Николая Носова (1908-1976) знают и любят читатели разных поколений. Невозможно представить детскую библиотеку без весёлых книг о Вите Малееве, Косте Шишкине, Коле Синицыне, Незнайке, Шпунтике и Винтике, Кнопочке и Тюбике, Пончике и Авоське.
Многие герои словно вышли из нашего детства — так они похожи на обычных мальчишек и девчонок, беспокойных, увлекающихся, смешных, таких, каким был в детстве сам Носов.
Писатель признавался, что хорошо помнил то время, когда отец казался ему «великаном». Туфли отца изумляли своей величиной, можно было влезть в эти «скороходы» и походить в них. Вот так маленький Коля вообразил себя однажды «коротышкой», а потом, уже будучи взрослым, придумал сказочный сюжет о жителях Цветочного города — человечках ростом с огурец.
Николай Носов родился в семье актёра, а детство его прошло под Киевом, в посёлке Ирпень. Он учился в гимназии, преобразованной в семилетку, занимался самообразованием: много читал, увлекался разными науками, техникой, живописью, мечтал об институте кинематографии, работал на бетонном, потом на кирпичном заводах. Это был тяжёлый труд чернорабочего, и всё-таки мечта его сбылась: в девятнадцатилетнем возрасте он стал студентом Киевского художественного института.
В воображении Николая картины и рисунки двигались, портреты разговаривали, краски перетекали одна в другую. Это был мир, где нет предела творческой фантазии. Носов привык свои мечты подкреплять делом и в 1929 году перевёлся в Московский государственный институт кинематографии, стал режиссёром.
О литературе он не думал: свой талант и знания вкладывал в мультипликацию, в научные и учебные фильмы. Двадцать лет он посвятил этой профессии. А писателем сделался случайно. Будучи человеком творческим во всём, он с увлечением придумывал и рассказывал занятные истории для своего подрастающего сына и его друзей. Эти смешные рассказы так и просились на экран или сцену. Недаром художники любили делать картинки к его книгам! Читаешь книжку, и в ней всё так ярко, ну просто как в кино!
«...Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась...» Почти все, кто читал эти строчки из рассказа «Живая шляпа», не могли остановиться от дальнейшего чтения и от хохота. Но огромный успех книг Носова объясняется не только тем, что он долго проработал в кино и принёс в литературу стремительность и яркость киноискусства. Чтобы стать детским писателем, надо ещё знать и понимать детей.
Николай Николаевич в жизни был немногословным, редко улыбающимся человеком. Но он присматривался к детям, к их жизни дома и в школе, к тому, что они любят, чем интересуются. В его книгах мальчики и девочки — невероятные затейники и фантазёры, даже озорство их такое смешное, что трудно на них долго сердиться...
Смешные книги интересно читать не только детям, но и взрослым — всем! И это правда! Удивительно, что детская повесть «Витя Малеев в школе и дома» впервые была напечатана в журнале «Новый мир», а не в «Мурзилке» или «Пионере». За неё писатель получил Государственную премию. При его жизни книга была переведена более чем на двадцать языков.
А потом Николай Носов начал писать сказочный роман, в котором шутливо и вместе с тем серьёзно, просто и доступно рассказал о труде поэта, художника, музыканта, изобретателя, об устройстве общества и его законах. Герой его мгновенно стал любимцем миллионов детей сначала в нашей стране, а потом и в других странах мира. «Приключения Незнайки и его друзей», а затем «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне» — до сих пор самые читаемые книги.
В этой большой сказке автомобили работают на газированной воде с сиропом, обитатели неведомых миров передвигаются на спиралеходах и турболётах, дружная компания Незнайки сталкивается с малосимпатичными персонажами: судьёй Вриглем, богачами Скуперфильдом, Жадингом, Спрутсом, мошенником Жулио. И живут они в городах Брехенвальде, Грабенберге, Давилоне, где издаётся «Газета для дураков».
Николаю Николаевичу нравилось, когда его называли «выдумщиком». Он любил выдумывать и симпатизировал тем, кто тоже был способен на выдумку. И недаром одна из самых смешных книг названа «Фантазёры». Некоторые критики упрекали писателя в том, что его всегда привлекало всё необыкновенное, всё сказочное. Но разве это уж так плохо? Наверное, нет!
Не раз читатель ловит себя на мысли, что хочется подражать героям книг Носова: построить инкубатор и вывести цыплят, как в повести «Весёлая семейка», поступить в цирковое училище и дрессировать для этой цели собаку. Интересно, а откуда писатель всё узнал?
Это замечательное качество писательского таланта — умение увидеть в жизни ребёнка что-то незаметное для «постороннего» взрослого взгляда и рассказать об этом правдиво и с юмором.
«...Способ, которым я пользуюсь, — это способ изображения чувствующего, мыслящего и действующего ребёнка, о котором мне достоверно известно всё, так как этот ребёнок — я сам».
Возьмите любую книгу Николая Николаевича, и вы удивитесь тому, как он знал детскую жизнь, как понимал героев и сочувствовал им. Сочувствовал даже тогда, когда ребята оказывались не на высоте, когда они, например, трусили или хвастались.