Login
needlewoman.infoновости гламура

Электив "Я слушатель и читатель"

Внимательно слушаем!Чтение в методической практике рассматривается как важнейшее коммуникативное умение, на основе которого совершенствуются другие умения, например, изложение своих собственных мыслей и грамотное письмо, развитие памяти, воображения, внимания.

На уроках русского языка и литературы учитель создает необходимые условия для формирования умений сочинять тексты, практически владеть языковыми средствами, использовать речевые высказывания, решающие задачи общения. Однако общеучебные умения слушать и читать формируются опосредованно и часто остаются вне поля зрения учителя-предметника, полагающего, что этот вид умений не требует дополнительного внимания.

В старших классах нередко для изучения предлагаются крупные художественные формы или большие объёмы учебно-научных текстов, но рассчитывать на их полное прочтение нельзя, ведь только опытный читатель, наученный правильно читать, может взяться за освоение подобных текстов.

Беспомощное чтение лишь способствует усталости, потере интереса к книге, учебнику, справочной литературе. Чтобы этого не случилось, нужно воспитывать грамотного читателя, активно воспринимающего и перерабатывающего информацию различных по содержанию текстов.

Слушание занимает значительное место в деятельности учащихся, но иногда до 75 % устной информации, излагаемой на уроке, ими не воспринимается. Вот почему обучение слушанию следует рассматривать как важнейшую задачу при формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Программа элективного курса

Технология  формирования  правильной  стратегии и тактики в работе с текстом

Содержание

1.1 Пояснительная записка
1.2. Учебно-тематический план
1.3. Основное содержание каждой темы курса
1.4. Тематическое планирование
1.5. Результаты изучения курса
1.6. Формы контроля
1.7. Задания для самостоятельной работы
1.8. Список основной и дополнительной литературы

1.1. Пояснительная записка

Элективный курс «Я слушатель и читатель» предназначается учащимся 8-9-х классов. По желанию учителя можно адаптировать курс для учащихся 5-7-х классов или сделать обязательным для учащихся 10-11-х классов. На занятиях рассматриваются комплексные общеучебные проблемы, требующие синтеза знаний смежных наук.

Оптимальная продолжительность электива «Я слушатель и читатель» – 8-17 часов, что составляет при условии проведения занятий один раз в неделю одну или две учебные четверти.  

Цели: способствовать эффективному развитию общеучебных умений:

1. результативно мыслить и работать с информацией:

• самостоятельно отбирать источники информации для поиска нового знания,
• добывать и обрабатывать новое из различных источников разными способами,
• преобразовывать информацию;

2. участвовать в коммуникативных ситуациях: 

• слушать и понимать точку зрения другого,
• использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),
• владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания,
• различать мнение, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, теории.

Задачи электива:

- совершенствовать умения воспринимать и понимать текст газеты, текст диктора, текст художественного или научно-популярного произведения, текст любого учебника, аудиокнигу, речь политика, учёного, писателя, учителя,

- совершенствовать технику чтения  (скорость, гибкость, продуктивность),

- развивать навыки внимательного чтения (предугадывать содержание, извлекать смысл, приблизиться к авторскому замыслу, эстетически
насладиться прочитанным),

- научить выбирать стратегию и тактику слушания и чтения в соответствии с коммуникативной целью,

- формировать позицию активного слушателя  и активного читателя,

- иметь представления о разновидностях текстов, об авторском стиле.

Текст как единое целое выступает  в качестве основной дидактической единицы. Коммуникация как ведущий термин обязывает понимать различные виды текстов и звучащую речь.

Предполагается знакомство с понятиями:

• «читательский труд»,
• «талантливый читатель»,
• «авторский стиль»,
• «экспедиция» по тексту,  
• связность и целостность текста,
• «фоновые знания»,
• «лингвистический микроскоп»,
• «бинарная оппозиция»,
• «аналитическое» и «эстетическое» слушание,
• «синхронное чтение»,
• гибкость и продуктивность чтения.

В познавательной деятельности развивается ассоциативное мышление учащихся (аналогия, тождество, различия), они овладевают навыками познания окружающей действительности, творческим подходом к решению учебных и практических задач, участвуют в проектной деятельности.

В информационно-коммуникативной деятельности реализуется адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение текстов различных стилей и жанров с целью решения познавательных и коммуникативных задач, возбуждается интерес к самостоятельному чтению текстов, расширяется кругозор учащегося.

Рефлексивная деятельность обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей.

Формы и методы изучения материала элективного курса:

• тренировочные упражнения, творческие задания, практикумы;
• эвристические беседы, тренинги;
• проведение исследований, экспериментов;
• работа со словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами;
• анализ ситуаций и игровое моделирование;
• деловые и ролевые игры;
• конференции, круглые столы;
• подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ.

1.2. Учебно-тематический план (17 часов)

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Пространство текста

 

1

Эвристическая беседа. Знакомство со справочной литературой для учащихся.

Составление таблицы «Что такое текст».

 

2.

Типы текстов и их разновидности

1

Лекция. Работа с толковым словарем и текстом делового стиля.

Составление плана лекции, схемы анализа текста делового стиля.

3.

Стилистические особенности текстов

 

2

Эвристическая беседа. Сообщения учащихся. Работа с энциклопедической статьей. Анализ стиля текстов. Практикум.

Составление схемы анализа текстов научно-популярного, публицистического и художественного стиля.

4.

Роль слушателя

 

1

Лекция. Игровое моделирование. Тренинг. Работа с фразеологическим словарем.

Конспект лекции. Тезисы. Сравнительная схема. Антология фразеологизмов о роли слушателя.

5.

Виды и стили слушания

 

1

Практикум. Работа  с аудиокнигой. Познавательная игра «Узнай голос». Мини-тест «Какой я слушатель».

Составление алгоритма.

Попутные записи.   Мини-словарь.          

 

6.

Выборочное и «эстетическое» слушание

 

1

Эвристическая беседа. Работа с аудиозаписями. Работа в парах.     Тренировочные упражнения. Моделирование ситуаций.

Составление       мини-игр. Цветослово. Исследовательская работа.

Аудиоверсия текста.

7.

«Аналитическое» слушание.  

2

Сообщение учителя и учащегося. Исследовательская работа учащихся. Сопоставительный анализ.   Работа с аудиокнигой.

Комбинированные записи. Составление таблицы-схемы. Запись вопросов. Творческая работа.

8.

Результативность слушания    

1

  Практическая работа с текстом. Эвристическая беседа. Эксперимент.

Запись уточняющих вопросов. Создание фактологической цепочки. План.

9.

Роль читателя

   

1

Эвристическая беседа по тексту. Моделирование ситуаций. Работа с фразеологическим словарем.

Сравнительная схема. Антология фразеологизмов о роли читателя.

10.

Цели и виды чтения

 

1

Лекция. Практикум. Моделирование ситуаций. Выразительное чтение текста.

 Конспект лекции. Оформление найденной информации из текстов.

11.

Ознакомительное чтение    

1

Лекция учителя. Практические упражнения. Моделирование ситуаций. Работа с текстом учебника.

   Составление тезисов. Сочинение-миниатюра. Тезисы. Перифраз. Резюме.

12.

Аналитическое чтение

 

1

  Работа с разными текстами. Практикум. Беседа по тексту.

Составление вопросов к текстам. Схема текста. Творческая работа.

13.

Тактика аналитического чтения

  

1

Сообщения учащихся. Мини-тесты. Работа с текстом.

Сопоставление вопросов к текстам до и после чтения.

14.

Как читать аналитически разные виды текстов

1

Выразительное чтение текстов. Чтение «про себя».

Заметки на полях, выписки, составление конспекта, плана. Мини-словарь.

15.

Итоговое занятие

1

Круглый стол.

 

Презентация проекта. Зачетная работа. Интернет-страничка.

 1.2. Основное содержание каждой темы курса  

Модуль 1.

«Тексты, которые меня окружают» (даёт общее представление о разновидностях текстов).

Тема 1. Пространство текста

Текстовое пространство. Структура текста. Актуальное членение текста. Тема и рема. Тематическая последовательность текста.

Тема 2. Типы текстов и их разновидности

Типы текстов и их виды. Стилистические особенности текстов деловой сферы (строгость, клишированность).

Тема 3. Стилистические особенности текстов

Особенности текстов научной сферы (логичность, точность).
Особенности текстов эстетической и публичной сферы (эмоциональность, экспрессивность).

Модуль 2.

«Я слушатель» (формирует позицию активного слушателя).

Тема 4. Роль слушателя

Роль слушателя: радиослушатель, зритель, телезритель, ученик. Слушать – слышать. Речевой слух

Тема 5. Виды и стили слушания

Виды и стили слушания (информативное, эмоциональное и инструктивное; глобальное и детальное, критическое и некритическое, рефлексивное и нерефлексивное).

Тема 6. Выборочное и «эстетическое» слушание

Выборочное слушание. Ситуации выборочного слушания. Ситуации неадекватного слушания. «Эстетическое» слушание.

Тема 7. «Аналитическое» слушание

«Аналитическое» слушание. Извлечение, структурирование, сопоставление информации. Особенности слушания художественного текста.

Тема 8. Результативность слушания

Способы повышения результативности слушания: уточняющие вопросы, запись фактологической цепочки, план, тезисы, кодирование, перефразирование, резюмирование и др.

Модуль 3.

«Я читатель» (научит выбирать стратегию и тактику чтения в соответствии с коммуникативной целью, формирует позицию активного читателя).

Тема 9. Роль читателя

Читатель профессиональный (критик, рецензент, обозреватель и др.).
Читатель непрофессиональный (массовый читатель, библиоман, ученик и др.). Ситуации, в которых выступает читатель.

Тема 10. Цели и виды чтения

Цели чтения. Виды чтения. Поисковое чтение (поиск нужной информации). Ситуации для поискового чтения. Тактика выборочного слушания и поискового чтения. Выборочное чтение.

Тема 11. Ознакомительное чтение

Ознакомительное чтение (представление о предмете речи и логике автора текста). Ситуации для ознакомительного чтения. Ознакомительное просмотровое чтение: вычитывание темы текста. Ознакомительное реферативное чтение (чтение со сжатием текста).

Тема 12. Аналитическое чтение

Аналитическое чтение (точное понимание информации, определение позиции автора, определение своего отношения к изложенной информации и точке зрения автора).

Тема 13. Тактика аналитического чтения

Тактика аналитического чтения: постановка вопросов до и после прочтения, заметки на полях, выписки, составление конспекта, плана.

Тема 14. Как читать аналитически разные виды текстов

Аналитическое чтение публицистического текста.
Аналитическое чтение научно-популярного текста.
Аналитическое чтение художественного текста.

1.4. Тематическое планирование (8 часов)

Раздел Часы

Занятия

                 Тема занятия
«Тексты, которые меня окружают»      2

1

Пространство текста: структура текста, актуальное членение текста, тема и рема

2

Типы текстов и их стилистические особенности. Тексты деловой, научной, публичной и эстетической сферы
«Я слушатель»       3

3

 

Слушатель и стили слушания (информативное, эмоциональное и инструктивное; глобальное и детальное, критическое и некритическое, рефлексивное и нерефлексивное)

Виды слушания: выборочное, аналитическое, эстетическое

Результативность слушания
«Я читатель»      3

6

 

Читатель и цели чтения
       7  Виды чтения: поисковое, ознакомительное, аналитическое
       8  Результативность чтения

 1.5. Результаты изучения курса

Планируемые результаты:

1. курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2. научит анализу и оценке новой информации,  поиску дополнительной информации по новой теме;

3. поможет учащимся овладеть эффективными приемами слушания и чтения, сознательно относиться к тексту, понимать его возможности, повышать свою речевую культуру;

4. сформирует умения оптимально использовать возможности внимания, памяти и мышления в процессе слушания и чтения;

5. усовершенствует умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Общие   показатели   учебных   достижений учащихся:

- начитанность (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг;  читательские интересы);

- глубина освоения содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);

- уровень овладения фоновыми знаниями (умение применять важнейшие из них при анализе и оценке текстов);

- устойчивость речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения курса (овладение необходимыми  видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты.

1.6. Формы контроля


Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.

Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из  программы электива.

Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в углублении и повторении.

По усмотрению педагога, ведущего элективный курс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.   

Учащийся сам выбирает форму итогового контроля из предложенных учителем вариантов:

• презентация проекта,
• творческая работа,
• исследовательская работа,
• зачётная работа,
• мини-словарь,
• Интернет-страничка,
• аудиоверсия текста.

1.7. Задания для самостоятельной работы учащихся  
  Модуль 1

ТЕМА 1: Текстовое пространство

 
ЗАДАНИЕ №1. Проанализируйте предложения, начинающие абзацы. О чем они сообщают   читателю?

1. Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
2. Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить чувства, эмоции.
3. А зачем нужен язык? Чем похожи эти строки?
4. В Михайловском, подле дома-музея, среди зарослей акации, стоит маленький флигелек.
5. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.
6. Другой прием юмористического повествования – несоответствие.
7. Я хочу рассказать о книге, сохранившейся у меня с тех лет, когда мне было шесть лет.
8. Спрашивайте в аптеках города эти лекарства.

Для справок:

Введение новых понятий, определений; сигнал о конце перечисления чего-либо; привлечение внимания читателей; сигнал о начале текста; начало новой темы или её части; сообщение о цели текста; сигнал о концовке текста.

ЗАДАНИЕ №2. Прочитайте начальные предложения каждого абзаца в тексте. Определите основное содержание текста. Назовите стиль и тип речи. Проанализируйте предложения, начинающие абзацы. О чем они сообщают?

Луна и рост земных растений

Во время полнолуния картофель созревает гораздо быстрее, утверждают ученые из Иллинойского университета (США). Они изучали этот вопрос в течение длительного времени. Результаты их опытов показывают, что при полной Луне темпы роста овощей увеличиваются на 20 % по сравнению с периодами, когда Луна «рождается» или «стареет».

Древние греки в своей практике тоже ориентировались на лунные фазы. В этом можно убедиться, открыв написанную ими сельскохозяйственную энциклопедию «Гепонику». Приведя разные суждения на этот счет, авторы «Гепоники» все же рекомендовали своим читателям производить посев в новолуние. В этом случае проростки появятся на свет тогда, когда полновластной хозяйкой на ночном небе будет Луна.

Следовательно, они также полагали, что в полнолуние растения растут быстрее.
Поистине ново то, что хорошо забыто.

ЗАДАНИЕ №3. Разделите текст на абзацы.

Слово юмор происходит от английского слова, которое в  переводе означает “нрав”, “настроение”. Какое же настроение вызывает у нас чтение “Ночи перед Рождеством”? Светлое, веселое, радостное. Способов юмористического повествования много. Например, неожиданность. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета. Так, черт хотел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью. Другой прием – несоответствие. Слово “мужественно” не очень-то соответствует облику героев и вызывает улыбку, когда мы читаем:”Ткач и кум мужественно отстояли мешок”. Еще пример – гипербола, то есть преувеличение. “Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру”.

Для справки

1. Юмор – нрав, настроение.
2. Способы  юмористического повествования, например неожиданность.
3. Другой приём – несоответствие.
4. Ещё пример – гипербола.

ЗАДАНИЕ №4. Правильно ли разделен на абзацы данный ниже текст?

Высшие и низшие растения

Все растения, цветковые и нецветковые, имеющие корни и побеги, называют высшими растениями.

Высшие растения, как правило, обитают на суше, но среди них есть и такие, которые живут в водоемах, например элодея, рдест.

Есть растения, у которых нет не только цветков и плодов, но и корней и листьев.
Это низшие растения. Они живут в пресной и морской воде, и их называют водорослями.

Для справки

В тексте должно быть 2 абзаца: в первом перечисляются признаки высших растений, во втором – признаки низших растений.

Модуль 2

ТЕМА 8: Результативность слушания

ЗАДАНИЕ №1. Анализ текста

Вопросы по тексту:
• Определите по описанию время года.
• Опишите, используя авторские языковые средства, поля, лес, разлужья, луну.
• Каким автор видит лунный свет?
• Почему в тексте преобладает белый цвет?
• Какие звуки слышны в ночном лесу?
• Какие запахи наполняют лес?
• Выделите образ-доминанту в картине, нарисованной Буниным. Обоснуйте свой выбор.
• Как соотносятся состояние природы и состояние человека?

В сырых лунных полях тускло блестела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нем. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы… Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой от изморози, радужно сияющей траве.

Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами направо… Осенняя печаль и  красота! (И.А. Бунин «Последнее свидание»).

ЗАДАНИЕ №2    Анализ текста

• Какой рисует ночь Чехов? Какие речевые средства использует автор, чтобы описать непроницаемый мрак?
• Какие вы слышите звуки, читая описание ночи Чеховым?

Ни луны, ни звёзд… Ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало-мальски светлой точки… Всё утонуло в сплошном, непроницаемом мраке. Глядишь, глядишь и ничего не видишь, точно тебе глаза выкололи… Дождь жарит, как из ведра… Грязь страшная… (А.П. Чехов «Тёмной ночью»).

Модуль 3

ТЕМА 10: Цели и виды чтения

ЗАДАНИЕ

1. Какие способы чтения названы автором?
2. От чего зависит выбор способа чтения?
3. Какие примеры выбора разного способа чтения названы автором данного текста?
4. Расскажите о том, какие книги и как вы читаете.

Выбор книги – очень важное дело. Но выбор способа чтения – в тысячу раз важней. Настоящий читатель должен быть одинаково умелым во всех способах чтения. Он должен суметь выбрать и решить: когда читать мало – а когда много, когда быстро – а когда медленно, когда один раз – а когда десять. В зависимости от того, какую книгу он в руки берет и какую цель перед собой ставит.

Есть люди, которые читают одновременно чуть ли не десяток книг. Только все  - по-разному. И потому все – приносят пользу.

И потому так читать – хорошо.

Какое-нибудь техническое описание обработки металла нужно инженеру для работы. И вот вечером он садится с карандашом в руках и, заглядывая в книгу, что-то там высчитывает, прикидывает, соображает.

Иногда листает техническую энциклопедию.

Просматривает статью в специальном журнале.

Это, по сути дела, продолжение рабочего дня.

Но человеку положен ещё и отдых.

Можно сесть в кресло, зажечь маленькую лампу и неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже неделю, две, месяц, каждый раз продвигаясь на десяток страниц, каждый раз чувствуя все ближе жизнь её героев.

Такую книжку не возьмешь с собой в трамвай  или метро. Не только потому, что толстая. Просто слишком важное для тебя дело – это чтение. Нельзя заниматься таким чтением на ходу, кое-как, наспех.

Для этого существует что-нибудь попроще, какое-нибудь нехитрое приключение, какой-нибудь завлекательный и не очень серьезный фантастический рассказ.

Или вдруг, неизвестно почему, вечером захочется вспомнить старые стихи. Прочитал одно стихотворение, потом как-то совсем нечаянно – другое. Вот уж и вечер прошел…

И все эти книжки могут жить, не мешая друг другу, каждая – в своем уголке читательской души.

Но - не всегда.

Бывает так, что какая-то новая книга уведет тебя и захватит с такой силой – вздохнуть невозможно. Про другие книги вспоминать не хочется. Даже когда книга прочитана, несколько дней не хочется браться ни за какую другую.

И не нужно. Дайте своему читательскому сердцу отдохнуть. Дайте ему пережить то, что так сильно его взволновало. Пустите себя на свободу. Пройдет несколько дней, и вас потянет к чтению сильнее, чем прежде. (324 слова).

И. Линкова. «Ты и твоя книга»

1.8.  Список основной и дополнительной литературы

Использованная литература


1. Акишина А., Шляхов В. Учим читать быстро и эффективно. – М., 1991.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М., 1991.

3. Антонова Е.С. Знать или понимать? // Русский язык в школе, №3, 1999.

4. Белова Н.А. Реализация интеграции при изучении русского языка и литературы в школе на текстовом материале // Русская словесность, №8, 2005, стр. 53.

5. Бирюкова Т.Г. О культурно-речевой подготовке старшеклассников (Фоновые знания) // Русский язык в школе, № 3, 2001, стр. 16.

6. Бородина В.А., Бородин С.М. Учим… читать. – Л., 1985.

7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Козлова С.А., Мельникова Е.Л. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности // «Школа 2100» как образовательная система. Сборник материалов. Вып. 8. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2005, стр. 62.

8. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология формирования типа правильной читательской деятельности // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006, стр. 183.

9. Вьюшкова Л.Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка // Русский язык в школе, №1, 1998, стр. 3.

10. Вьюшкова Л.Н. Обучение чтению на уроках русского языка // Русский язык в школе, №3, 1993, стр. 24.

11. Вьюшкова Л.Н. Учим слушать // Русский язык в школе, №5, 1995, стр. 8.

12. Ембулаева Т.Е. Работа с учебными лингвистическими текстами // Русский язык в школе, №3, 1990, стр.3.

13. Ипполитова Н.А. Программа курса «практическая стилистика» для VIII-IX классов (По выбору учащихся) // Русский язык в школе, № 3-4, 1992, стр. 71.

14. Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Русский язык в школе, №1, 1997, стр. 11.

15. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение // Русский язык в школе, №2, 1998, стр. 9.

16. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение // Русский язык в школе, №1, 1999, стр. 3.

17. Кашина И.В. Специальный текст на занятиях по русскому языку в профессионально-технических училищах // Русский язык в школе, № 5, 1991, стр. 37.

18. Михайлова С.Ю., Нефедова Р.М. О конспектировании и реферировании при чтении текстов // Русский язык в школе, №2, 1998, стр. 15.

19. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // Русский язык в школе, №3, 1993, стр. 3.

20. Соколова О.В., Рябинина Л.А. Практическая стилистика. Краткая программа для 10-11-х классов гуманитарного профиля (70 ч.) // Профильная школа, №4, 2004, стр. 43.

21. Ходякова Л.А. Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины // Русский язык в школе, №6, 1991, стр. 15.

22. Шамова Т.И. Педагогическая матрица методического проекта «Визитная карточка стандарта» // Завуч. Управление современной школой, №2, 2006, стр. 108.

Литература для учителя и учащихся


1. Акишина А.А., Шляхов В.И. Учим читать быстро и эффективно. – М.: «Русский язык», 1991.

2. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики // Русский язык в школе, №2, 2002, стр. 3.

3. Бирюкова Т.Г. Речь старшеклассников: толкование обобщенных высказываний, круг ассоциаций // Русский язык в школе, № 2, 2003, стр. 17.

4. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. – М., 1993.

6. Донская Т.К. Динамические тексты на уроках русского языка и развития речи // Русский язык в школе, №3, 1994, стр. 11.

7. Каплан И.Е. Анализ языка художественных произведений: пособие для учителя. – СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1992.

8. Кожин А.Н., Крылов О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982.

9. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.: «Просвещение», 1980.

10. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.

11. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.

12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

13. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.

14. Махмудов Ш.А. Филологическое комментирование как методический прием // Русский язык в школе, №2, 1992, стр. 43.

15. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.

16. Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста // Русский язык в школе, №4, 2001, стр.19.

17. Развивайте дар слова: пособие для учащихся / Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1977.

18. Ревуцкий О.И. Анализ художественного текста как коммуникативно обусловленного связного целого. – М., 1998.

19. Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.

20. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: детская книга и детское чтение: учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

21. Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка // Русский язык в школе, №2, 1997, стр. 8.

22. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М., 1996.

23. Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.

24. Степанова Л.С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школы // Русский язык в школе, №1, 2004, стр.24.

25. Узорова О.В. Дневник юного читателя / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

26. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.


Добавить комментарий

You cannot add a banned link


Защитный код
Обновить