Вальтер Скотт родился в 1771 и умер в 1832 году. Он стал классиком ещё при жизни, достиг огромной мировой славы. Все, кто знал Вальтера Скотта, в один голос говорили, что это был человек добрый и внимательный к людям.
Отец его был юристом, мать — дочерью профессора. Но дед по отцовской линии всю жизнь оставался фермером, человеком малограмотным, хотя и весьма уважаемым в округе. К нему в деревню и был отправлен трёхлетий Вальтер после того, как перенёс тяжёлую болезнь, сделавшую его хромым на всю жизнь.
В окрестностях фермы, овеянных романтикой прошлого, он видел разрушенные старинные здания, мрачные развалины Смальгольмского замка. От слуг, няни и бабушки маленький Вальтер услышал немало волнующих рассказов о своих предках, о подвигах шотландских воинов и героев, легенды о бунтаре-горце Роб Рое, который был под стать любимому герою английских народных баллад Робину Гуду.
Рассказы, предания, легенды, сказания, баллады... Как тут не разыграться воображению! Живой интерес к фольклору, проявившийся у будущего писателя очень рано, не покидал его до конца жизни, помогая создавать яркие, запоминающиеся характеры.
В юности у него созрело решение — рассказать родному народу о его истории, чтобы из прошлого народ почерпнул силу для будущего. Это была великая цель, и он посвятил ей всю свою жизнь. Но кто знает, что бы у него вышло, если бы он родился в другое время.
Вальтер Скоп стал свидетелем бурных событий, исторических потрясений. Промышленный переворот в Англии привёл к голодным бунтам рабочих, по Франции разразилась буржуазная революция, армия Наполеона грозила вторжением в Англию. Всё это волновало умы и сердца, наводило на размышления о законах истории, о судьбах народов.
Двенадцатилетним мальчиком Скотт поступил в Эдинбургский университет, а после пять лет работал в адвокатской конторе отца, потом перешёл в Эдинбургский суд. Судебные процессы и служебные поездки по стране дали ему всестороннее знание людей, человеческих характеров.
В свободное от судебных заседаний время молодой адвокат объезжал верхом различные районы Шотландии, записывал воспоминания очевидцев суровых и бурных событий прошлого. Позднее он издаст песни в трёх томах под названием «Песни шотландского порубежья».
В это же время Скотт начал писать и сам — баллады и романтические поэмы. Их сюжеты были, как правило, связаны с историческими событиями средневековья. Одну из первых баллад Вальтера Скотта перевёл на русский язык В. А. Жуковский, выпустив её в свет под названием «Замок Смальгольм» (у автора она называлась «Иванова ночь»). Шумный успех у публики имели поэмы «Песня последнего менестреля», «Мармион», «Дева озера». Красочность и историзм переплетались в них с романтической фантастикой, действие происходило на фоне сурового шотландского пейзажа.
Издание поэм и почётная должность секретаря суда дали Вальтеру Скотту достаточно средств для того, чтобы он мог купить обширное поместье, которое писатель назвал Эбботсфорд. Он поселился в доме, построенном как средневековый замок. Туда приезжало много писателей, журналистов, общественных деятелей.
Очень скоро Скотт понял, что не может ограничиться одной поэзией. Он был скромен и не переоценивал своего поэтического дарования. После того как Скотт познакомился с «Чайльд Гарольдом» Байрона, он без колебаний уступил ему пальму первенства и признал, что его собственной поэтической славе суждено померкнуть при свете новой восходящей звезды.
«Благоразумие побудило меня, — писал он впоследствии, — спустить паруса перед гением Байрона... Изображением страстей и глубоким знанием человеческого сердца он согнал меня с поля». Но тогда же начала восходить и звезда Вальтера Скотта — звезда выдающегося романиста, создателя и непревзойдённого мастера исторического романа. У него был редкий дар — дополнять скудные исторические источники воображением, верно понимать отдалённую эпоху, быть в ней как дома.
Прочтите его романы. Они занимательны и полны приключений. Вашими друзьями станут лесной стрелок Робин Локсли из романа «Айвенго», мужественный бунтовщик Роб Рой, смелая крестьянская девушка Джин Дине (из «Эдинбургской темницы»), Квентин Дорвард.
Трудно найти в мировой литературе другое произведение, в котором бы столь красочно, зримо и впечатляюще был описан средневековый рыцарский турнир. Это, конечно же, «Айвенго» Вальтера Скотта.
«Место ожидаемых состязаний представляло теперь великолепное зрелище. Покатые галереи были заполнены всем, что было родовитого, знатного, богатого и красивого на севере Англии и в средних её частях...
Герольды закончили чтение правил обычными возгласами: «Щедрость, щедрость, доблестные рыцари!» В ответ на их призыв со всех галерей посыпались золотые и серебряные монеты. Герольды вели летописи турниров, и рыцари не жалели денег для историков своих подвигов...
Красивое и вместе с тем устрашающее зрелище представляли эти рыцари, молодцевато сидевшие на конях, в богатых доспехах, и готовые устремиться в ожесточённый бой...
Трубы затрубили, копья разом склонились и укрепились в упорах, шпоры вонзились в бока коней, передние ряды обеих партий полным галопом понеслись друг на друга и сшиблись посреди арены с такой силой, что гул был слышен за целую милю...
Но мало-помалу ряды сражавшихся начали редеть: одни признали себя побеждёнными, других прижали к ограде в конце арены, третьи лежали на земле раненые, и храмовник с рыцарем Лишённым Наследства сошлись наконец лицом к лицу. Соперники...»
Именно роману «Айвенго» суждено было стать одним из самых знаменитых произведений шотландского писателя, его великим художественным достижением.
Чем же так покоряют читателей исторические романы Вальтера Скотта? Ведь среди поклонников писателя были Байрон и Гёте, Бальзак и Пушкин, Гоголь и Тургенев...
В 1814 году, случайно натолкнувшись на отрывки рукописи романа, начатого им ещё за десять лет до этого, но раскритикованного одним из его друзей, Скотт снова засел за работу. Он трудился с поразительной быстротой и в течение трёх недель завершил произведение. «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» — так назывался этот роман Вальтера Скотта, был посвящён борьбе Шотландии за самостоятельность. Всё в нем показалось читателям новым, необычным, чарующим и поэтическим. О нём сразу заговорили как о выдающемся событии в литературе, много писали журналы и газеты. Слава «Уэверли» вскоре разнеслась по всей Европе.
Скотт выпустил свой первый роман анонимно, то есть без указания своего имени, и ещё долгое время отказывался раскрыть своё инкогнито, подписывая все последующие романы — «Автор „Уэверли"». Его прозвали «великим незнакомцем». И это окружило образ писателя ореолом величия — образ, столь же таинственный, сколь и привлекательный. Тем не менее многие догадывались, кто скрывается за подписью «Автор „Уэверли"», и первым среди них был Байрон.
Талант Вальтера Скотта, его удивительная работоспособность и широчайшая эрудиция привели к тому, что за семнадцать лет (он умер в 1832 году) писатель создал двадцать восемь романов, а кроме того — немало научно-литературных, исторических и публицистических работ (в том числе такую огромную, как девятитомная биография Наполеона Бонапарта).
Трудился Вальтер Скотт с удивительной лёгкостью и вдохновением. Он садился утром к столу и писал без передышки, без видимого напряжения много часов подряд — словно кто-то невидимый диктовал ему его создания, — до тех пор, пока дневная норма не была выполнена. Не перечитав, он тут же отправлял рукопись в типографию.
Всего за шесть недель был написан следующий после «Уэверли» исторический роман Скотта — «Гай Мэннеринг», первое издание которого в количестве двух тысяч экземпляров разошлось на другой же день после выхода в свет. А тем временем «великий незнакомец» уже трудился над новым произведением.
На огромных, глубоких по охвату исторических событий живописных полотнах, полных не виданных дотоле красок, Вальтер Скотт раскрыл перед читателями целый мир былых людей, былых нравов, одежд, столкновений, героев, причём сделал это в удивительно доступной, увлекательной и поэтической форме. Он словно физически переносит вас в ту эпоху и в ту среду, о которых пишет. История в поэзии и поэзия в истории — вот главная черта его романов.
«Слепая фортуна, — писал один из философов прошлого века, — изливала на него все дары, он был любимцем королей, и крестьян, и всех средних классов. Все европейские народы с нетерпением ждали каждого его романа. Редко литературная слава подымалась так высоко и никогда не распространялась так широко».
Чтение романов «великого чародея», как прозвали гениального шотландца современники, доставляет не только великое наслаждение — оно помогает нам проникнуть в дух и суть эпох минувших, почувствовать их не только умом, но и сердцем.
Друг Пушкина поэт и критик князь П. А. Вяземский назвал автора «Айвенго» и «Роб Роя» превосходнейшим писателем всех народов и всех веков. Минувшие два с половиной столетия подтвердили эти слова.
Литература
Сашонко Вл. Великий чародей // Искорка. - 1971. - № 8.