В самом конце первой четверти 2017-2018 учебного года, а точнее сказать, за два дня до её окончания, пятиклассники, ещё только привыкающие к новым условиям обучения в средней школе, написали ВПР по русскому языку.
Конечно, отметки за эту контрольную работу, рассчитанную на 45 минут, уже не повлияют на четвертную, но настроение могут испортить, поэтому волнение было у отличников – никак не хотелось ударить в грязь лицом и хотелось выдержать марку, и у троечников – как бы не схватить ненужную двойку, и у учителей начальной школы – все ли справятся, как в конце прошлого учебного года, и подтвердят свой результат.
Безусловно, тревожное чувство испытывал и учитель-предметник, который только два месяца назад познакомился с новым пятым классом и ещё не выявил всех особенностей детей. Именно ему надо было повторить с ребятами изученные в начальной школе орфограммы, практически забытые летом, и реализовать систематическую подготовку к ВПР.
Обратимся к тем возможностям, которые есть у обычного учителя. Конечно, это базовый учебник. Если вы работаете по учебнику под редакцией А.Д. Шмелёва, то в 1-2 главах есть несколько подходящих текстов с пропусками букв, скобками, без запятых между однородными членами, без точек и других знаков в конце предложений.
Так, в первой главе можно обратиться к упражнениям №36 ("Я иду по лесной тропинке, и осенний лес..."), №53 ("Наступила холодная осень..."), №56 ("За спиной остался огромный, шумный вокзал..."), №81 ("Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи..."). Во второй главе заслуживают внимания упражнения №4 ("В день Ивана Купала девушки..."), №65 ("Сначала экслибрисы выполняли..."), №81 ("Недалеко от берега много камней..."), №90 ("Первые экслибрисы появились в Германии...").
Данные тексты, разные по содержанию, стилю и типам речи, имеют дополнительные грамматические задания: подобрать проверочные слова, обозначить падеж, определить звуки, подчеркнуть основу предложения и т.д. Не все тексты воспринимаются пятиклассниками легко, поэтому при проверке домашнего задания обязательно читаем вслух, отвечаем на вопросы проблемного характера по содержанию.
Важно учитывать и все те запланированные работы, которые обычно проводятся в 1 четверти. Например, в общешкольном контроле обязательно запланированы диагностический и контрольный диктанты, где пятиклассники могут применить свои правописные умения. Для диагностики используется, как правило, тот же самый диктант с заданием, который писали четвероклассники в конце своего учебного года.
Рассмотрим основные ошибки, допущенные в написании диагностического диктанта. Учащиеся неверно пишут окончания прилагательных (летнее утро, соседнюю рощу, спелую землянику, утреннего солнца) и существительных (на опушке), пропускают непроизносимые согласные (окрестности), забывают поставить восклицательный знак. В задании допустили ошибки в подборе слов к заданным структурным схемам и в поиске проверочных слов для безударных гласных и согласных в корне.
По схеме корень+суффикс+окончание ученики отыскали слова из текста: летнее, соседнюю, золотистые, играют, берёзки.
Вторая схема приставка+корень+окончание заставила слова придумать, потому что в тексте подобных слов не было (перелёт, поход, навес).
К третьей схеме приставка+корень+суффикс+окончание подобрали такие слова из текста: нашли, прохладную.
При подборе проверочных слов особые сложности вызвали два слова: "колосок" и "молодые". Необходимо было найти проверку к обеим безударным гласным в сочетании ОЛО.
Ниже предлагается исходный диагностический диктант.
Летнее утро
Летнее утро. Мы отправляемся в соседнюю рощу. Ровными рядами стоят молодые берёзки. На нежных листьях играют золотистые лучи утреннего солнца. В зелёной листве деревьев поют птицы. По всей окрестности слышны их голоса. На опушке леса мы нашли спелую землянику. Сколько душистых ягод краснеет в высокой траве!
За рощей начинается овраг. На дне оврага журчит ключ. Мы идём к нему выпить чистой воды. Хорошо сидеть и пить прохладную воду!
Грамматическое задание
- Подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать части речи.
В-1: В зелёной листве деревьев поют птицы.
В-2: Ровными рядами стоят молодые берёзки.
- Подобрать к каждой схеме слово. Выделить в словах значимые части.
корень+суффикс+окончание,
приставка+корень+окончание,
приставка+корень+суффикс+окончание
- Прочитайте слова. Подчеркните проверяемые орфограммы в корнях каждого слова. Подберите к ним проверочные слова.
В-1: поздний - … колосок - … скользкий - …
В-2: солнце - … молодые- … низкий - …
Для четвертного диктанта были предложены два разных текста, но с похожими заданиями. В первом из них оказалось два сложных предложения с союзами ЧТО и КОГДА. При написании второго текста нужно было отличить нарицательные и собственные существительные: "каравайка" и "ибис" - названия птиц, "родина" - в значении "место, где родился"; Кавказ, Волга, Урал, Индия и Африка - географические названия; Красная книга - название списка редких и исчезающих видов растений и животных.
Вызвало пунктуационную ошибку простое предложение, где должно было стоять тире между подлежащим и сказуемым (Птица каравайка — это наш ибис.).
Ниже предлагаются два текста для контрольного диктанта с грамматическим заданием.
ЗАЯЧИЙ СЛЕД
С Павлом Михайловичем мы пошли в лес. Это была замечательная прогулка.*
Ночью шёл мокрый снег. Кусты и трава покрылись пышными белыми хлопьями. Они выглядели как на праздничном балу. А за нами на чистом снегу оставалась широкая тропка.
Мой товарищ много интересного повидал за свою долгую службу лесничим. Он рассказывал, что встречал тут в осиннике зайца. Зайчишка умеет отличить охотника с ружьём от обычного прохожего.
Мы подошли и рассмотрели заячий след. Это была целая цепочка. Когда заяц скачет, он выносит вперёд свои длинные задние ноги, а короткими передними ногами переступает по очереди.
(По С. Морозову.)
(91 слово.)
* - здесь возможна постановка восклицательного знака.
Грамматическое задание
- Морфемный разбор слов: выносит, тропку, длинные (1 вариант); переступает, осиннике, интересного (2 вариант).
- Выполнить синтаксический разбор предложения: Кусты и трава покрылись пышными белыми хлопьями.4 (1 вариант); Мы подошли и рассмотрели заячий след.4 (2 вариант).
- Фонетический разбор слова: снег (1 вариант); ружьём (2 вариант).
КАРАВАЙКА
Птица каравайка — это наш ибис. Днём она прячется в гуще тростников, охотится ночью. Живёт птичка в устьях рек. Гнездо строит на деревьях. Корм добывает длинным изогнутым клювом. Она копает в жидком иле и достаёт рачков, водных насекомых, лягушек, мелкую рыбёшку.
У нас каравайка живёт на Кавказе, на Волге и Урале. Эту редкую птицу внесли в Красную книгу.
Каравайка любит тепло. В октябре она улетает в Индию или в Африку. Но птицы стали задерживаться на зиму на родине. На рисовых полях они находят себе съестное. Когда есть что клевать, зачем улетать?*
(90 слов.)
* - перед словом ЧТО запятая не ставится.
Грамматическое задание
- Морфемный разбор слов: рачков, водных, находят (1 вариант); рыбёшку, рисовых, улетает (2 вариант).
- Выполнить синтаксический разбор предложения: У нас каравайка живёт на Кавказе, на Волге и Урале.4 (1 вариант); В октябре она улетает в Индию или в Африку.4 (2 вариант).
- Фонетический разбор слова: ночью (1 вариант); устьях (2 вариант).
Чтобы определить виды орфограмм и пунктограмм в деформированном тексте, обязательно нужно познакомиться с официальной демоверсией ВПР. В ней предложен следующий текст:
(На)лужайк.. у старого сарая играет девоч..ка. Она запускает (в)небо самолёт (с)человеч..ком. Самолёт никак (не)взлета..т. Тут ду..т ре(з/с)кий ветер. Отважный самолёт исчезает (за)окном сарая. Авария! Лётчика надо выручать.
Девоч..ка обход..т сарай. Из дырявой крыш.. сарая в разные стор..ны тянутся верё(в/ф)ки провода канаты. Она тащ..т (к)окну трухлявую лес..ницу и прыгает на чердач..ный пол.
Этот чердак обитаем. (На)ст..не в..сят верё(в/ф)ки фонарь фла(ж/ш)ки и чехол (от)руж..я. Около карты посёлка находится штурвальное кол..со. Как странно всё это
Списывая данный демонстрационный текст, дети должны обязательно узнать однородные члены и расставить между ними запятые в двух предложениях: Из дырявой крыш.. сарая в разные стор..ны тянутся верё(в/ф)ки, провода, канаты. (На)ст..не в..сят верё(в/ф)ки, фонарь, фла(ж/ш)ки и чехол (от)руж..я.
Среди известных правил, которые знает недавний выпускник начальной школы, могут встретиться следующие:
1) предлоги с существительными (за окном, на полянке, в небе, от дома);
2) окончания существительных, прилагательных, глаголов (на лужайке, в зимнюю ночь, дует);
3) сочетания букв ЧК, ЧН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА (девочка, чердачный, лыжи, чаща);
4) не с глаголом (не был, не хотел);
5) парные согласные в корне (резкий, верёвки, флажки);
6) проверяемые безударные гласные в корне (исчезает, стороны, колесо);
7) непроизносимые согласные в корне (лестница, интересный);
8) правописание мягкого знака (ружья, штурвальное, ночь);
9) постановка запятой между однородными членами предложения;
10) постановка восклицательного или вопросительного знаков в конце предложения.
Напомним, что ВПР ставит две задачи:
- оценить уровень подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- осуществить диагностику достижения предметных результатов и диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий.
Вся работа состояла из 5 заданий и проверяла умения обучающихся
безошибочно (без пропущенных и лишних слов, слов с измененным графическим обликом, исправлений) списывать предложения текста, осложнённого пропусками орфограмм и пунктограмм, соблюдая изученные орфографические и пунктуационные нормы;
различать согласные по твердости-мягкости;
проводить морфемный анализ слова;
распознавать в предложении изученные части речи;
определять грамматическую основу предложения.
Система оценивания выполнения работы
Отметка по пятибалльной шкале
«2» - общий балл 0–4
«3» - общий балл 5–8
«4» - общий балл 9–12
«5» - общий балл 13-15
Баллы по заданиям
Тип задания
1 задание: списывание текста. Максимальный балл - 9.
2 задание: характеристика согласных звуков. Максимальный балл - 1.
3 задание: разбор слова по составу. Максимальный балл - 1.
4 задание: определение частей речи. Максимальный балл - 3.
5 задание: нахождение грамматической основы. Максимальный балл - 1.
Всего баллов за работу - 15.
Основные критерии оценивания первого задания
При оценивании выполнения задания но критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок, восстановлении слитного и раздельного написания слов.
К1 - Соблюдение орфографических норм:
Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка)- 4 балла.
Допущено не более двух ошибок - 3 балла.
Допущено три-четыре ошибки - 2 балла.
Допущено пять ошибок - 1 балл.
Допущено более пяти ошибок - 0 баллов.
К2 - Соблюдение пунктуационных норм:
Пунктуационных ошибок нет - 3 балла.
Допущена одна ошибка - 2 балла.
Допущено две ошибки - 1 балл.
Допущено более двух ошибок - 0 баллов.
К3 - Правильность списывания текста:
2 балла, если текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлении).
ИЛИ
Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово.
1 балл, если допущено не менее четырёх, но не более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке):
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово.
0 баллов, если допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово.
ИЛИ
Допущено три или более исправления.
Основные критерии оценивания второго задания
1 балл, если выписано правильное слово.
0 баллов, если выписано несколько слов, в числе которых правильное.
ИЛИ
Выписано неправильное слово.
ИЛИ
Слово не выписано.
Основные критерии оценивания третьего задания
1 балл, если разбор выполнен верно.
0 баллов, если разбор выполнен неверно.
ИЛИ
разбор не выполнен.
Основные критерии оценивания четвёртого задания
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке
Верно определены все части речи в предложении - 3 балла.
Допущена одна ошибка - 2 балла.
Допущено две ошибки - 1 балл.
Допущено более двух ошибок - 0 баллов.
Основные критерии оценивания пятого задания
1 балл, если грамматическая основа подчёркнута верно
0 баллов, если грамматическая основа подчёркнута неверно.
ИЛИ Грамматическая основа подчёркнута неполно. ИЛИ Грамматическая основа не подчёркнута.
Итак, вот тексты ВПР от 26 октября и задания к ним.
1 вариант
- Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Л..сная глуш.. . (На)кр..ю ч..щи сиротливая р..бинка. Ветви (к)з..мле пригнулись (под)т..жёлыми грозд..ями яго(д/т). (На)р..бинк.. важно с..дят сн..гири. Они ныряют (в)сне(г/к) купаются (не)боятся заболеть. Черт..т сн..гири (на)бел.. скатерт.. бороз..ки и сл..ды-крестики.
Название птицы (от)слова «сне(г/к)». Почему именно такое Си..гирь - первый вес..ник з..мы. (С)х..л..дами и первым ро(б/и)к..м сне(ж/ш)ком появляются сн..гири. Прил..тают птицы (на)з..мо(в/ф)ку (с)севера.
Гру(д/т)ка (у)сн..гиря красная, как яблоч..ко. (На)г..лове чёрный беретик. Крыл..я (с)син..м (от)ливом. 3..мой это самая красив.. птич..ка. (По А. Баркову)
(82 слова)
- Из предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки звонкие:
Брат рисует в альбоме красками и цветными карандашами.
- Разберите слово по составу: цветными.
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является:
Брат рисует в альбоме красками и цветными карандашами.
- Подчеркните грамматическую основу в предложении:
Брат рисует в альбоме красками и цветными карандашами.
2 вариант
- Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Как красив зимн.. лес Ели нахлобучили высок.. папахи г..лубого цвета. Ольха надела (на)ветви пуховые варе(ж/ш)ки.
(На)м..кушк.. ёлк.. станка клестов. Изд..ли они похож.. на ж..вые новогодн.. игрушки. Птич..ки порха..т (с)ветк.. (на)ветку. Роняют ш..шки осыпают сн..говые ша(б/п)ки. Клю(в/ф) клеста загнут (в)разные стор..ны. Таким клювом удобно лущить ш..шки и дост..вать с..мена.
Клёст - уд..вител..ная птица. Он (не)боится даже самых лютых стуж... (В) ужас..ный моро(з/с) клёст в..ёт гн..здо и вывод..т пт..нцов. К..солапый медве(д/т)ь з..мой (в)берлог.. лапу сосёт, а клёст п..ёт и д..тей растит. (По А. Баркову)
(84 слова)
- Из предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие:
Над берёзовой рощей и ельником нависли синие тучки.
- Разберите слово по составу: тучки.
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является:
Над берёзовой рощей и ельником нависли синие тучки.
- Подчеркните грамматическую основу в предложении:
Над берёзовой рощей и ельником нависли синие тучки.
По итогам проведения ВПР и анализа допущенных ошибок можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, часть детей неверно понимают смысл задания: нужно переписать текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Обнаруживается это у сильных учащихся, которые привыкли списывать текст и с ним дополнительно работать: подчёркивать буквы, в скобках записывать проверочные слова.
Во-вторых, не все пятиклассники зрительно адекватно воспринимают деформированный текст. Когда такой текст читается вслух, он понимается лучше, чем прочитанный про себя. Современные дети многие слова с пропусками не понимают, поэтому не могут применить проверку и выбрать нужную букву. Среди трудных слов "бороз..ки" (дети написали "борозьки"), "папахи", "нахлобучили", "п..ёт" (дети написали вместо "поёт" слово "пьёт", совершенно не вдумываясь в смысл этого слова). На уроках, встречая в текстах неизвестные для себя слова, дети обычно спрашивают об их значении у учителя или уточняют самостоятельно в толковом словаре.
В-третьих, большинство пятиклассников выбирают как знак завершения точку вместо восклицательного или вопросительного знаков, так как эмоционально невосприимчивы к заложенной в тексте информации и не могут почувствовать разницу, если не прочитают текст вслух (Как красив зимний лес! Почему именно такое?).
В-четвёртых, в критериях оценивания К3 "Правильность списывания" учитываются исправления: нет исправлений - 2 балла, при трёх или более - 0 баллов. Осуществляя самоконтроль, внося в свою работу коррективы, ребёнок по сути может быть наказан за своё исправление лишением баллов. А в одном из вариантов предложение построено так, что ученик может допустить пунктуационную ошибку неосознанно, увидев слово-маркер ЭТО и поставив между словами "зимой" и "это" тире (3..мой это самая красив.. птич..ка.).
В-пятых, формулировка задания 5(выделить грамматическую основу) была понята некоторыми учащимися неправильно (выделяли все члены предложения, в том числе и второстепенные).
Хочется пожелать разработчикам ВПР, запланированных на апрель 2018 года, проявить внимательность к формулировкам заданий, чтобы исключить разночтения в понимании заданий, сделать сноски для пояснения трудных или непонятных слов, пересмотреть некоторые критерии оценивания списывания текста, особенно там, где есть исправления.
Пятиклассникам нужно быть внимательнее: читать и перечитывать непонятное слово, выражение, не торопиться выполнить задание, писать красивым и разборчивым почерком.
Учителям необходимо систематически проводить работу над ошибками, вместе с учащимися разбирая формулировки заданий и анализируя их выполнение, нужно подбирать содержательные тексты, приучать ребят использовать разные способы толкования незнакомых слов и, наконец, быть объективными в проверке согласно критериям оценивания.