В Нижнем Новгороде объявился удивительный человек. Он поселился на краю города, но дома бывал редко: с котомкой за плечами исходил пешком весь обширный край Поволжья. Переправляясь в лодке через реку, за вёслами сидел сам, колол дрова — руки у него были сильные и мозолистые, как у крестьянина.
«Идеальный образ русского писателя», — справедливо сказал о нём Максим Горький, считавший его своим учителем в литературе. Больше всего Горького волновало: почему Короленко (1853-1921) «такой ровный, спокойный». «Я знаю, что мне нужно делать, и убеждён в полезности того, что делаю», — таков ответ Владимира Галактионовича, покорившего многих людей своим задушевным тоном и чуткой мягкостью. Даже нерадостные события жизни и горькая участь безнадёжных ситуаций не сломили Короленко. А ведь он не раз бывал в тюрьмах и ссылках. Короленко — настоящий борец за справедливость.
Эту веру, сочувствие к обиженным впитал он с детства: родился в украинском городе Житомире в семье уездного судьи, который выделялся среди чиновников исключительной честностью и неподкупностью. Мать происходила из польского дворянства, и мальчик волею судьбы познакомился сразу с тремя языками: польским, украинским и русским. С раннего детства в его сознании была заложена идея равенства наций.
С шести лет будущий писатель учился в частных польских пансионах. Когда семья перебралась в город Ровно, то Владимир стал заниматься в Ровенской реальной гимназии, потом поступил в Петербургский технологический институт. Отец умер, большая семья оказалась в нищете, пришлось зарабатывать на жизнь, бросить университет. Чтобы учиться, Владимир отправился в Москву и поступил на лесное отделение Петровской сельскохозяйственной академии. Уже в это время любая несправедливость вызывала у него страстное желание прийти на помощь. За участие в студенческой забастовке Короленко был исключён и выслан в Вологодскую губернию. Ссылку, к счастью, отменили. И вновь неудачная попытка получить образование в Петербурге, в Горном институте.
Работая в газете «Новости», Короленко увлёкся политикой, модными в те годы идеями народничества — «хождения в народ». Позднее писатель поймёт, что реальная жизнь более жестока и убога, чем модная теория. Но пока молодость, жажда справедливости требовали активной позиции. За вольнодумство Владимир попал в разряд государственных преступников и был арестован. С конца семидесятых годов начались его скитания по тюрьмам и ссылкам. Ему помогала привычка трудиться, интерес к жизни простых людей.
Написанные в Сибири очерки сделали его имя известным. Рассказ «Сон Макара» принёс Короленко настоящую славу. В ссылке была написана и повесть «В дурном обществе» (другое название — «Дети подземелья»). В основе её — воспоминания об отце, о жизни в городе Ровно. В среде бездомных и голодных он сумел разглядеть людей одарённых, благородных, по своим нравственным достоинствам превосходивших сытых обывателей городка Княжье-Вено.
Загадочный пан Тыбурцый совершенно свободно цитировал речи Цицерона, стихи Вергилия, отрывки из Ксенофонта. Образованный человек оказался в трудных жизненных обстоятельствах из-за "неожиданной ссоры с законом". Пришлось круто изменить прежний образ жизни: закон и человечность — понятия не всегда соотносимые. Этот отверженный человек познал не меньше скорби, чем пан судья, отец Васи, но не опустил руки, не забыл о детях. А когда умерла Маруся, пришёл на помощь Васе, убедив его отца в благородстве и доброте сына. Знакомство с Валеком и Марусей пробудило в Васе сочувствие к страданиям униженных бедняков. Приобщение к горю несчастных детей возвышает и облагораживает человека.
Повесть «Слепой музыкант» выражала заветную мысль писателя о торжестве несломленного духа. Ничем не погасить божью искру в человеческой душе. Потребность в свете, просторе и красоте не погибнет даже под гнётом непоправимых несчастий. "Хранить чуткость к человеческому страданию и искать выхода" — вот убеждение Короленко, не признававшего никакого превосходства одного человека перед другим.
По словам дочери писателя, в семье никогда не было роскоши, даже тогда, когда "отец много получал от издания книг". Многих поражала строгость и скромность быта Короленко. Роскоши не требовали и увлечения хозяина: прогулки на лодке и велосипеде, грибные походы, плавание, катание на коньках. Простые земные удовольствия! Щедрость и доброта его были таковы, что он принимал под своим кровом ссыльных, возвращавшихся из Сибири, неблагонадёжных студентов — в общем, чужих людей, искавших реальной помощи и поддержки.
В Петербурге Владимир Галактионович руководит крупным журналом «Русское богатство». В это время он становится авторитетнейшим русским писателем и общественным деятелем. И после переезда в Полтаву он продолжает следить за событиями политической жизни России. Проявляя подчас отчаянную смелость, вмешивается в запутанные судебные дела, помогает выйти на свободу несправедливо осуждённым людям разных национальностей.
Приход советской власти не принёс справедливости, свободная мысль по-прежнему была гонимой. В письмах к Луначарскому Короленко открыто заявил о протесте против расправ над людьми без суда и следствия. До самой смерти Короленко оставался несломленным «рыцарем добра и справедливости».
Литература
1. Каплан И. Горький и Короленко / Литература. Приложение к газете "Первое сентября". - 1996. - № 46. - С.2-3.
2. Петропавловская Н. Возвращаясь к Короленко / Литература. Приложение к газете "Первое сентября". - 1998. - № 4. - С. 2-3.
3. О повести В.Г. Короленко "Дети подземелья" в 5 классе / Литература в школе. - 2003. - № 7. - С. 42-45.
4. Шумских Е.А. О языке повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" / Русский язык в школе. - 2006. - № 3. - С. 69-74.
5. Ясенева Т.А. Мы ещё не разучились плакать. Уроки по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья" в 6 классе / Уроки литературы. - 2007. - № 11. С. 5-15.
6. Вербовая Н.Н. Литературный портрет в произведениях В.Г. Короленко / Русская словесность. - 2007. - № 7. - С. 65-66.
7. Об очерке В.Г. Короленко "Парадокс" в 8 классе / Литература в школе. - 2009. - № 11. - С. 44-47.