтаксической связи.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложные, в состав которых входят ОДНОСОСТАВНЫЕ, определите их вид.
5. Среди предложений 1 абзаца найдите предложение с однородными определениями, одно из которых представляет собой причастный оборот.
6. Найдите сложное предложение с НЕОДНОРОДНЫМ соподчинением придаточных.
7. Найдите в тексте предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи СОЧИНИТЕЛЬНОГО союза, ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО и УКАЗАТЕЛЬНОГО местоимений.
8. Отметьте перечисленные средства выразительности в тексте:
1)ряды однородных членов, 2) эпитеты, 3) риторические вопросы, 4)метафоры, 5) литота, 6) парцелляция, 7) анафора, 8) диалектизм.
9. Запишите главную мысль текста и определите авторскую позицию.
Повторение темы «Обособленные члены предложения»
Весенний вечер
1)Чисто?вымете..ая и ещё сырая от недавно ста..вшего снега улица была пусты..а, но красива выдержа..ой (не)много тяжёлой красотой. 2)Большие белые дома с лепными украшениями по карнизам и в простенках между окнами окраше..ые в тонко?розоватый оттенок весе..ими лучами заходящего солнца смотрели на свет божий сосредоточе..о и важно. 3)Ста..вший снег смыл с них пыль и они стояли почти (в)плотную друг к другу такими чистыми свежими сытыми. 4)И небо с..яло над ними так(же) солидно светло и довольно.
5)Павел шёл и чувствуя себя в полной гармонии с окружающим лениво думал о том как хорошо можно жить если не требовать от жизни многого и как самонадея..ы и глупы те люди которые обладая грошами требуют себе от жизни на рубли.
6)Думая так он не заметил как вышел на набережную улицы. 7)Перед ним внизу стояло целое море воды холодно блестевшее в лучах солнца далеко на горизонте медле..о опускавшегося в него. 8)Река как и отражё..ое в ней небо была торжестве..о покойна. 9)Н.. волн н.. частой сети ряби (не)видно было на её полирова..о?холодной поверхности. 10)Широко размахнувшись она точно утомлё..ая этим размахом покойно уснула. 11)А на ней томно таяла пурпурно?золотая бархатная полоса лучей заката. 12)Далеко уже окута…ая сизой дымкой вечера виднелась узкая лента земли отделяя воду от неба безоблачного и пусты…ого как и накрытая им река. 13)Хорошо бы было плыть свободной птицей между ними мощно рассекая крылом синий свежий воздух! (М. Горький).
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Дополнительные задания
1. Подчеркните грамматические основы предложения 5, составьте схему, дайте характеристику.
2. Укажите морфологическую характеристику слов: как (предложение 6), точно (предложение 10), её (предложение 9).
3. Из предложений 1-4 выпишите слова с Н или НН в суффиксе, укажите часть речи и графически объясните правописание.
4. Из предложений 11-13 выпишите слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные.
5. Объясните правописание суффиксов в словах: ста..вший (предложение 3) и выдерж..ой (предложение 1).
6. Объясните правописание так(же) в предложении 4.
7. Укажите номера ССП.
8. Укажите номер или номера предложений, в которых есть и обособленное обстоятельство, и обособленное определение.
Повторение изученного по теме «Простые и сложные предложения»
Побег
1)Все последние дни Сотников был словно в прострации. 2)Чу..ствовал он себя скверно обессил..л без воды и пищи. 3)И он молча в (полу)забытьи сидел среди тесной толпы людей на колючей сухой траве без особых мыслей в голове и наверно потому не сразу понял смысл лихорадочного ш..пота рядом: «Хоть одного, а прикончу. 4)Всё равно…». 5)Сотников осторожно повёл в сторону взглядом тот самый его сосед?лейтенант (не)заметно для других доставал из?под грязных бинтов на ноге обыкнове..ый перочи..ый ножик и в глазах его таилась такая решимость что Сотников подумал такого не удерж..шь.
6)Двое конвоиров сойдясь вместе прикур..вали от заж..галки один на коне чуть поодаль бдительно осматр..вал коло..у.
7)Они ещё пос..дели на солнце может минут пятнадцать пока с холма не послышалась какая?то команда и немцы начали поднимать коло..у. 8)Сотников уже знал на что решился сосед который сразу(же) начал забирать из коло..ы в сторону (по)ближе к конвоиру. 9)Конвоир этот был сильный, пр..земистый немец как и все с автоматом на груди в тесном пропотевшем (под)мышками кителе из?под мокроватой с краев суко..ой пилотки выбивался совсем не арийский – чёрный почти смоля..ой чуб. 10)Немец торопливо докурил сигарету сплюнул сквозь зубы и по?видимому намереваясь подогнать какого?то пле..ого, (не)терпеливо ступил два шага к коло..е. 11)В то(же) мгновение лейтенант словно коршун бросился на него сзади и по самый черенок вонзил нож в его заг..релую шею.
12)Коротко крякнув немец осел (на)земь кто?то (по)одаль крикнул: «Полундра!» – и несколько человек будто их пружиной метнуло из коло..ы брос..лись в поле. 13)Сотников то(же) рванулся прочь.
14)Замешательство немцев длилось секунд пять не больше (тот)час(же) в нескольких местах ударили очереди – первые пули прошли над его головой. 15)Но он бежал. 16)Кажется (ни)когда в жизни он не мчался с такой беше..ой прытью и в (не)сколько широких прыжков в..бежал на бугор с сосенками. 17)Пули уже густо и бе..порядочно прониз..вали сосновую чащу со всех сторон его осыпало хвоей а он всё мчал не разбирая пути как можно дальше то и дело с радостным изумлением повторяя про себя: «Жив! Жив!»
(По повести В. Быкова "Сотников").
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Дополнительные задания
1. Составьте схему предложения 8, дайте его характеристику.
2. Дайте характеристику предложения 5, объясните постановку пунктограмм.
3. Укажите морфологическую характеристику слов: СЕБЯ (предложение 2), СРЕДИ (предложение 3), ПОКА (предложение 7), КОТОРЫЙ (предложение 8).
4. Выпишите слова с пропущенными орфограммами «Н и НН в суффиксах», объясните правописание, указав части речи и выделив суффиксы.
5. Укажите способ словообразования слов: БЕСПОРЯДОЧНО, ИЗУМЛЕНИЕМ, ПОБЛИЖЕ, ПО-ВИДИМОМУ.
6. Из предложения 12 выпишите все частицы.
7. Укажите виды синтаксической связи в словосочетаниях: НА ЧТО РЕШИЛСЯ, БЛИЖЕ К КОНВОИРУ, В ГЛАЗАХ ЕГО, ЧУТЬ ПООДАЛЬ, УЖЕ ЗНАЛ, ВОЗВРАЩАЯСЬ К ЭТОМУ.
8. Среди предложений 10-17 найдите такие, в состав которых входят односоставные безличные.
Повторение изученного по теме «Виды сложных предложений»
Небывалая осень
1)Небывалая осень шла по земле. 2)В прозрачном воздухе заж…гались светлые зори, обл..ка не туманили небо и золотым костром грели дни. 3)Облетели листья осин, берёз и клёнов, ус…лали землю многоцветным, шуршащим под ногами ковром. 4)Утром первые заморозки серебря…ым ин…ем покрывали поля, дорогу и крыши изб, а днями так ласково грело солнце, что на пр…пёке, как летом, толкались мошки. 5)И ночи были бодряще?свежи, с крупными звёздами, с тёмно?синим небом, похожим на хрустальный купол. (А. Перегудов).
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Дополнительные задания
1. Объясните пропущенные орфограммы и все пунктограммы.
2. Укажите способ словообразования слов: облетели, заморозки, припёке.
3. Выпишите все союзы.
4. Из предложения 4 выпишите все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Укажите номер(а) сложного(ых) предложения(ий), дайте его(их) характеристику.
6. Отметьте средства выразительности: 1) эпитеты, 2) гипербола, 3) фразеологизм, 4) сравнение, 5) ряды однородных членов, 6) парцелляция, 7) инверсия, 8) противопоставление.
Повторение темы «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении»
1)Я вошёл в хату две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. 2)Она была хороша высокая, тоненькая, глаза чёрные как у горной серны так и загляд…вали к вам в душу. 3)Я был готов любить весь мир меня (ни)кто (не)понял. 4)Я глупо создан ничего не забываю. 5)Он размах…вал руками верный признак (не)которой скрытности характера. 6)Грушницкий принял таинстве…ый вид ходит закинув руки за спину и (ни)кого не узнаёт. 7)Одно мне всегда было стра…о я (ни)когда не делался рабом любимой женщины (на)против я всегда пр…обретал над их волей и сердцем (не)победимую власть вовсе об этом (не)стараясь. 8)Выстрел раздался дым наполн…л комнату. 9)Горное озеро сверкает на солнце переливается всеми цветами волшебный криста... 10)Туман рассе…лся вершины вновь засверкали на солнце. 11)Я был скромен меня обвиняли в лукавстве. (М.Ю. Лермонтов).
Задание: спишите предложения, расставив знаки препинания, объясните их постановку (например: БСП со значением пояснения).
Дополнительные задания
1. Укажите способ образования, записав слова, от которых образовались следующие: пригородный, озвучить, Подмосковье, междуречье, внутримышечный, впятером, выяснить, вплотную, досрочный, безбилетный, побережье, обезболить, во-первых, слева, вверху.
2. Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.
3. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом: Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.
4. Из предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса): Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
5. Из предложений выпишите: а) частицы, б) местоимения (укажите разряд), в) союзы, г) предлоги.
(1)Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (2)От чего же зависит тембр звука? (3)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (4)Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (5)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синуоида, а более сложная кривая.
Повторение темы «Сложное предложение с разными видами связи»
Заволжский край
1)…А надо вам сказать что к яблочному Спасу как начнёт небо поворачивать с лета на осень город наш имеет обыкновение подвергаться истин..ому нашествию цикад так(что) ночью и захочешь спать да не уснёшь вот какие со всех сторон несут?ся трели и звезды опускаются низко(низко) луна(же) и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями делаясь похожей на яблоко нашей прославле..ой «смета..ой» породы которую мес?ные купцы поставляют и к царскому двору и даже возят на европейские выставки. 2)Если(б) кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер (от)куда изл..ваются лучи ночных светил то перед счас..ливцем верно предстала(бы) картина некоего зачарова..ого царства лениво искрящаяся Река посверкивающие крыши м..рцание газовых фонарей и над всей этой игрой разнообразных с..яний воспаряет серебря..ый звон цикадного хора.
3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единстве..о для пояснения почему в этакую ночь уснуть было(бы) (не)просто и самому обыкнове..ому человеку, обремене..ому заботами поменее чем губернский архиерей. 5)(Не)даром же (не)доброжелатели которые есть у каждого (не)исключая и этого достойного пастыря утверждают что име..о преосвяще..ый а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау является исти..ым правителем нашего обширного края. (По Б. Акунину).
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Дополнительные задания
1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.
2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.
3. Укажите количество грамматических основ 4 и 5 предложений.
4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
5. Составьте схему 1 предложения, дайте его общую характеристику.
6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.
7. Замените в словосочетании ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЫСТАВКИ связь согласование связью управление.